Последняя фантазия

Такого трескучего провала не было давненько (пожалуй, со времен второй "Скорости"). Бешеная рекламная шумиха, ожесточенная дискуссия в масс-медиа и, наконец, куча потраченных денег, а в результате - полное фиаско, гора родила мышь… Не поняли? Ладно, начну сначала. 11 июля в США состоялась премьера самой ожидаемой кинокартины последнего времени (не считая "Властелина Колец" и "Гарри Поттера", но они выйдут только в конце года). Речь идет о "Final Fantasy: The Spirits Within" ("Последняя фантазия: Духи"), первого в истории фильма, в котором роли всех персонажей-людей "исполнили" сгенерированные компьютером модели, сработанные с гиперреалистичной правдоподобностью. При раскрутке фильма активно использовался брэнд одноименной популярной серии приставочно-компьютерных игр. Специально для создания картины разработчики лучших японских RPG образовали компанию Square Pictures и начали готовить этот мега-проект, не жалея ни сил, ни средств (первоначально бюджет фильма оценивался в 75 млн. долларов, однако вскоре он был значительно превышен). Владелец брэнда FF, японец Хироноби Сакагучи, по совместительству исполнительный продюсер, сорежиссер и соавтор сценария фильма, гордо заявлял, что уже после первых 10 минут просмотра его детища зрители забудут, что смотрят компьютерную анимацию, и отнесутся к синтезированным актерам как к живым людям. Подобным прорывом современных технологий в реальность (пусть и иллюзорную) восторгались далеко не все. Один из руководителей Американской гильдии киноактеров, "оскароносец" Том Хэнкс ("Филадельфия", "Форрест Гамп", "Изгой") публично озвучил растущую тревогу высокооплачиваемых голливудских лицедеев по поводу грядущей возможной перспективы остаться без куска хлеба. Среди представителей лагеря творцов-режиссеров начались разброд и шатания. Такие уважаемые мэтры, как Д. Лукас, С. Спилберг и Ф.Ф. Коппола заявили, что не мыслят существования кино без живых чувств, которых не сгенерировать ни на одном, даже самом крутом, компьютере. Однако Роберт Земекис, сотворивший такие хиты, как "Назад в будущее", "Кролик Роджер" и "Форрест Гамп", подлил масла в огонь, объявив, что отныне все актеры, снимающиеся в его новых проектах, будут подвергаться чуть ли не принудительной "оцифровке", и он, режиссер, станет использовать эти компьютерные образы как его левая нога захочет. Последовала буря эмоций, и мир искусства, затаив дыхание, ждал выхода картины как Великого Откровения. Результат порадовал одних и разочаровал (пока!) других. Картина, обошедшаяся студии Columbia Pictures и ее владельцу, корпорации Sony, почти в 150 млн. долларов (из которых треть ушла на рекламу, а треть - на закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения), провалилась с грохотом, эхо от которого расходится до сих пор. На сегодня в США "Последняя фантазия" собрала порядка 30 млн. "зеленых", а, как известно, основная касса сбивается где-то в первый месяц проката (продюсерам остается только уповать на успех ленты в Европе и Японии).

Почему FF провалилась? На мой взгляд, основных причин две. Во-первых, вбухав массу усилий во внешнюю правдоподобность цифровых персонажей и среду их обитания (что удалось блестяще, - визуально фильм просто завораживает!), создатели картины пустили на самотек такие "мелочи", как сюжет и внутренний психологический мир героев. В итоге перед зрителем предстали очень похожие на людей "существа", которые ходят, говорят, сражаются, умирают и даже целуются, но которые, тем не менее, не способны вызвать ни грамма зрительского сочувствия или любви. Да, первые 10 минут зритель, отвесив челюсть на колени, обалдело созерцает разворачивающиеся на экране чудеса: "Ух, как сделано! Как настоящее!" Но мы, люди, ведь ходим в кино не просто глазеть, а сопереживать! Вжиться в шкуру героев! Вместе с Индианой Джонсом рыскать в поисках затерянных сокровищ, вместе с Люком Скайуокером обретать великую Силу Джедаев, вместе с Форрестом Гампом влипать в дурацкие ситуации… И дело здесь не в затаенном неприятии человеком компьютерных, "машинных", персонажей. Ведь вышедшая почти одновременно с FF компьютерная анимашка "Шрек" пользовалась колоссальным и заслуженным успехом, при этом ее создатели вовсе не пытались сотворить идеальные подобия людей, просто с выдумкой сняв озорную, ироничную сказку, взявшую в плен души и детей, и взрослых.

