Elite: манящее мерцание звезд

И звезда с звездою говорит...

М.Ю. Лермонтов

Лет десять тому назад один мой хороший друг с горящими глазами поведал о том, как играл в одну невероятно увлекательную компьютерную игру. В ней он был космическим пилотом, торговал на разных планетах и бесстрашно сражался с пиратами, повышая свой статус. Называлось игра просто и кратко - Elite ("Элита").

Elite можно смело записывать в долгожители - в следующем году этой компьютерной игре исполнится двадцать лет. Ее по-прежнему помнят, и в нее, самое главное, - играют! Удивительного здесь ничего нет: запустив Elite, забываешь о скромной (пусть и трехмерной) графике, поскольку погружаешься в притягательный мир Космоса, где ты, пилот космического корабля, можешь сыграть далеко не последнюю роль. Действительно, для середины 80-х Elite предлагала необычно продвинутый геймплей. Игрок, которому давалось имя "командир Джеймсон", оказывался в начале своего трудного космического пути пилотом корабля Cobra Mk III, получал денежную сумму в 100 кредитов, социальный статус "Чистый" (Clean) и боевой рейтинг "Безвредный" (Harmless). Дальше пилот сам выбирал свою судьбу. Невольно напрашивается аналогия со "Звездными войнами" Джорджа Лукаса, которые, кстати, отгремели совсем незадолго до выхода Elite, потому что в игре, как упоминалось выше, есть выбор: принять сторону "зла" (стать пиратом, атакуя торговые суда) либо сторону "добра" (стать мирным торговцем, попутно очищая Вселенную от пиратов и злой расы Таргоидов). Что до оружия, то первоначальный арсенал корабля - три ракеты и лазер. Если игрок решал войти в ряды космических торговцев, то он должен был отовариться на месте, а затем выбрать новую планету, где можно выручить за счет успешной торговли некоторую сумму кредитов. При выборе планеты стоило учитывать многие факторы: расстояние (чтобы хватило топлива долететь), общественный строй (если анархия, то отправляться туда с минимальным боевым рейтингом крайне опасно), характер экономики (если аграрная, то лучше всего закупить технику для продажи, и наоборот) и некоторые другие. Заработав достаточно кредитов, можно было модернизировать корабль, например, купить стыковочный компьютер, без которого поначалу крайне трудно стыковаться с орбитальной станцией в ручном режиме (есть большой риск разбиться). И упаси вас боже от мысли пострелять из лазера вблизи станции - тут же налетят полицейские катера Viper и в два счета уничтожат.

Создатели Elite - программисты Дэвид Брабен и Ян Белл. Эти двое англичан в начале 80-х решили объединить свои усилия по созданию некоего трехмерного космического "боевика". Игра разрабатывалась более двух лет, наиболее перспективным вариантом был признан тот, что включал элементы торговли - это было, как показало время, правильное решение. Предназначалась Elite для микрокомпьютеров BBC (BBC Micro) и вышла на кассете и диске (последний содержал специальные миссии и новые корабли). Игра мгновенно стала хитом и "расползлась" во множестве версий, включая версии для платформ Commodore 64, Sinclair Spectrum, Apple II, Аtari ST, IBM PC 8086/CGA и мн. др. По горячим следам Брабен и Белл решили создать продолжение Elite. Коллеги разделили работу между собой, однако примерно к 1986 г. Белл потерял мотивацию, отчего проект Elite 2 заглох. А в 1988 г. журнал "Times" назвал Elite "лучшей игрой всех времен"...

И все же Брабен, чьему энтузиазму можно только позавидовать, смог вдохнуть новую жизнь в Elite. Случилось это в 1993 г., спустя два года после появления улучшенной версии первой Elite - Elite Plus, предназначавшейся для IBM PC 286/EGA (или VGA). Долгожданный сиквел, получивший название Frontier, поражал своей масштабностью. В игру были добавлены новые возможности для пилота (перевозка пассажиров, например), соблюдены правила небесной механики, включена функция посадки на планету... Конечно, споры Frontier вызвал горячие (мол, загубил Брабен легенду, и все такое прочее), но вряд ли кто-нибудь мог представить, какие кривотолки вызовет третья часть "элитной" саги. Названная Frontier: First Encounters (появилась в 1995 г.), она оказалась переполнена багами, и даже отказывалась запускаться (!). Игрушку спешно пришлось патчить, однако это не спасло Frontier: First Encounters от скандального провала.

 

По всей вероятности, именно неоднозначность двух продолжений 90-х и побуждает новых пилотов выбирать оригинальную Elite либо Elite Plus. Есть в их космическом пространстве некая тайна, которой никогда не будет окончательной разгадки. Ведь даже мир первой Elite поистине огромен - 8 галактик, насчитывающих более двух тысяч планет (на BBC Micro без дисковода все это работало на 22 Кб оперативной памяти!); необъятность Elite породила самые невероятные истории: кто-то встречал Корабли Поколений, кто-то находил загадочную планету Raxxla - миф и реальность накрепко переплелись в Elitе...

Elite стала не только любимой игрой многих геймеров, она также послужила основой для создания "элитных" клонов. Достаточную известность, например, обрела так называемая Новосибирская Элита для ZX-Spectrum, ее автор - россиянин Владимир Кладов. Также стоит упомянуть о Void - клоне Elite для карманных компьютеров Palm. Так что "элитный" социум живет и развивается достаточно бурными темпами, подкрепляемый циркулируемыми слухами о возможном появлении Elitе 4. Звезды по-прежнему манят пилотов...

Некоторые полезные ссылки:

www.elite-games.ru - солидный русскоязычный "элитный" ресурс

www.iancgbell.clara.net - страничка Яна Белла

elite-frontier.narod.ru - русскоязычное посвящение Elite 2: Frontier

Юрий ДРОЗДОВ,
printscan@tut.by

P.S. А товарищ мой, ныне служитель православной церкви, до сих пор в свободное время увлеченно бороздит просторы Elite. И пилотирует, кстати, лучше меня. :)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

26 за 2003 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Tomas
Да! Славные были деньки. Только рассказы тех, кто видел или даже играл в эту мега игру (заметьте, только рассказы), толкнули меня в 1992 году на поиски. Радио рынок тогда был в клетке танцплощадки в парке Челюскинцев. Отыскать нормальную плату для Спектрума было уже почти реально. Честные продавцы тогда к плате прилагали список перемычек которые необходимо было саморучно допаять и дорожек которые надо было разрезать. Хотя из Питера возили 100% платы, но схема там была не "классика", а с добавками, что затрудняло отладку. А вот микросхемы приходилось выискивать. Потом еще неделя с паяльником... И чудо стояло у вашего телевизора. ЭЛИТА просто отрывала от жизни мирской. У каждого начальный капиталл зарабатывался на своей ниточке планета1(товар1)-планета2(товар2)- и т.д. А когда в нашей компании появились несколько счастливых обладателей Спектрумов. То мы встречались уже с картами (нарисованными на ватмане) и таблицами по пройденным планетам. По фанатизму очень близко к Элите, лично для меня, стоин второй ВарКрафт. Но Элита - первая...