Управление проектами: практическое руководство

Наконец, и до нас добрались первые отголоски могучей волны достаточно нового вида менеджмента - управления проектами. Конечно, у нас часто оперируют понятием "проект", и во многих компаниях работают люди на должности "менеджер проектов". Но среди них поразительно мало профессионалов. В этом нет ничего удивительного: ведь ни одно учебное заведение не готовит менеджеров проектов. Кроме того, первые книги по управлению проектами появились только в этом году. Скажем спасибо московскому издательству "Дело и Сервис" за отличную книгу Клиффорда Ф. Грея и Эрика У. Ларсона "Управление проектами: практическое руководство" (Project Management: The Managerial Process by Clifford F. Gray and Erik W. Larson).

Что такое проект и чем он отличается от обычных операций, которые миллионы сотрудников производят каждый день? Существует достаточно строгое определение:

"Проект - это комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика".

Проект как явление имеет несколько основных характеристик: установленную цель, конечную продолжительность выполнения, уникальность (каждый проект несет в себе что-то новое) и привлечение специалистов из разных областей. Нас интересует, в первую очередь, IT-индустрия. И здесь надо отметить, что ориентированность на проекты является отличительной особенностью отрасли разработки программного обеспечения и веб-сайтов.

Любой проект состоит из четырех фаз. Для наглядности посмотрим, что конкретно происходит на каждой из этих фаз при разработке обычного веб-сайта:

 
  1. Определение проекта. На этой стадии выясняются потребности заказчика, цели сайта и технические детали реализации проекта. В конечном итоге разрабатывается техническое задание;
  2. Планирование. На этом этапе формируется команда, анализируются риски и выделяются ресурсы. Конечной целью является составление плана проекта;
  3. Выполнение. Самая очевидная и известная фаза. Здесь создается дизайн, кодируются страницы, разрабатываются программные модули. Одновременно осуществляется контроль за изменениями и качеством;
  4. Передача. Заключительная фаза проекта. Сайт устанавливается на рабочий сервер, производится обучение персонала заказчика, передается документация и исходный код (так называемое "отчуждение кода"). После этого информация о ходе проекта анализируется и складывается в общую базу знаний, чтобы затем ее можно было использовать, и не совершать типичных ошибок.

Ключевой фигурой в любом проекте является менеджер проекта. Именно его поведение оказывает максимальное влияние на ход проекта. Что же входит в его обязанности? Собственно, во многом менеджеры проектов делают то же, что и любые другие менеджеры: составляют планы, управляют персоналом, контролируют ресурсы. Отличие в том, что они должны все организовать таким образом, чтобы завершить проект вовремя, не превысив бюджет, и в точности соблюдая ТЗ. Менеджер проекта непосредственно общается с клиентом и улаживает все возникающие проблемы. Он преобразовывает зачастую абстрактные и смутные идеи и потребности клиента в четкие технические задачи. Он должен иметь представление о предметной области, чтобы эффективно руководить и быстро принимать решения.

Хороший менеджер проектов должен обладать многими свойствами, которые очень сложно найти в одном человеке. Авторы книги выделяют девять ключевых особенностей:

  • Способность мыслить комплексно. Руководитель проектов должен уметь видеть всю картину целиком, а не отдельные ее части.
  • Личная целостность. Прежде всего менеджер проектов должен уметь руководить и управлять собой.
  • Предусмотрительность. Хорошие менеджеры проектов решают маленькие проблемы на ранней стадии, пока они еще не превратились в большие проблемы.
  • Способность выдерживать стрессы. Сила воли помогает справляться с напряжением, связанным с проектами.
  • Умение видеть общую бизнес-перспективу. Менеджер должен представлять всю картину целиком, а не отдельными кусочками.
  • Умение передавать информацию. Менеджер должен уметь общаться с самыми разными людьми.
  • Эффективное управление временем. Менеджер проектов должен четко планировать свое рабочее время и не тратить его впустую.
  • Умение вести политическую игру внутри компании.
  • Оптимизм. Куда же без него?

И это только ключевые особенности, которые оказывают большое влияние на процесс управления проектами. Как видите, далеко не каждый может стать хорошим руководителем. И не важно, руководите ли вы проектом по созданию веб-сайта или строительством библиотеки.