Вторая причина провала FF, по-моему, в том, что люди, сотворившие сей гомункулус, в наглую обманули многочисленную армию поклонников этой игры. И приставочный вариант, и две части FF, вышедшие на PC, сделаны в особом изобразительном стиле, т.н. "аниме" (японской разновидности графики, имеющей массу поклонников и за пределами Страны Восходящего Солнца). В фильме же аниме даже не пахнет. Да и его сюжет абсолютно ни в чем не совпадает с игровым миром Final Fantasy, тщательно разработанным и живущим по своим правилам и законам. Кстати, это общая беда практически всех экранизаций компьютерных игр (достаточно вспомнить недавний фильм "Подземелья и драконы", не имеющий практически никаких точек соприкосновения с миром AD&D, по которому он якобы снят). Завзятые геймеры, сжившиеся с миром любимых игр, способны не глядя объяснить, чем какая-нибудь виверна отличается от дракона, почему дварфы не любят эльфов и с какой стороны заряжается ракетомет… Привлеченные раскрученным названием, они валом валят в кинотеатры в смутной надежде узреть наяву свои мечты и фантазии, а потом выходят, мрачно плюясь и разнося по городам и весям, что рекламируемая киноверсия игры - полный отстой, и не стоит тратить на эту лабуду ни время, ни деньги. Кстати, немногие экранизации игр, более-менее придерживающиеся игрового сюжета (Mortal Kombat и Tomb Rider), в итоге собрали в прокате неплохие денежки.

Итак, что мы имеем? Первый блин получился комом. Безумно красивый, но пустой и ничем не выдающийся фантастический фильм в который раз подтвердил, что кино - это прежде всего искусство, а не кунсткамера, куда приходят, чтобы тупо попялиться на "заспиртованных уродцев", и самая расчудесная технология - не самоцель, а всего лишь средство перенестись в волшебный мир наших овеществленных фантазий.

Майлз Vornet,
vornet@tut.by

 
Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2001 год

Рубрика: 

Графика
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
Всё суета и томление духа...

Грызун

Аватар пользователя Саша
Эх, лучше бы ссылочку где скачать можно кинули бы ;))
Аватар пользователя Igorsk
Фигня все эти обзоры, надо самому посмотреть и решить. Мне вот вполне понравилось. Хотя может это из-за того, что я смотрел на большом экране, а не экранку, записанную на VideoCD...

Надеюсь, FF все-таки дойдет до кинотеатров Беларуси, и все желающие посмотрят фильм в нормальном качестве - он того стоит.

Аватар пользователя Саша
Наверное в Антверпене смотрел... классно думаю. Я вот недавно посмотрел Мумия 2, конечно нет того впечатления как после первой части - уж слишком много компьтерных прибамбасов, потеряли суть кино. Зрелищность, звук... а чувства, которые не передать словами и благодаря которым фильм не забывается.

Вот и интересно - окажкться ли Final Фантазия тем фильмом, который задержется в душе. Хотя на это и не стоит возлагать больших надежд, на мой взгляд, всетаки это ПЕРВАЯ ласточка.

посмотрим :)

Аватар пользователя Joker
2Cаша: Если бы кино делали для души, то его бы в кинотеатрах не показывали. Это в первую очередь зрелище, а для души надо идти в церковь.
Аватар пользователя Ватсон
По тому, что я слышал фильм класный, только почему то в одном кинотеатре идет, хотя Питер город не маленький...

Завтра пойду смотреть (если получится)

Аватар пользователя j
смотрели - классная весчь! есть и чисто на англ. есть и с переводом отличного качества, художники здорово постарались рисуя :)
Аватар пользователя kolotun
Херли вы хотели от первого блина!???!?!

Этот фильм такой же «культовый» (для тех, кто соображает в копутерах :-), как и «матрица».

Здесь важен не сам фильм или сюжет, а то, что это ВОЗМОЖНО! Кино, кстати, тоже с черно-белого-немого начинало ;-) Я лично считаю, что это прорыв в кинобизнесе! Хотя и закрадываются некоторые сомнения… посчёт того, кто кому подражал – боты людям или всётки люди ботам ;-) а?

Аватар пользователя hstas
Незнаю мне фильм очень понравился я его смотрел счувствами до самого конца

я просто давно такого фильма невидел

а шрэк и крпорация монстрики полный отстой по сравнению сним и мне будет очень жаль что это напровление умрет

Аватар пользователя Roland
Фильм просто улёт, а те, кто догадывается, как это делалось, просто в шоке. А что требовать от первого фильма Люмьеров "Прибытие поезда" - высокохудожествнности, для души или ещё какой фигни? Все это потом появится, это ведь просто первое ТАКОЕ кино.