2002-й. Итоги года

Да, производство музыки на компьютере уже не такая диковинка, какою она смотрелась всего лишь четыре года назад. В качестве вступления я хотел поместить гневное письмо одного уважаемого музыканта, датированное 1998 годом, в котором он ругал меня, говорил, что на IBM-совместимом компьютере нельзя сделать качественного саунда, если это не Amiga, не ADAT, не сэмплер AKAI S1000, не старый, но добрый цифровой Lexicon, и так далее...

Особенно приятно отметить, что за это время выросло очень хорошее и перспективное поколение музыкантов, аранжировщиков, звукорежиссеров и т.п., которые общаются на "ты" с компьютером и используют его просто как инструмент.

Давайте немного рассмотрим, что интересного произошло в мире производства звука в 2002 году.


Главная новость

На сайтах фирмы Steinberg и компании Pinnacle, известной своими профессиональными решениями в области видео, появилась новость о том, что Pinnacle покупает Steinberg.

 


Другая новость

Большое распространение получили аудио-CD, не предназначенные для воспроизведения на РС и Мас (на них это указано). Соответственно, данные с них нельзя сохранить на жесткий диск. Все известные "грабберы" такие CD не видят вообще.


Основные приобретения

Вышла вторая версия Steinberg Nuendo - самого мощного решения в области мультитрековых и многоканальных систем. Программа позволяет работать со всеми современными стандартами. На поверхности мы видим, что Nuendo можно использовать для мультитрековой студийной работы с аудио/MIDI-треками, работать в surround-системах (например, Dolby 5.1), производить мастеринг (отдельная опция). Если копать глубже, то это единственная программа, позволяющая работать одновременно с плагинами DirectX и VST, а также VST-инструментами. Причем управление всеми параметрами эффектов можно автоматизировать.

В предыдущих версиях Nuendo имела достаточно сложный интерфейс, не всегда отличающийся отсутствием ошибок. Но от версии к версии недостатки стали устраняться.

Во-вторых, на улице ди-джеев и ремиксеров праздник - появилась Ableton Live, пришедшая на замену любимому многими Sonic Foundry ACID. Об этом мы уже много писали и повторяться не будем.

iZotope Ozone вышла во второй версии этим летом. Наконец-то в программе для мастеринга вспомнили о том, что должен быть дитеринг! И реализовали его.

Wave Arts снова в строю, вышел новый MasterVerb - один из лучших программных ревербераторов. Разработчики, наконец-то, стали обращать внимание на рынок. Поэтому теперь MasterVerb - это не только DirectX-, но и VST-плагин. Над созданием некоторых пресетов для новой версии потрудились специалисты из известного издания "Sound On Sound", что часто расписывалось как основное достоинство MasterVerb.

Практически неизвестный всем разработчик выпустил великолепный плагин 4ORMULATOR Extreme Vocoder (форматы VST и Cool Edit). Нужно отметить, что такого мощного решения в данной области не появлялось уже несколько лет. При том, что сейчас у современных музыкантов часто стоит задача уникальной обработки, звукотворчества с эмбиент- и нойз-экспериментами, данный программный модуль можно считать незаменимым.

TC Works, дочерняя компания знаменитой t.c. electronic, все-таки дала пользователям РС возможность оценить свою программу-эффект-процессор Spark FX Machine VST. Ранее это было прерогативой Apple. Spark FX можно использовать как удобный и функциональный эффект-процессор, который позволяет составлять сложные цепочки эффектов (возможен импорт любого VST-плагина), изобретать собственные инструменты, производить мастеринг. Некоторые умельцы приспособили его для улучшения качества МР3 с малыми значениями kbps. В общем, программа стоящая.

Steinberg Halion - программный синтезатор/сэмплер от Steinberg. Очень качественный инструмент, поддерживающий множество стандартов хранения сэмпловой информации, включая E-mu и AKAI.


Войны

Не на шутку схлестнулись VST и стандарты, поддерживаемые Pro Tools (TDM, RTAS). Главный вопрос, который мучил меня на протяжении некоторого времени в начале года: зачем Steinberg было развивать и раскручивать Halion? Ведь был же IK Multimedia SampleTank VST, такой же по уровню и по сути синтезатор/сэмплер, - продвигаться можно было вместе. Но вот понадобилось раскручивать Halion! Причем, если по количеству поддерживаемых стандартов Halion чуть-чуть сильнее, но по интерфейсу первое место за Sample Tank. В результате, со стороны итальянцев IK Multimedia были вполне предсказуемые действия - поддержка технологических стандартов для Apple Mac, которые в РС-варианте мы можем встретить только в Pro Tools. При этом долгожданный выход культового программного продукта T-RackS в виде плагина состоялся, соответственно, только для Pro Tools.

Очень слабое сопротивление в конкурентной борьбе оказала DirectX-платформа. В начале года с помпой был анонсирован выход Cakewalk SONAR с поддержкой новой технологии ReWire 2.0. Мы об этом также много говорили на страницах "КВ". Напомню только главные моменты. ReWire - технология взаимодействия программ по аудио/MIDI, разработанная известной компанией Propellerhead Software. Первой ласточкой был выход Reason 1.0, которая могла "состыковываться" с Cubase и Re-Birth. Многие аналитики увидели в ReWire конкурента VST-стандарту, и это могло сыграть на руку американцам из Cakewalk, которые упорно отказываются от использования VST. Таким образом, в начале года состоялись сразу три премьеры - SONAR 2.0, Reason 2.0 (существенно ничего не добавили) и, естественно, самого протокола ReWire 2.0. Какое развитие все это получило, мы можем видеть сейчас. Стоить отметить некоторые несуразные моменты. Например, на территории США Cakewalk распространяет программу Fruity Loops - одного из главных конкурентов Reason на пользовательском рынке.

