Избавление от управленческих иллюзий

Обзор новостей рынка ИТ-бизнеса

В октябре в Москве состоялась выставка-конференция "Управление 2000". В рамках этого мероприятия Центр исследований экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис" (www.finsoft.ru) провел традиционный опрос посетителей. Из результатов этого опроса наиболее интересными мне показались следующие. Так, по вопросу "Какие виды услуг Вас интересуют?" (напомним, что тематика выставки - управленческая) были получены следующие данные:

"Какие виды услуг Вас интересуют?"
Управленческий консалтинг 56%
Повышение квалификации 35%
Маркетинговые (PR, реклама) 32%
Подбор программ 25%
Юридические 18%
Аудиторские 9%
Иное 5%

Как видим, большинство руководителей нуждается в пополнении багажа своих управленческих знаний. Но еще более интересные результаты получены после обработки ответов на следующий вопрос - "Какие программы могли бы помочь Вам с точки зрения повышения эффективности управления?":

"Какие программы могли бы помочь Вам с точки зрения повышения эффективности управления?"
Системы документооборота 43%
Системы планирования 38%
Справочные системы 38%
Управление персоналом 37%
Управление финансами 36%
Управление производством 29%
Управление закупками, сбытом, торговлей 27%
Обучающие системы 23%
Отраслевые и специализированные системы 18%
 

Неожиданно, правда? И прежде всего то, что на первом месте оказались именно системы электронного документооборота, опередив такие, казалось бы, необходимые системы, как планирование, управление финансами, производством и др. Отчасти это можно, наверное, объяснить составом опрошенных, где большинство составили руководители среднего звена (40%), для которых борьба с бумагами, похоже, действительно актуальна. Плюс то, что в этом списке оказались и/или занимают достаточно высокие места справочные системы, управление персоналом и обучающие системы, заставляет задуматься об определенной корректировке представлений о характере работы управленцев - пользователей ПО на конкретных предприятиях.

В любом случае, для разработчиков деловых программ это неплохой ориентир в том, какие системы будут актуальны для заказчиков в ближайшем будущем.

Вторая конференция по близкой тематике прошла в ноябре в Санкт-Петербурге и носила достаточно яркое название - "Управление в России - отказ от иллюзий". Среди участников было много представителей крупных промышленных предприятий, что и обусловило общее направление дискуссий и характер обсуждения заявленных тем. Благодаря проекту "Корпоративный менеджмент" (www.cfin.ru), где выложено более 30 докладов, сделанных на этой конференции, у заинтересованных специалистов есть возможность более подробно ознакомиться с современными тенденциями развития российской практики управления.

Из этих докладов мне особенно понравились два - "Как будут управляться успешные промышленные компании в 2001 году? (настоящая реструктуризация еще впереди)" и "План, учет и капитал", или "Как планировать и учитывать свой бизнес в 2001 г."

В первом из них, представленном Печерским А.С. (ИКФ "Альт", Санкт-Петербург), "концептуально" рассмотрены направления развития российских предприятий в ближайшем будущем. В частности, отмечается, что на сегодняшний день последствия кризиса 1998 года уже преодолены, и большинство компаний увеличило свои продажи и прибыли. Отсюда, часть руководителей расслабились, убаюканные текущим состоянием дел, а другие, наоборот, обеспокоились в процессе размышлений о том, куда вложить сегодняшнюю прибыль, и неожиданно для самих себя пришли к выводу, "что их предприятие сможет выжить через 5-7 лет только в том случае, если радикальные преобразования будут предприняты немедленно". Причинами для такого беспокойства, по мнению автора, является ряд факторов, в частности, постепенное выравнивание внутренних и внешних цен, изношенность оборудования, низкое качество продукции, постепенное проникновение на внутренний рынок зарубежных компаний и др.

В качестве противоядия предлагается обратить внимание на такие мероприятия, как отсечение нестратегических бизнесов/продуктов, выделение/отказ от вспомогательных производств, поиск "мозгов" и "изюминки" (новых технологий и продуктов), а также "расширение кругозора" (поиск поставщиков за рубежом).

