Обзор видеокарты Galaxy GeForce4 Ti4200

Видеокарты семейства GeForce4 Ti4200 уже стали по-настоящему "народными". Их популярность обусловлена тем, что на сегодняшний день именно Ti4200 обладает оптимальным соотношением "цена/производительность". Видеокарта базируется на том же чипе, что и старшие модели - Ti4400 и Ti4600, и отличается от них пониженными тактовыми частотами и иным дизайном печатной платы. Чипы видеопамяти, устанавливаемые на Ti4200, упакованы в старые корпусы TSOP и тоже имеют более низкие частоты. При этом нужно помнить, что существует два различных варианта видеокарты. Частота графического чипа у обоих составляет 250 МГц, что на 10% и на 20% меньше, чем у Ti4400 и Ti4600, соответственно. А вот частота памяти у двух вариантов различна. Если у GeForce4 Ti4200 на борту имеется 64 Мб видеопамяти, то эта память имеет частоту 256 (512) МГц. Если же объем памяти вдвое выше - 128 Мб, то она работает на пониженной частоте - 222 (444) МГц, то есть на 15% медленнее. Связано ли это с маркетингом (частота памяти снижена, чтобы уравнять два графических решения), или увеличенный объем памяти в силу особенностей дизайна не может работать стабильно на высокой частоте, доподлинно неизвестно.

Кроме того, на рынке обязательно появятся видеокарты Ti4200, выполненные по дизайну Ti4400, которые будут работать на повышенных частотах или, по крайней мере, отлично разгоняться. Конечно, они будут стоить дороже обычных видеокарт, но все-таки дешевле, чем Ti4400.


Ti4200 от Galaxy

В этом обзоре я хочу рассмотреть видеокарту GeForce4 Ti4200 с 128 Мб памяти, выпущенную пока еще не известной у нас гонконгской компанией Galaxy. Она относится к дорогостоящей серии "3G Graphic". В отличие от большинства аналогов, видеокарта Galaxy не копирует полностью эталонный дизайн. У нее немного изменена разводка модулей питания памяти и графического чипа, некоторые элементы перенесены на обратную сторону печатной платы, но, в целом, она очень похожа на остальные видеокарты этого класса. Так, видеопамять состоит из восьми микросхем DDR-памяти Samsung, расположенных с обеих сторон платы. Судя по маркировке, (-TC50), они предназначены для работы на частоте 200 МГц. Тем не менее, частота видеопамяти стандартна - 222.5 МГц, следовательно, производитель разогнал память.

Кулер, охлаждающий графический чип, очень неплох. Он имеет большую площадь, частые ребра, а центр вентилятора смещен относительно центра чипа, что улучшает эффективность охлаждения.

 

Ранее сообщалось, что у GeForce4 Ti (NV25), как и у GeForce4 MX (NV17), есть встроенный ТВ-кодек и трансмиттер для цифровых дисплеев. Это не так. На всех видеокартах GeForce4 Ti, в том числе и на Ti4200, устанавливают два дополнительных чипа. В качестве ТВ-кодека обычно используется Philips SAA7102E, а роль трансмиттера выполняет контроллер Silicon Image Sil164CT64. Именно эти чипы установлены на Galaxy Ti4200. У этой видеокарты имеется три выхода - обычный мониторный D-Sub, совмещенный аналоговый и цифровой мониторный выход DVI и выход на телевизор mini-DIN, на который выводится и композитный, и двухкомпонентный сигнал (S-Video). Правда, в комплекте есть только один соединительный кабель - для сигнала S-Video. Если вы хотите получить два мониторных выхода, придется поискать переходник, то же самое касается композитного выхода на телевизор.


Испытания

Качество изображения, выдаваемого видеокартой Galaxy, находится на обычном для GeForce4 уровне, достаточном для 17- и 19-дюймового монитора. Претензий к стабильности работы нет. Радиатор на графическом чипе заметно нагревается, а значит, хорошо рассеивает тепло. Чипы памяти во время работы тоже очень горячие, так что дополнительное охлаждение им не помешает.

Я попробовал разогнать видеокарту. Честно говоря, я ожидал, что использование чипов Samsung, традиционно не любимых оверклокерами, да еще и с номиналом 5 нс, не позволит добиться хороших результатов. Тем не менее, видеопамять без дополнительного охлаждения удалось разогнать до 270 МГц (+22%), то есть почти до уровня Ti4400. Графический чип заработал на частоте 300 МГц (+20%), догнав Ti4600. В целом, это достаточно неплохой показатель.

