Альтернатива от RAD Game Tools

Рынок современного цифрового видео динамично развивается по двум основным направлениям: разработка новых алгоритмов компрессии и удешевление носителей. Для белорусских пользователей, предпочитающих смотреть вместо VHS-кассет "цифру", сегодня доступны как дорогие DVD-диски, так и относительно дешёвые их копии, записанные на CD и ужатые при помощи формата MPEG-4. Причём подавляющее большинство предпочитает последний вариант из-за своей низкой себестоимости, особенно, когда в качестве носителей используются CD-R-матрицы.

Наряду с постоянным прогрессом в области накопителей (например, для относительно старой по компьютерным меркам технологии CD-ROM удалось увеличить объём записываемой информации с 650 до 700 Мб) модифицируются и форматы хранения видеоданных. Хотя пальму первенства занимают сейчас форматы MPEG-группы: MPEG-1 для VideoCD, MPEG-II для DVD и MPEG-4 для обмена видеофайлами через интернет, - "золотая середина" в виде оптимального соотношения качество картинки/скорость декомпрессии/размер файла ими не достигнута. А значит, имеется почва для развития альтернативных форматов. Одним из наиболее перспективных и активно использующихся конкурентов группы форматов MPEG, на мой взгляд, является формат хранения видеоданных Bink, разработанный компанией RAD Game Tools.

Знакомьтесь, RAD Game Tools (1994-2001 гг.) - создатель и разработчик Jeff Roberts, дополнительные программисты John Miles и Lee Powell. Компания занимается разработкой программных средств, облегчающих как быстрое, так и качественное создание игр. Среди ее продуктов на данный момент активно используется 24-битный (>16 миллионов цветов) видеокодек Bink. Он занимает главенствующее место, придя на смену Smacker`у, который поддерживает только восьмибитную палитру (256 цветов). Всю информацию и утилиты для работы с Bink`ом и Smacker`ом можно скачать, зайдя на сайт поддержки проекта www.radgametools.com.

Более 2000 игр включают в своих каталогах файлы видео, созданные при помощи кодеков от RAD Game Tools. Такие файлы имеют расширение .bik для Bink и .smk для Smacker. Среди них: Desperados, Diablo 2, "Казаки", "Проклятые земли", Battle for Dune и т. д. Разработчики данных, хорошо известных всему игровому сообществу игр выбрали Bink, так как только он способен "без тормозов" организовать просмотр красочных, имеющих высокое разрешение, видеовставок.

Среди общеизвестных на сегодня форматов от Apple, Intel и Microsoft Bink резко выделяется очень низкими требованиями к "железу" (в три раза ниже, чем для формата MPEG-II). 16 различных технологий кодирования, которые могли использоваться другими видеоформатами, теперь объединены вместе. В результате Bink имеет степень сжатия больше, чем при использовании MPEG-II. Не забыли разработчики и про звук… Встроенный психоакустический кодек для аудио позволяет сжимать звуковую дорожку 8 к 1 практически без потерь качества (для сравнения: в формате .mp3 при битрэйте 320 Kb/ps коэффициент сжатия в два раза меньший). Есть и радостная новость для обладателей большого ОЗУ - продуманная система буферизации, вплоть до полной загрузки видеофайла в оперативную память, избавляет от высокочастотного шума механики накопителей. Для "продвинутых" пользователей, имеющих навыки программирования, Bink имеет собственный SDK (руководство разработчика). Еще одним достоинством Bink`а является уникальная возможность создавать "видеооткрытки" (exe-файл, при запуске проигрывающий видеоролик), которая устраняет проблему отсутствия соответствующего софта на компьютере-адресате. Так как формат ориентирован на видеокарты, имеющие аппаратную поддержку оверлеев, то это единственный, на мой взгляд, кодек для воспроизведения видео сверхбольших размеров (от 1024*768 и выше)…

 

Теперь о грустном… Фильмы в формате Bink не найдёшь. Им невозможно ужать два видеодиска в один и получить при этом качество, сопоставимое с MPEG4 (нет постфильтра, корректирующего картинку (лучше всего реализован в Open DivX4.x)). Нельзя его применять и на стадии монтажа, так как Bink не устанавливается как стандартный кодек для Windows, и, соответственно, его нельзя напрямую использовать в видеоредакторах. На нет сводит весь энтузиазм ОЧЕНЬ НИЗКАЯ СКОРОСТЬ КОМПРЕССИИ (по всей видимости, сказывается количество алгоритмов, которыми оперирует кодек). Но все трудности, связанные с переводом видеофайлов в Bink, с лихвой окупаются уникальным соотношением цена/качество, так необходимым при создании видеороликов качества HDTV.

Сергей ГЕРАСЮТО,
SGerasuto@bspa.unibel.by


Область применения, где использование Bink даст максимальный эффект:

  • мультипликация (3D Studio MAX) для игр;
  • перекодирование в Bink существующих роликов с большим разрешением в формате MPEG 4 (реально пока видеоклипов) для возможности их просмотра на "слабых" компьютерах.


Соотношение между частотой процессора и разрешениями, в которых просмотр не "тормозит".

Частоты процессоров Рекомендуемые разрешения для видеофайлов
100-166 Mhz (не MMX) от 320х240 до 640х480
166-350 Mhz от 640х480 до 1024х768
350 и выше 1024х768 и выше
Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 2001 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!