Хочу обратить внимание, что этот доклад представлен сотрудником фирмы, известной как разработчик финансового и экономического ПО. Данное обстоятельство, на мой взгляд, свидетельствует не только о хорошем уровне работы самой фирмы, но и о тенденции более глубокого проникновения разработчиков делового программного обеспечения в предметную область управления предприятием.

Авторам второго доклада, Багазееву И.В. и Зелениной О.Д. из екатеринбургской исследовательско-консультационной фирмы "Новое решение", вообще хочется сказать "Браво!". Наконец-то нашлись люди, которые достаточно четко и обоснованно обозначили область показателей, необходимых для стратегического управления предприятием. Лучше всего сказать об этом словами самих авторов: "…Ключевым набором показателей, позволяющих решать задачи стратегического управления в реальной практике оперативного принятия решений, являются: прибыль и коэффициенты нормирования основных и оборотных средств. Можно утверждать, что планирование этих базовых показателей необходимо и достаточно для стратегического управления бизнесом… Непосредственно стратегическими целями может быть и обеспечение уровня доходности на вложенный капитал, сопоставимый с альтернативными вложениями, и простое сохранение бизнеса в течение заданного периода за счет собственных ресурсов или непревышения определенного уровня вложений собственника. Однако, в конечном счете именно прибыль используется при оценке всех вариантов. Другие методы экономического описания стратегии - захват доли на рынке, объем выпуска товарной продукции, техническое перевооружение - отражают лишь деятельность предприятия по достижению базовых показателей и в этом смысле являются производными от них."

Отсюда, намечается решение для столь часто дискутируемой среди разработчиков делового ПО темы о смысле и содержании управленческого учета, его особенностей в отличие от учета бухгалтерского или оперативного. В докладе отчетливо обозначены, как минимум, 3 показателя (прибыль, коэффициенты нормирования основных и оборотных средств), которые могут быть использованы в качестве ведущих параметров при построении информационной системы на верхнем уровне управления предприятием.

Хотелось бы отметить и еще один интересный доклад под названием "Использование ассоциативных исследований в практике маркетинга" (Рябовол В.В., ИКФ "Альт", Санкт-Петербург). В нем речь идет о рекламе брэндов, что особенно актуально для владельцев интернет-проектов, где роль торговой марки очень велика. В докладе отмечается, что ассоциативные исследования предпочтений потребителей при выборе товара включают в себя выявление эмоциональных ассоциаций, символов тех или иных товаров, а также логические взаимосвязи между различными группами брэндов.

В целом же, на этой конференции довольно бурно обсуждались вопросы инноваций в сегодняшнем российском бизнесе, а также пути мотивации персонала. Кроме того, как всегда, полезно познакомиться с реальным опытом реорганизации бизнеса на примере конкретных предприятий (ОАО "Уралмаш" и фирма "Живая вода" из Оренбурга).

Из других новостей следует упомянуть неожиданную акцию компании SBI. Если верить рекламной листовке, полученной от ее официального представителя на территории РФ - компании "Джейнис-С" (головной офис SBI находится в Минске), то в период с 1 по 31 декабря объявлена скидка на приобретение программного продукта "Касатка-проф" (напомним, что "Касатка" - это программа автоматизации маркетинговой деятельности предприятия). Самое удивительное здесь заключается в размере скидки - 95%!

Остается только гадать, с чего бы это? То ли есть какие-то вопросы со сбытом, то ли это какой-то супермаркетинговый ход. Будем надеяться, что второе. Тем более, что мне, как автору, приятно было увидеть в тексте, размещенном на сервере компании (www.kasatka.ru), поддержку и развитие своей идеи о подавляющем преобладании среди современного делового ПО программ для управления расходами (затратами) и практически полном отсутствии программ для управления доходами, высказанной в одном из выпусков рассылки "Компьютерные программы для увеличения продаж" (www.subscribe.ru/archive/comp.soft.soft2sale).

Сергей ДМИТРИЕВ,
БИА "Веспол",
vespol@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 2000 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!