Белорусских пользователей интернета уже 1,5 млн.

Я как в воду глядел, когда в интервью для новой радиопередачи "Интеллектуальные технологии" Кристофера и Влада Бубна (см. "КВ" №33) сказал, что в Беларуси, наверное, уже порядка полутора миллионов пользователей интернета.

И действительно, согласно последним данным национального социологического опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, www.iiseps.by) в апреле нынешнего года, на вопрос "Пользуетесь ли вы интернетом?" утвердительно ответили 15,3% опрошенных. А если экстраполировать эту цифру на общее количество населения нашей страны, которое на 1 апреля 2002 г. составляло 9 935,3 тыс. человек, то мы получим цифру 1 520,1.

Сразу предвижу, что, как и после предыдущей публикации на эту тему в конце прошлого года (см. "КВ" №48 за 2001 г.), найдутся скептики, которые на всякие лады начнут склонять эти данные. Если вам таковые встретятся, задайте им два контрольных вопроса: "Кого они понимают под пользователем интернета?" и "Есть ли у них другие данные такого же уровня достоверности?"

Мы же не будем тратить время на "негативное мышление" и просто посмотрим динамику роста белорусских пользователей интернета. Так, например, в таблице 1 наблюдается очевидный прогресс по категориям пользователей, которые посещают интернет "ежедневно", "несколько раз в неделю" и "несколько раз в год". А вот количество "не знающих" об интернете с каждым годом неумолимо сокращается, и в этом году оно составило всего лишь 7,6% от общего числа опрошенных.

Таблица 1: "Пользуетесь ли Вы интернетом?
Варианты ответов Октябрь 2001 г. (%) Апрель 2002 г. (%)
Да, ежедневно 0.8 2.6
Да, несколько раз в неделю 2.9 3.9
Да, несколько раз в месяц 4.3 4.2
Да, несколько раз в год 4 4.6
Всего, пользуются 12 15.3
Нет 77.6 75.1
Не знаю, что это такое 9.4 7.6
НО (нет ответов) 1 2
 

Во второй таблице те же данные можно просмотреть в абсолютных числах. Напомню, что, по данным Министерства статистики РБ по состоянию на 01.10.2001, количество жителей Беларуси составило 9 964,8 тыс. человек, а на 1 апреля 2002 г. - 1 520,1. Умножим эти цифры на процентные доли из таблицы 1 и получим следующую картину (см. таблицу 2).

Таблица 2: Динамика количества белорусских пользователей интернета
Пользуетесь ли Вы интернетом? Октябрь 2001 г. (тыс. чел.) Апрель 2002 г. (тыс. чел.)
Да, ежедневно 79.7 258.3
Да, несколько раз в неделю 289 387.5
Да, несколько раз в месяц 428.5 417.3
Да, несколько раз в году 399 457
Всего 1195.8 1520.1

Таким образом, объем дневной аудитории Байнета вплотную приблизился к 300 тыс. чел.

Наконец, в третьей таблице можно проследить динамику роста пользователей интернета в более широкой исторической перспективе, начиная с 1997 г., когда в опросных листах НИСЭПИ впервые появился вопрос об интернете.

В последней таблице можно увидеть следующие особенности:

  • В период с 1999 по 2001 г.г. произошел резкий скачок, когда количество белорусских пользователей интернета увеличилось почти в 3 раза;
  • Общее количество пользователей за последних полгода - с октября 2001 г. по апрель 2002 г. - выросло примерно на четверть, т.е. за год можно ожидать до половины очередного прироста;
  • Количество регулярных пользователей за это же время увеличилось почти в два раза.
Таблица 3: Общая динамика пользователей интернета в Беларуси
Пользуются интернетом 11'97 03'99 10'01 04'02
Да 3.8% 4.2% 12.0% 15.3%
В том числе регулярно (ежедневно и несколько раз в неделю) Нет данных Нет данных 3.6% 6.5%

В заключение можно отметить, что тема интернет-статистики, причем именно белорусской, приобретает в последнее время особую актуальность. Поэтому мы планируем в дальнейшем посвятить ей еще несколько публикаций. И если у вас есть интересная информация на эту тему, которой вы хотите поделиться, присылайте ее на адрес редакции или автора данной статьи.

Сергей ДМИТРИЕВ,
dmitriev@kv.by

P.S. Автор выражает благодарность Манаеву Олегу Тимофеевичу, директору Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), и Артамоновой Галине Николаевне, начальнику отдела программного обеспечения и технологий обработки результатов переписи населения Информационного центра Министерства статистики Республики Беларусь, за помощь в подготовке данного материала.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2002 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя Пушкиндт
Эх, Сергей, Сергей...

из прошлого опроса Вы так и не сделали выводов :(

ну не выдерживает никакой критики статья!!!

>утвердительно ответили 15,3% опрошенных

каких опрошенных???

опрашивали-то кого и где?

в минске? в крупках? в мухосранске?

>если экстраполировать эту цифру на общее количество населения нашей страны

ого! а с чего Вы взяли, что эти цифры можно таким образом экстраполировать?

>Таким образом, объем дневной аудитории Байнета вплотную приблизился к 300 тыс. чел.

байнет? какой байнет? а что это вообще такое? :)))

если байнет - совокупность тематически имеющих отношение к Беларуси сайтов, то белорусские сайты посещает едва ли 20-30% от всех местных пользователей интернета, так что - ежедневных белорусских пользователей - миллион??? тут уже и Россия отдыхает :)

если же байнет - нечто иное, то что?

и т.д., и т.д. ...

Сергей, Вы ведь серьёзный человек и интересный журналист, но ... как Вы могли написать ТАКОЕ???

