Основы и простейшая схема 3D-сведения звука

Давайте поговорим о современных схемах 3D-сведения инструментов. Эта тема очень животрепещуща для настоящих и будущих технологий в индустрии звукозаписи. Так или иначе, мы ее касались в более ранних статьях, посвященных сведению и обработке. Теперь пришло время подвести некоторые итоги и двигаться дальше.

Итак, 3D в стереопространстве - это спецэффект. Причем пришедший из области обработок задержкой, реверберацией, "многоблоковыми" методами.

Современные технологии музыкального производства вышли на новый уровень. Главные критерии, предъявляемые сегодня к композиции - это прозрачность и абсолютная читабельность инструментов для слушателя. Если партия инструмента неразличима, непонятно, что это за инструмент, то его следует убрать из композиции. Кстати, многие уже отказались и от гармонического синтезаторного фона на "заднем плане" композиции, преследуя цели минимализма и достижения максимальной прозрачности.

Второе, что пришло в современные технологии - отказ от низких частот в сторону предпочтения работы с сабвуферным диапазоном. Это делает общую картину намного прозрачней, практически отсутствует гул, присущий как раз-таки стандартному диапазону низких частот.

Когда мы говорили о локализации источников звука в пространстве, то очевиден был вывод, что человек ориентируется в пространстве, в основном, по высоким частотам. Как доказательство этому сейчас можно привести наличие только одного сабвуферного канала в ряде современных акустических систем.

 

Именно в диапазоне от 3 КГц и находятся точки, отвечающие за прозрачность и читабельность инструментов и голоса. Голос имеет один из самых широких частотных диапазонов, и нововведения в современных системах сведения позволяют максимально выделить его на передний план, так как в определенных частотных полосах он нормально себя чувствует среди других инструментов.

Но, естественно, преувеличения, которые можно создать при обработке вокального трека, сыграют только на руку. Одно из таких преувеличений - эксайтер, придающий яркость вокалу. Однако мы должны думать о преувеличении не только в плане насыщения гармоник, но и в пространственном смысле. Представьте себе студийное помещение, где вокалист записывается на два микрофона, находящиеся практически рядом друг с другом, каждый из которых подключен отдельно к правому и левому каналам. Что мы имеем в итоге при прослушивании? Хороший объем, пространственный, хотя третий фронтальный микрофон и не помешал бы. Регулируя взаимоотношения громкостей каждого из микрофонов, мы экспериментируем с пространством, но, заметьте, это будет не эксперимент в плоскости панорамы, а эксперимент с пространством. Почему? Потому что имеет место задержка между колебаниями мембран одного и второго микрофона. В результате этой задержки мы и слышим объем.

Реально точно такую же систему можно сделать и на базе компьютера, экспериментируя с фазой или задержкой. Не важно, сколько треков вы скопируете и сместите для удачного сведения, важен результат - "голос можно пощупать руками". Есть очень много современных работ, где голос записан и сведен по старинке, но сегодня для вас, дорогие читатели, это не должно быть ориентиром, поскольку придет завтра:). У каждого специалиста есть свой собственный алгоритм сведения вокала, поэтому начинающим настоятельно рекомендую стартовать обучаться не с "набивания" MIDI-файлов, а с правильной обработки и сведения инструмента или того же голоса.

Отдельно хочется сказать об обработке реверберацией. Для прозрачности картины лучше обрабатывать не весь вокальный трек, а лишь его высокочастотный блок, который вырезается из данного трека обычным эквалайзером. После этого идет обработка ревербератором, причем настройки его не имеют большого значения, то есть вы можете добавить как пресет Hall, так и Large Room. После чего неплохо было бы полученный трек обработать небольшой долей компрессии, что, скажу сразу, полезно не для всех случаев.

После проведенных мероприятий обработанный высокочастотный блок вставляется в мультитрек или с незначительной задержкой по отношению к основному треку, или же без нее, в зависимости от ситуации.

Здесь стоит упомянуть о том, что имеет место понятие 3D-центра. Все одинаковые треки вокальной партии, а также высокочастотные и скомпрессированные блоки, от них образованные, сведенные с учетом фазы, задержек и т.п., "раскидываются" по панораме в диапазоне -5%-+5% (учитывая, что весь панорамный диапазон имеет границы -100%-+100%). Тогда голос автоматически приобретает пространственный объем, при этом находясь в центре.

По моим сведениям, а также по негласным правилам лучше, чтобы все треки с задержкой находились ближе к правому каналу (диапазон +1%-+5%), при этом основные треки (назовем их "подающими"), кои находятся в центре и левом канале, можно слегка уменьшить по громкости. Это делается с целью "обмана" пространства, так как если треки будут иметь одинаковую громкость, "подающий" будет более ощутим. Помимо этого, если вы работаете с высокочастоными блоками, то знайте, что они могут "перетянуть" весь звук на себя, и локализация источника произойдет там, где находится высокочастотный блок. Поэтому или же вы сидите и грамотно выставляете взаимоотношение громкостей всех треков, или же сводите все ближе к центру панорамному (0) или прямо в нем.