Книга "Управление проектами. Практическое руководство" - труд фундаментальный. В нем неплохо описаны все аспекты проектов. Я бы не сказал, что она написана в изящном и простом стиле, некоторые части изобилуют всевозможными формулами и теоретическими выкладками, которые вряд ли пригодятся руководителю проектов в сфере разработки ПО. С другой стороны, некоторые части увлекательны и читаются легко. Кроме того, в книге много кейсов (примеров из жизни), которые хорошо разбавляют местами суховатый текст. Честно говоря, вряд ли можно было ожидать более живого текста от двух преподавателей американского университета.

Несколько глав просто украшают книгу:

Глава 5. Управление риском. Выявление источников риска, анализ и оценка риска, реакция на риск, планирование на случай непредвиденных обстоятельств.

Глава 9. Руководство: как быть эффективным руководителем. Влияние, управление или руководство проектом, этика управления проектом, создание атмосферы доверия.

Глава 10. Управление проектными командами. Развитие команд, создание высокоэффективных команд, трудности проектных команд.

Глава 13. Аудит и завершение работы над проектом.

Как и можно было ожидать, почти все примеры взяты из жизни больших корпораций. Как и можно было ожидать, книга, в первую очередь, служит для подготовки к работе в большой компании. Да, это немного уменьшает ее ценность для белорусского читателя, но все же управление проектами - вещь достаточно универсальная, и в любом случае будет полезно знать теорию, чтобы осознанно отказываться от определенных практик при управлении конкретным проектом. Планирование, управление рисками, организационная культура, эффективное руководство, управление командой, ведение переговоров, контролирование хода проекта - все это совершенно необходимо.

Книга не сделает из вас отличного менеджера, и в ней нет ответов на очень многие вопросы. Например, процесс разработки ПО имеет десятки совершенно уникальных аспектов, о которых даже не упоминается в этой книге. Но одну вещь можно гарантировать - у вас сложится достаточно стройное и полное представление о том, что же такое управление проектом. Это поможет выяснить, какие пробелы в знаниях имеются, что вы умеете достаточно хорошо, а о чем не имели не малейшего представления до недавнего времени. Знание собственных недостатков - крайне важная вещь. Именно с этого начинается переход на более высокую ступеньку компетентности и профессионализма.

Можно наслаждаться отличной полиграфией и хорошим переводом. Что еще надо отметить, так это относительно высокую стоимость книги. У нас ее можно купить примерно за 35 у.е., что является своеобразным рекордом. Действительно, книги подобного плана в Беларуси редко стоят больше 10-15 у.е. При отсутствии прямых конкурентов на книжных полках имеем то, что имеем. Монополизм всегда существует в условиях сверхприбылей:). Приобрести книгу можно в интернет-магазине OZ.by (www.oz.by/books/more105101.html).

Михаил ДУБАКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2003 год

Рубрика: 

Книжная полка
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Dionique
Кто эту книгу читал? Есть в ней че-нить для нормальных пацанов или же очередной тяжелый сборник бредовых сочинений?

Че-то она какая-то толстая и больно дорогая. Обычно такие книги лежат для красоты или используются в качестве справочников...

Аватар пользователя Михаил Дубаков
Смотря что интересует нормальных пацанов ;)
Аватар пользователя Dionique
Нормальных пацанов интересуют следующие вопросы:

1. Внятное изложение способов выравнивания ресуров - больше всего интересует

2. Методики разбивки на подзадачи WBS (Work Breakdown Structure), если есть такие

3. Интегрированное управление проектами и как оно организуется

4. Наличие кейзов, включающих подробные планы из реальной жизни и обязательно управление изменениями

5. Описание возможных вариантов поведения менеджера проекта и его помощников, желательно тоже с кейзами

6. Да и вообще полезность - хотелось бы узнать: есть ли смысл, есть ли глубина, просто и понятно ли все написано, есть ли законченность мысли? Вообще - эта книга справочник или учебник?

Много ли картинок, какой размер шрифта? :))))))))))))

Как бы меня больше интересует практическое пособие, а гнилой теории и так много книг, где прочитать можно, вот. В лом тонну денег так просто за книгу выбрасывать.