Горячая линия мультимедиа

Наиболее часто задаваемый вопрос: где достать Nuendo 2.0? Объясняю ситуацию. Дело в том, что фирма Steinberg очень специфична тем, что не выпускает демо-версий, за исключением небольших полупрофессиональных продуктов, таких, как Steinberg Remix. Поэтому единственный способ - купить программу.

Другое письмо, которое меня удивило, пришло из Гомеля, где человек действительно интересуется многоканальным и 3D-звуком и столкнулся с некоторыми проблемами.


Кристофер, привет.

...Сейчас я пустился в эксперименты с пространственным звуком, накачал кучу софта... Вопрос такой: что такое "точка реверберации" при построении пространственных эффектов?

Данное понятие мы уже рассматривали на страницах этой газеты. Но повторение - мать учения. Впервые с подобным понятием я столкнулся несколько лет назад, ознакомившись с документацией к продуктам Human Machine Interfaces (HMI). Точкой реверберации они назвали точку, где уровень исходного сигнала равен уровню реверберационного. То есть сначала мы слышим громче основной звук и тише реверберационный, а потом с точностью наоборот. Так вот, точка, где уровень сигналов сходится, называется "точкой реверберации". На самом деле, названий у нее может быть придумано много.

 


...и вообще, как правильно обрабатывать реверберацией?

Сергей Н.

Сейчас весь современный звук предусматривает наличие пространственных эффектов в большей либо меньшей степени. Лично я обрабатываю уже не так, как это было пять лет назад. Тогда я экспериментировал с акустикой помещений, что во многом оправдывалось (хотя действительно хороших помещений у нас мало), создавал математические шаблоны и так далее. Теперь я использую стандартные модули эффектов типа WavesArts MasterVerb, а звук изначально пишу "насухо". При этом панорамный центр я также оставляю "сухим", то есть, без реверберации. После этого с помощью связки "ревербератор - эквалайзер" я формирую определенные реверберационные каналы, после чего раскидываю их по панораме и, если нужно, пускаю с задержкой. Все это можно сделать в мультитрековой программе, скопировав трек, поставив на новый параметр MIX для эффекта в 100%. Модель действенна.

При этом, если мне нужно раскинуть реверберационный эффект по множеству каналов, то такое представление эффекта ничем не хуже лучших surround-плагинов. Главное - как можно меньше эффекта в центральном канале.


Здравствуйте, Кристофер.

На протяжении многих лет читаю Ваши статьи в рубрике "Звук". Сейчас Вы пишете о звуке с "повышенной частотой дискретизации и разрядностью". Зачем это делать, не понимаю! Ведь, по теореме Котельникова, частота дискретизации должна быть выше в два раза слышимого диапазона... и это есть в обычном компакт-диске (аудио)... А частота 192 КГц - для комаров, что ли?

Pavel

Объясню. Дело в том, что при выборке в варианте импульсно-кодовой модуляции (PCM) у нас есть две дискретные шкалы, одна - это заданные уровни напряжений, вторая - шаг дискретизации. Чем больше разрядность и частота сэмплирования, тем качественнее происходит выборка аналогового сигнала. Все.

Кристофер

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

32 за 2003 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!