Международный конгресс "Наука и образование на пороге III-го тысячелетия"

3-6 октября в Минске состоялся Международный конгресс "Наука и образование на пороге ІІІ-го тысячелетия". Этот высокий форум был проведен по инициативе ряда представительных организаций: Венецианского офиса ЮНЕСКО, Национальной Академии наук Беларуси, Министерства образования Республики Беларусь, Российской Академии наук, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. Конгресс собрал ученых из 23 стран мира: Австрии, Азербайджана, Аргентины, Армении, Беларуси, Болгарии, Бразилии, Грузии, Индии, Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, Польши, России, США, Таджикистана, Турции, Украины, Югославии. В числе участников - многие известные ученые и организаторы науки (президенты и вице-президенты национальных Академий наук, ректоры и проректоры крупных университетов, заместитель Генерального Секретаря НАТО по проблемам науки и окружающей среды, министры образования, представители ЮНЕСКО и других международных организаций). Работа конгресса проходила на пленарных заседаниях, где обсуждались наиболее общие проблемы организации науки и реформы системы образования в условиях динамично развивающегося мира, и на 14 тематических секциях.

Спектр поднимавшихся на конгрессе проблем был достаточно широким. К чести организаторов, до начала его работы были изданы тезисы выступлений (Наука и образование на пороге ІІІ-го тысячелетия: Тезисы докладов Международного конгресса (г. Минск, 3-6 октября 2000 г.). В 2-х книгах. Кн. 1-2. Мн., 2000. Общий объем - около 650 стр.).

Естественно, что на форуме с таким названием не могли не подниматься темы, связанные с распространением новейших информационных технологий. Действительно, они звучали во многих докладах, а более полусотни выступлений касались их непосредственно. Я бы выделил несколько основных тематических блоков, по которым на конгрессе велись оживленные дискуссии: 1) Теоретические и прикладные проблемы информатизации. 2) Компьютеры и образование. 3) Проблемы и перспективы дистанционного образования. 4) Интернет-технологии в науке и образовании. 5) Использование ИТ при подготовке специалистов определенного профиля. 6) Социально-психологические проблемы компьютеризации. 7) Использование информационных технологий при обучении иностранным языкам. 8) Информационные технологии управления и некоторые другие.

В первом тематическом блоке обсуждались следующие темы: понимание информации как категории гуманитарного знания (В. В. Федосов, Минск), информатики как фундаментальной науки и образовательной области ХХІ века (В. М. Казиев, Нальчик, Россия), а информационных технологий как основного направления стратегического развития системы подготовки научных кадров (И. Ф. Богданова, Б. А. Железко, Минск); роль научных кадров в решении проблем информационной цивилизации (И. Ф. Богданова, Минск); особенности применения информационных технологий в рамках социологического мониторинга (Н. Г. Трапянок, Минск); проблемы информационной безопасности государства в связи с процессами интеграции в мировой информационный рынок (А. В. Путилов, А. Л. Бирюков, Москва). В выступлении В. К. Маригодова, А. А. Слободянюка и Д. Э. Мочалова (Севастополь, Украина) обсуждались некоторые аспекты применения теоретико-информационных методов в сравнительно новой отрасли знания - педагогической информатике, которые связаны с использованием различных обучающих систем и программ. Докладчиками было отмечено, что применение методов, основанных на теории массового обслуживания, "позволяет моделировать информационные процессы в обучающей (образовательной) системе, а также производить оценку трудоемкости алгоритмов вычислительного процесса при программном решении педагогических задач на ЭВМ".

Достаточно много внимания выступавшие уделяли самым разным аспектам использования компьютерной техники и мультимедийных устройств в учебном процессе. Так, мой коллега А. В. Колесников, известный читателям "КВ" как постоянный автор рубрик "Азбука программирования" и "Компьютер и жизнь", в своем докладе "Синергетика и образование ХХІ века" обратил внимание на большую познавательную ценность математических (вычислительных) моделей синергетики, в частности, моделей фрактальных структур типа множества Мандельброта или клеточных автоматов типа известной игры "Жизнь" при преподавании уже имеющихся курсов (информатики, физики, математики), а также при подготовке специалистов, которым предстоит иметь дело с очень сложными системами - природными, социальными, социотехническими. Примерно таким же был пафос выступления В. Шлыка "Мультимедийное руководство по обучению фрактальной геометрии" (Минск), в котором докладчик познакомил участников с тремя специальными компьютерными программами для преподавания курса фрактальной геометрии в университетах - "FractalLink", "Library of Fractals" и "Guide to Fractals", которые предполагается объединить в один пакет. Необходимость привлечения достижений синергетики и общей теории систем в образовательном процессе отмечалась также в докладах Э. М. Сороко (Минск), Г. М. Ревяко (Минск) и некоторых других. Г. М. Ревяко рассказал об опыте преподавания курса "Системотехника" на кафедре ЭВМ БГУИР для студентов третьего курса специальности "вычислительные машины, системы и сети" с использованием компьютерного учебника и лабораторных работ в компьютерном классе с постановкой задач моделирования самых разных сложных процессов и объектов от микроэкономики промышленного предприятия до расшифровки тайнописи гравюр Библии Скорины и задач по истории и диалектике древнерусского языка. Интересной и актуальной представляется постановка вопроса о необходимости скорейшей разработки методов нового направления в педагогике - мультимедийной дидактики как новой специфической методологии взаимодействия преподавателя и учащегося, которая прозвучала в докладе Л. И. Тодоровой (Благоевград, Болгария). Опытом создания программно-технологического комплекса для создания электронных учебников для открытого образования "TeachPro" поделился с коллегами Д. Д. Аветисян (ООО "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение", Минск). В выступлениях также рассматривались вопросы применения новых технологий, направленных на формирование навыков самообразования у учащихся в условиях использования информационных компьютерных комплексов (Е. Л. Миняйлова, Гомель), активизации познавательной деятельности студентов при изучении курса "Информатика и компьютерная техника" (Л. М. Романишина, В. О. Качуривский, Украина), использования информационных технологий в качестве средства коррекции знаний (Е. И. Панченко, Минск), использования автоматизированных обучающих систем для решения проблем подготовки кадров для высшей школы (А. Н. Морозевич, Н. В. Гулько, З. В. Пунчик, Минск), психолого-педагогические основы разработки педагогических технологий в ХХІ веке (Г. Н. Александров, Владикавказ, Россия) и др. Несколько докладов было специально посвящено применению компьютерных и Интернет-технологий для обучения и самообучения иностранным языкам (А. А. Удальев, Минск; В. В. Коркишко, Днепропетровск, Украина).

