3D Revelator - откровенный объем

Начать придется с почти цитаты себя же годичной давности - будущее компьтерной графики - за объемным изображением. Сколько бы тысяч полигонов не добавляли моделям и какими бы многомегабайтными текстурами их не штукатурили, но реалистичности виртуального мира без ощущения объема все равно не добиться. Так что за прогрессом в этой области я стараюсь следить. К сожалению, автостереоскопические системы (то есть дисплеи, не требующие дополнительного оборудования для получения объемного изображения) в силу своих заоблачных цен и экзотичности до нас вряд ли доберутся. Так что опять приходится ограничиваться классическим вариантом - стереоочками. На этот раз речь пойдет об очках 3D Revelator производства немецкой комании ELSA.

Вкратце напомню принцип действия стереоочков (в английском варианте - shutterglasses). Среднестатистический человек имеет два глаза, причем глаза эти разнесены в пространстве и поэтому видят предметы под разным углом (чем дальше объект, тем более похожей получается картинка для каждого глаза). Сопоставляя различия в увиденных каждым глазом картинках, мозг оценивает расстояние до предмета, и таким образом мы получаем представление об объеме. Чтобы получить иллюзию объема от плоского изображения (с бумаги или монитора), надо создать стереопару, т. е. пару картинок, одна из которых соответствует левому глазу, а другая - правому. Основная сложность - разделить пару так, чтобы каждый глаз видел только свою картинку. В стереоочках это делается следующим образом: на монитор выводятся попеременно картинки для левого и правого глаза. "Стекла" очков сделаны из жидких кристаллов, которые могут быстро переключаться между прозрачным и непрозрачным состоянием. Переключение синхронизируется от сигнала кадровой развертки монитора, так что когда выводится картинка для правого глаза, то левый затемнен, и наоборот. Переходим к практике.

Сейчас в Минске реально можно купить два конкурирующих устройства из этой области: либо 3D Revelator, либо VR-100 от Asustek. Последние обычно поставляются в составе Deluxe-версий "навороченных" видеокарт от ASUS, хотя есть отдельный вариант, предназначенный для самостоятельной установки. Revelator в этом смысле приятно отличается от VR-100 тем, что изначально является самостоятельным устройством и может работать со многими видеокартами. Поддержка очков осуществляется через драйвер видеокарты, причем драйверы придется ставить именно от ELSA. Соответственно, поддерживаются только видеокарты на чипах nVidia, но зато любые: от TNT до GeForce 2 GTS. Основной рабочий API - Direct3D. OpenGL тоже поддерживается, но работает не всегда. Подключаются очки при помощи кабеля-разветвителя, который вешается между выходом видеокарты и монитора. На ответвляющемся кабеле расположен разъем (VESA DIN 3), к которому и подключаются очки или инфракрасный передатчик (есть ИК-вариант очков, работающий от батареек). Сами очки легкие и довольно удобные: можно регулировать длину дужек и они хорошо ложатся поверх обычных очков. Размер жидкокристаллических линз 29.5х23 мм - это несколько меньше, чем у VR-100, но линзы правильно расположены относительно глаз, так что поле зрения перекрывается полностью. Что касается системных требований, то, помимо видеокарты на чипе nVidia, вам потребуется еще качественный монитор, на котором можно установить рефреш 100 Герц (или больше) в рабочем разрешении. Такой рефреш нужен потому, что реально на каждый глаз приходится только половина частоты (картинки ведь две), и если эта половина меньше 50 Герц, то начинаешь замечать мерцание экрана (кстати, людям, склонным к эпилепсии, пользоваться очками сугубо не рекомендуется). Кстати, по сравнению с VR-100, который несколько заваливал всю картинку в сторону желтого цвета, у Revelator с цветопередачей лучше.

Теперь о реальных тестах: очки были проверены с картами ASUS V3400 (TNT), ASUS V7100 (GeForce 2 MX). На первой они работать отказались - старые Asustek'овские платы не выдают на выходе сигнала, который перерабатывается переходником в питание, так что придется добавлять питание самостоятельно по схеме с www.stereo3d.com. Зато на V7100 и остальных все работало как часы. Под D3D были проверены следующие игры: Аллоды 3, Homeworld, DeusEx, несколько разных Need for Speed, Heavy Metal F.A.K.K. 2 и еще несколько. Впечатления самые положительные: мерцания не заметно, стереоэффект четкий и при помощи драйверов его можно настроить на свой вкус (настроек стереорежима для этого вполне хватает). В общем, ощущение объема налицо. Хотя без минусов тоже дело не обошлось, принципиальная издержка данной технологии - фантомные изображения по бокам ярких объектов (так называемый ghosting) - никуда не делась. Связана она с инерционностью всей системы, в результате чего остаточное изображение кадра, сгенерированного для одного глаза, накладывается на кадр для другого. Можно уменьшить этот "дефект" за счет настроек, но полностью от него избавиться нельзя. Ну а более подробную информацию вы найдете по адресам www.elsa.shop.by и www.stereo3d.com.

Константин АФАНАСЬЕВ,
AKG_Monster@usa.net

 

Стереоочки 3D Revelator были предоставлены для тестирования фирмой "Пакодан"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2000 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!