Переходим к тестированию на быстродействие. Я решил сравнить испытуемую видеокарту с GeForce4 Ti4200, но с 64 Мб видеопамяти (Chaintech GT20), а также с более дешевым аналогом от ATI - Radeon 8500LE (Hercules 3D Prophet FDX8500LE). У последней частота чипа тоже составляет 250 МГц, объем памяти - 64 Мб, частота памяти - 250 МГц. В тестовую конфигурацию входил процессор Athlon XP 1800+ и 256 Мб памяти.

1024x768x32bit Radeon 8500LE GeForce4 Ti4200/128 GeForce4 Ti4200/64
Game1 Low 128.5 144.4 147.1
Game1 Hi 49.2 52 52.1
Game2 Low 141.7 154.8 160.6
Game2 Hi 77.8 92.8 96
Game3 Low 127.6 136 136.2
Game3 Hi 59 64.5 64.7
Game4 44.5 37.9 35.5
Fillrate single 773.5 818.4 874.5
Fillrate multi 1867 1866.6 1922
High polygon 1 light 35.3 41.9 42.2
High polygon 8 lights 8.8 10.4 10.5
Envir. bump mapping 107.8 147.8 152
Bump mapping DOT3 86.1 114.7 119.4
Vertex shaders 84.6 85.7 84
Pixel shaders 94.1 99.7 101
Adv. pixel shaders 73 74.4 78.6
Point sprites 25.5 23.1 25.6
Index 8586 9295 9406
1600x1200x32bit Radeon 8500LE GeForce4 Ti4200/128 GeForce4 Ti4200/64
Game1 Low 85.4 87 92
Game1 Hi 43 46.8 49.2
Game2 Low 78 84.3 91.8
Game2 Hi 46.5 58.1 61.8
Game3 Low 76.3 78.6 87
Game3 Hi 39.5 41.8 44.4
Game4 19.2 17.2 18.8
Fillrate single 762.4 802 870.3
Fillrate multi 1886 1900 1965.8
High polygon 1 light 31.3 35 35.7
High polygon 8 lights 8.5 10 10
Envir. bump mapping 63.1 81 80.8
Bump mapping DOT3 39.3 49 52.5
Vertex shaders 58.5 64.6 67.2
Pixel shaders 43 44 45.1
Adv. pixel shaders 40.8 39 41.2
Point sprites 14.3 12.5 13.6
Index 5358 5778 6191

Начнем с синтетических тестов пакета 3DMark2001 SE. Скорость закраски сцены (Fillrate) у всех трех видеокарт приблизительно одинакова и составляет 800 Мпкс/с в режиме одной текстуры, то есть 80% от теоретической. У Ti4200/64 она немного выше из-за более высокой частоты памяти. При мультитекстурировании Fillrate возрастает почти в 2.5 раза.

При обработке сложной геометрии и освещения (High Polygon) обе видеокарты Ti4200 показывают примерно одинаковые результаты, Radeon 8500LE заметно отстает. Похожий результат наблюдается при обработке вершинных шейдеров, хотя Radeon должен был серьезно проиграть, имея только один вершинный конвейер. А вот в точечных спрайтах (обработка системы частиц) Radeon 8500 вообще не уступил Ti4200, однако в объемном текстурировании (как методом Environment, так и DOT3) и пиксельных шейдерах снова оказался позади. Ti4200 с 128 Мб памяти во всех синтетических тестах уступил собрату всего пару процентов.

В игровых тестах Game все того же 3DMark2001 SE практически всегда лидирует Ti4200/64. Видеокарта с 128 Мб памяти отстает не более чем на пару процентов. Radeon 8500 LE уступил везде, кроме теста Game4, насыщенного шейдерными эффектами. Там же хорошо проявил себя и Ti4200/128, но только в низком разрешении, когда видеопамять не была "узким местом".

В реальных играх ситуация аналогична. Во всех разрешениях лидирует Ti4200/64, за ним на расстоянии 1-2% идет Ti4200/128, иногда догоняя, а иногда и обгоняя. Radeon 8500LE уступил практически везде (от 1 до 25%).


Итог

В целом, видеокарта GeForce4 Ti4200 с увеличенным объемом памяти, но со сниженными частотами, не показала никакого преимущества перед более доступным по цене вариантом. Возможно, есть (или скоро появятся) игры, у которых объем текстур достаточно велик, чтобы дополнительные 64 Мб памяти дали ощутимый прирост быстродействия.

ATI Radeon 8500LE не может тягаться с GeForce4 Ti4200 в 3D, зато он немного лучше в 2D и имеет больше возможностей при выводе изображения на телевизор.

Видеокарта Galaxy вполне стандартна как по возможностям, так и по быстродействию, хорошо поддается разгону, обеспечивает неплохое качество изображения.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.hw.by)

Видеокарта Galaxy GeForce4 Ti4200 предоставлена фирмой "NTTs"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2002 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!