3D-инструмент, особенно если он солирующий, украшают скрытые искажения. Что может послужить в качестве украшений? Это треки, скопированные из исходного и обработанные или питчем, или модулятором, или вокодером, или дисторшном, или фазером (не всегда). Ставятся такие треки обычно в любые панорамные положения с минимальными значениями громкостей (чтобы было чуть-чуть слышно вам, а слушатель это даже и не услышит:)). Эта установка позволяет изменить гармоническое наполнение тембра, "уплотнить" вокал. Причем происходит сие аккуратно, так как громкости минимальны. Украшения должны не читаться, а являться частью основного трека.

И каждый инструмент нужно для начала обработать так, как если бы он был солирующим. После этого, вооружившись эквалайзером, компрессорами, хорошими наушниками, выстраиваем два фронта инструментов. Отличаться они будут по громкостям. То есть на фронтальном плане сейчас обычно ставят бас, солирующую инструментальную партию, голос, ударные, перкуссию, "пачки" бэк-вокалов, основные несущие гармонии (например, аккорды, сыгранные на синтезаторе). На менее громком плане обычно находятся гармонические подкладки, спецэффекты, ритм-гитары. Причем, если говорить о панорамных положениях, то действительны три яруса. В центре находится вокал, ударные, некоторые основные несущие гармонии, бас пускается в крайние положения панорамы с задержкой, в крайних положениях панорамы находятся и другие инструменты. Средний ярус панорамы остается для спецэффектов. Кстати, туда удобно вместить и те инструменты, которые не могут быть "прослушиваемы" в панорамном центре. В данном случае лучше воспользоваться функцией постоянного изменения панорамного положения, что выстраивается в ряде программных пакетов вручную с помощью режима Envelopes, или же путем наложения эффекта autopan. Причем при создании такого эффект-трека следите за тем, чтобы эффект не сливался в центре панорамы с началом drumloop для каждого такта - тогда читабельность будет максимально возможной.

С помощью эквалайзера можно подредактировать частотно треки между собой.


Эхо-камера

Современные технологические условия создания композиции таковы, что позволяют использовать любые средства для достижения нужного результата. Одним из неплохих изобретений, применяемых сегодня, является эхо-камера. Начало данное изобретение получило с расцветом стиля трип-хоп, в котором приветствовались искажения, накладываемые на ударную партию. Но постепенно данная новация переросла в более значимую для всего музыкального производства.

Идея такова, что в студийном помещении расставляются микрофоны, устанавливается комбик, в который подается звуковой сигнал. Комбик настроен на искажения, и в результате получается хороший, практически естественный и неповторимый эффект. Если изначально данную технологию использовали для создания искаженных drumloops, то теперь имеет место и обработка гитар, клавиш, голоса именно таким способом. Причем очень неплохо, когда в записи задействована естественная реверберация помещения, что дает прекрасный объемный эффект.

После такой записи трек практически не нуждается в дополнительной обработке и хорошо подходит для использования в современных композициях.


Завершение

Сегодня мы рассмотрели азы современного 3D-сведения и пример самостоятельного моделирования студийного процесса. По крайней мере, вам теперь уже есть о чем подумать:)

Кристофер М. ИХИХО,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя devachka
ну все-таки Ихихо шарит
Аватар пользователя Андрей Никифоров (читатель)
Хотелось бы узнать от Кристофера Ихихо план выхода его статей в Вестях и компьютерной газете. Не обижайтесь, но мне надоело покупать две газеты одновременно в ожидании статьи типа этой.

Статья отличная!!!!!!

Аватар пользователя Логов Николай
В Москве на одном бывшем почтовом ящике есть "антиэхокамера",т.е камера с полностью (100%)отсутствующим отражением звука(она даже построена на спецфундаменте)...т.е в ней есть возможность получить запись чистого звука от источника(она раньше использовалась для тестирования акустических характеристик приборов)...Интересно - она кого-нибудь заинтересует?
Аватар пользователя Savely
А ее аренда сколько стоит?
Аватар пользователя Логов Николай
Я точно не знаю - мои знакомые приобретают комплекс,где расположена эта камера... и ко мне обратились за консультацией с целью определиться : разбирать ее,или нет,т.к использование площадей,ей занимаемых(гдето 200м2)приблизительно принесло бы 160.000руб в месяц.А по чем сдавать ее будут(если не разберут) не знаю...Если заинтересовало ,то могу дать телефоны...