 

Значительное внимание на конгрессе было уделено такому приобретающему все большую популярность направлению современной педагогики, как дистанционное образование с использованием современной коммуникационной и мультимедийной техники. Оно не случайно во многих выступлениях называлось педагогической технологией ХХІ века. Такое образование уже сегодня делает высшее образование доступным для тех, кто по разным, и прежде всего по финансовым, причинам не может позволить себе учиться на дневных отделениях учебных заведений, и, тем самым, удовлетворяет растущие потребности соответствующих государств в специалистах самой высокой квалификации. Многие выступавшие делились опытом организации дистанционного обучения в своих странах, а также возникающими в связи с этим новыми проблемами, не известными классической face-to-face педагогике. Это доклады: С. Н. Бербероглу "Успешный опыт дистанционного образования в Турции" (Анатолийский университет, Турция), Мустафы Алкана, Элбистана Мехмета, Генчи Озгура, Текедере Хакана "Компьютерные сети и новые технологии для мультимедийных приложений в дистанционном образовании" (Нигде, Турция), Бхата Ракеша Мохана "Современные информационные технологии, задействованные в дистанционном обучении в Индии" (Гархвал, Индия), И. Д. Гюдженова "Дистанционное обучение в университете - проблемы и перспективы (Благоевград, Болгария), А. И. Жука, И. А. Тавгеня "Об основных проблемах дистанционного обучения в Республике Беларусь" (Минск), Ю. П. и П. Ю. Бархаевых "Развивающее дистантное обучение как технология ХХІ века" (Харьков, Украина), "Проблемы коммуникации в дистанционном обучении" А. В. Хуторского, Г. А. Андриановой (Москва), Л. Н. Хуторская (Гродно) и др.

Особое тематическое поле составила проблематика использования Интернет-технологий в развитии фундаментальной науки (С. В. Козырев, Е. Л. Брандман, П. А. Головко, Санкт-Петербург; В. Ф. Мещеряков, Харьков, Украина), международном информационном научном обмене (А. П. Киселева, Б. Л. Рублев, И. Б. Березовская, Львов, Украина; И. Тюхов, Москва; Х. В. Раковский, Харьков, Украина) и преобразовании национальных систем образования (М. П. Тхаплиял, Гархвал, Индия; С. А. Дятлов, Санкт-Петербург) в грядущем столетии.

Специально на конгрессе обсуждались и более частные проблемы, такие как использование информационных технологий при подготовке специалистов определенного профиля: математиков (В. И. Игошин, Минск), инженеров по природоустройству (В. Е. Валуев, А. А. Волчек, О. П. Мешик, Брест) и специалистов в области природопользования (В. Ф. Иконников, Минск), инженеров-механиков в Национальной металлургической академии Украины (А. Г. Величко и др., Киев, Украина) и специалистов-аграриев (Г. В. Жаворонкова, Умань, Украина); развитие информационных технологий управления ВУЗом (М. П. Батура, М. С. Тиванова, Минск); психологические аспекты массовой компьютеризации и проблемы психического здоровья человека (Г. Дерменджиева, Благоевград, Болгария; А. А. Зайцев, В. А. Кульчицкий, Минск).

Надвигающаяся новая "гиперреальность" (по ставшему популярным выражению Ж. Бодрийяра) ставит совершенно новые философские, гносеологические, этические проблемы. Этот круг проблем обсуждался преимущественно на "философской" секции Конгресса "Мировоззрение и научная рациональность в изменяющемся мире". Во многих выступлениях подчеркивалась открытость человека как существа экзистирующего навстречу своим возможностям и вытекающая отсюда аутентичность новых типов реальностей (гипер- или виртуальных реальностей) как, в принципе, человеческих реальностей, а также необходимость переопределения самой рациональности в связи с новыми планетарными реалиями. Вместе с тем, подчеркивалась и неоднозначность новых технологий в перспективе смысла человеческого существования, необходимость возвращения технологиям теряемого ими человеческого измерения (как пример, приводился проект "Мультимедийная Аркада" Умберто Эко), выработки нового критического мышления во избежание симулякризации всего человеческого в симулированной новой знаковой реальности коммуникаций и медий.

С. САНЬКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

41 за 2000 год

Рубрика: 

Компьютер и образование
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!