Аватар пользователя Ну-ну
Да какой он серьезный человек. А журналист он никчемный, НО не потому что писать не умеет, а потому что пишет бред всякий и не слушает окружающих.

Попытка завоевать славу скандального журналиста. Славу то он завоевал уже, но глупого журналиста.

Аватар пользователя Сергей Дмитриев
Уважаемый господин, Пушкиндт, для таких как вы я специально привел в статье два контрольных вопроса. Если вы сможете на них ответить, значит вы уже перешагнули свои провинцальные комплексы.

А насчет ваших реплик, типа

*каких опрошенных???

*опрашивали-то кого и где?

*в минске? в крупках? в мухосранске?

>если экстраполировать эту цифру на общее количество населения нашей страны

*ого! а с чего Вы взяли, что эти цифры можно таким образом экстраполировать?

то как я могу вам помочь? Если вы не знаете, что такое социологическицй опрос, как он проводится, и для чего рассчитывается репрезентативная выборка, то вам придется и дальше жить в вашем любимом мухсранске

Аватар пользователя дыф
хоть 5 млн. а толку с этого, если у них денег нету ;)
Аватар пользователя Пушкиндт
глупости какие-то, и причем здесь комплексы :)

ясно всё короче, и с Вашими цифрами, и с Вашей компетентностью :)

через полгода пользователей мифического "Байнета" (да ещё с большой буквы) явно можно ожидать 2,5 млн.

только почему-то посещаемость бел. сайтов так и останется максимум 200 чел. в сутки (редкие 20-30-50 сайтов >500чел./сутки с пересекающейся аудиторией не в счёт)...

Аватар пользователя Fedor
Вопрос ещё тогда есть. Если 1,5 млн. человек в Интернете, то сколько телефонов тогда у БелПак?

И ещё. Тем кому за 60 тоже в Интернете. Т.е. 15% и их тоже нужно считать.

Если брать статистику, то к ней нужно относится с долей скепсиса. Посмотрите в таблицу в статье и поймёте.

И ещё. Уважаемый журналист изучайте статистику. Есть такой предмет в высших учебных заведениях. И статистику можно вертеть как ... хотите. Только вот телефонов и каналов не хватит. И определитесь тогда с понятием пользователя интернета. Те кто 1-5 раз в год там. Это что пользователи Интернета. Это тоже что летаю самолётом раз в 5 лет и я являюсь пользователем воздешного транспорта.

Аватар пользователя Максим Шиманский
Уважаемые критики!

Могу вас заверить, что лично знаю Олега Тимофеевича Манаева -- заведующего НИСЭПИ. Также прекрасно знаю как проводятся соц исследования, в том числе и как рассчитывается для них выборка. И статистику мне тоже преподавали в свое время. Поэтому предлагаю верить приведенным цифрам.

С уважением,

SM

Аватар пользователя Piligrim
Это уже не интересно! Бесполезная статитика с выводами для лозунгов. Вот мы какие! Уже говорилось, что это как и эра начала телевидения. Сбегались к соседу на кино и превращались в калифы на час. Не вижу пользы от такой статистики. Разве что занять делом кучу народа в как там его ... ну в этом вё считающем институте. А ко всем прочим - давайте всё же уважать друг друга и при обсуждении вроде бы банальной темы не переходить на личности. Мы все знаем Артёма, но не имеем чести иметь сведения о "Ну-Ну". Не корректно, знаете ли...
Аватар пользователя Di-rect
а) В статье отсутствует: объем выборки, где проводилось исследование, используемая модель

б) присутствуют только упреки в адрес тех, кто не согласен с этими цифрами

в) автором самим не отвечено на оба поставленных вопроса

Ну, не надо придумывать цифр, которых нет!! Как бы не хотелось :-)

Аватар пользователя Юги
"Корова утонула в речке, в которой ей, по средним статистическим данным, было по колено...". Старая шутка, времен СССР. Но вполне отражает суть вопроса. Даже самая наираспрезентативная выборка основывается на случайных данных (в данном случае на опросе случайных людей). И как бы научно эти люди не были подобраны (по возрасту, соц. группам и т.п.) данные не будут абсолютно точны из-за того, что в этот раз опросили гражданина Х, а не гражданина Х+1. Сколько не подбрасывай монетку, только при бесконечном количестве раз орел и решка выпадут 50 на 50. При сотне попыток этот результат очень легко может оказаться 90 на 10. А уж если взять некие "тонкие" субстанции, вроде памяти человека, то вопрос "сколько раз за последние 3 месяца вы использовали интернет" вообще можно отнести к собственному статистическому исследованию этого самого человека - в течение одного дня ответ поменяется раз десять, в зависимости от настроения, самочуствия и т.п...

По-моему, наезжать на автора совершенно бессмысленно. Ну, не он же, в самом деле, бегал с опросником или накручивал телефон! Данные получены из научного учреждения, методы опросов уже давно и неплохо отработаны. Их погрешность находится в разумных пределах. Другое дело, что ответы людей могли быть чрезмерно субъективны. Что, к примеру, считать байнетом? Относится ли мой сайт (магазин) belparfum.com к байнету, если он физически расположен в России, имеет домен .com, а не .by но ориентирован в основном на белорусов? Думаю, я и сам толком не отвечу - в конце концов мы продаем парфюм и россиянам, и американцам (правда на гораздо худших условиях, чем минчанам:).

Что касается экстраполяции. Нет никакого смысла делать статистические исследования, если потом не экстраполировать результаты. Возможно, следовало допустить бОльшую погрешность для результатов исследования и не применять их "в лоб" ко всему населению Беларуси. Минск - это город, который не просто больше Мозыря по количеству населения. Стоило бы, наверное, учесть процентное соотношение кол-ва компьютеров на душу населения, да и степень образованности (только никому не в обиду!)

Страницы