В общем, можно сделать вывод, что на американском рынке небольшое смятение. В доказательство этому приведу еще один пример: Sonic Foundry Sound Forge 6.0 и Steinberg WaveLab 4.0. WaveLab 4.0, лучший звуковой редактор на сегодня, получил широкое распространение с самого начала 2002 года. Данный продукт было просто неуместно сравнивать с Sound Forge версии 5.0, и поэтому с полугодовым опозданием компания Sonic Foundry хотя бы попыталась создать видимость конкуренции и выпустила шестую версию. При этом очевиден разброд и шатание в данных нестройных рядах. В то время, когда Steinberg сделала из звукового редактора целый программный комплекс, позволяющий производить архивацию данных, компоновать CD (есть даже свой встроенный графический редактор для оформления компакт-дисков и обложек к ним), обрабатывать информацию с аудио-CD и т.п., Sonic Foundry поступает очень странно... Или смешно. Они вырезают из интерфейса редактор систематизированной обработки множества файлов (Batch Convert) и распространяют его в виде отдельного плагина, за что, соответственно, просят дополнительные деньги. А что потом? Потом выходит программа Sonic Foundry CD Architect. Нужно сказать, очень вовремя. Разработчики, скорее всего, подумали, что пользователи бросят любимые Nero, CD Extractor и т.п. и захотят попробовать Sonic Foundry CD Architect. В общем, грустно как-то... Последний гвоздь в собственный гроб - ACID 4.0. Как говорится, без комментариев. Самое неожиданное в этой версии - поддержка VST-инструментов. Самое ожидаемое - плохая поддержка.


Потери

Основная потеря для пользователей РС - мультитрек Logic Audio, который после большого количества перипетий попал в руки Apple (Apple купила фирму Emagic), и в результате, начиная с сентября, РС-версия снята с производства. Это можно было бы назвать событием года, если бы Pinnacle не покупала Steinberg.

Вся продукция Sonic Foundry уже не конкурентоспособна, за исключением Vegas, который может применяться для несложного аудио- или видеоредактирования и сведения.

Samplitude 2496, похоже, потерялся среди своих хозяев. То это SEK'D, то это MAGIX, то Emagic... и далее как в "доме, который построил Джек". Попробуем? Давайте вместе.

Это - Apple, которая купила фирму Emagic.

А это - фирма Emagic, которую купила фирма Apple, которая, имея в наличии свою программу Logic Audio Platinum, приобрела права на Samplitude.

А это - компания MAGIX, которая решила продолжать ветку программ Samplitude, которые потом попали в руки Emagic, которую купила фирма Apple, которая, имея в наличии свою программу Logic Audio Platinum, приобрела права на Samplitude.

А это - SEK'D, которая разработала Samplitude, за продолжение ветки которой взялась фирма MAGIX, которая решила продолжать ветку программ Samplitude, которые потом попали в руки Emagic, которую купила фирма Apple, которая, имея в наличии свою программу Logic Audio Platinum, приобрела права на Samplitude.

Из этой цепочки видно, что SEK'D и Samplitude были дойной коровой, которая приносила молоко, из которой делали масло и т.п. Только с определенного момента эта корова попала в чужой коровник и может пойти на мясо, так как другие хозяева любят своих коров.


Новости для домашних студий

Стоит отметить, что на рынке компьютерного звукового "железа" появились хорошие новости. Профессиональное качество стало доступно в диапазоне $100-300, в основном, благодаря двум разработчикам - Hoontech и EgoSys. Соответственно, самыми популярными звуковыми интерфейсами являются Hoontech ST Audio DSP 24 MKII и EgoSys Waveterminal 192X.

Отдельный подарок гитаристам - Line6 Guitar Port Pro, "примочка", подключающаяся к USB-порту компьютера. С ее помощью вы можете получить качественную эмуляцию различных помещений, комбиков и т.п. Стоит отметить, что Line6 - одно из самых знаменитых имен в современном шоу-бизнесе. На продукции этой фирмы играет большое количество музыкантов, например, Edge из U2. Стоит это все не очень дорого и доступно обычному музыканту, если он действительно увлечен.


Выводы

Не совсем утешительные. За свою практику анализа рынка звукового ПО и "железа" я не помню ни одного нормального результата от слияния двух крупных корпораций. Поэтому покупка Steinberg и интеграция ее в Pinnacle - скорее, грустная новость, чем жизнеутверждающая. Вообще, ситуация со скупкой фирм довольно странная. Можно проследить тенденцию, что "звуковые" компании приобретаются "не звуковыми". Тут заметна очень серьезная политика. И, наверное, поэтому Sonic Foundry спокойна и выпускает вторичные продукты для РС, которые все больше напоминают игровые приставки. Все, как и предполагалось: будущее - за студиями "под ключ", где ПО и "железо" вы приобретаете скопом.

Программ для производства музыки на обычном РС будет становиться все меньше и меньше, поскольку рынок его пользователей самый хаотичный и бедный. Профессиональные решения базируются вокруг Apple Mac и закрытых систем "под ключ".

С другой стороны, появились аудио-CD, не предназначенные для воспроизведения на РС и Мас'ах, что скоро станет общепринятым стандартом. В результате РС вообще теряет позиции как самостоятельный комплекс "все-в-одном". И первым под ударом оказался звук. Видео еще не успело развиться так сильно.

Кристофер-2002,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2003 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!