СТВ - обширное поле для творчества

Современные массмедиа, будь то газета, FM-радиостанция или телеканал, не в состоянии обойтись без высокотехнологичного компьютерного оборудования. В наибольшей степени это утверждение относится, пожалуй, к телевидению. Практически вся работа здесь построена на использовании вычислительной техники. Без нее TV в своем нынешнем виде просто не смогло бы существовать!

Причем, основные компьютерные "силы" сконцентрированы в святая святых любого телеканала - монтажной студии. Именно в ней груды кассет с видеоматериалом превращаются в телепрограммы, шоу и новостные сюжеты. Основное действующее лицо в монтажной - видеоинженер. К сожалению, его вы никогда не увидите на экране, зато фамилию и инициалы можно встретить в титрах, наряду с именами корреспондентов, ведущих программ и телеоператоров. И это абсолютно оправдано, ведь видеоинженеру приходится потрудиться не меньше их, чтобы превратить видеосьемку в законченный продукт, пригодный для запуска в эфир. О том, как это делается, расскажет нам сегодня один из видеоинженеров столичного телевидения Юрий Истоменок.

- Юра, как сложилось, что Вы связали свою жизнь с телевидением?

- Это просто цепь случайностей. В свое время я работал частным предпринимателем, неплохо изучил компьютер, некоторые программы из линейки компании Adobe. Это пригодилось, когда меня пригласили поработать на борисовское телевидение. Там чего только не доводилось делать! Даже съемкой занимался. Людей не хватало, и каждый был, как говорится, и швец, и жнец. Но, в основном, приходилось выполнять обязанности видеоинженера - обслуживать прямой эфир, монтировать. За несколько лет освоил азы профессии. Затем перешел на только что открывшееся тогда столичное телевидение, где и работаю по сей день.

- Перейдем к профессиональной теме: какая техника служит на телевидении инструментом монтажа?

 

- Обыкновенные компьютеры. Современная персоналка с процессором среднего уровня (с тактовой частотой 1000-1500 МГц) вполне справляется с этой работой. К примеру, в Борисове у нас было два монтажных места с компьютерами, снабженными интеловскими процессорами в пятьсот пятьдесят мегагерц, с пятьсот двенадцатью мегабайтами оперативной памяти и сорокагигабайтовыми винчестерами. Видеокарты на них стояли по тем временам "крутые" - Riva TNT-2. Эти машины вполне удовлетворяли всем необходимым требованиям.

На СТВ, конечно, более мощные компьютеры, и только с процессорами производства Intel (их предпочитают наши системные администраторы), тактовой частотой от восьмисот до двух и более тысяч мегагерц. На соседнем с нами ОНТ - похожая техника. А у их видеоинженеров мониторы даже поменьше, чем у нас - не девятнадцать, а семнадцать дюймов по диагонали. Впрочем, рабочие места монтажеров там организованы более удобно. К каждому компьютеру подключены по два монитора, что позволяет работать над материалом вместе с журналистами, на одном из компьютеров раскладывать монтажную линейку, а на другом просматривать видео. Дополнительный контроль готового материала и у нас, и у них осуществляется по изображению на отдельном, так называемом техническом телевизоре. Делается это потому, что картинка на мониторе отличается от обычной, телевизионной - она ярче и резче, а нужно видеть то, что видит телезритель.

- Выходит, что смонтировать, к примеру, домашний фильм можно на обычной мощной домашней персоналке с хорошей видеокартой, обладающей возможностью захвата видео?

- Отчасти это так. Но качество такого монтажа будет далеким от телевизионного. Дело в том, что для полноценной работы с видеоизображением обычный компьютер не подходит. Он - всего лишь вспомогательное средство. Необходима еще и монтажная плата - специальное устройство, которое преобразует сигнал из аналогового в цифровой формат и обратно. Причем, кодирование происходит за счет аппаратных ресурсов платы. Там есть отдельный, достаточно мощный процессор, память. Монтажная плата порой обходится дороже, чем весь компьютер, и сравнима по стоимости с цифровым видеомагнитофоном. Это профессиональное, практически эксклюзивное оборудование, которое пользуется ограниченным спросом, возможно, поэтому и стоимость его высока.

К примеру, платы, которыми были оборудованы, в свое время, компьютеры на борисовском телевидении (Pinkly DV-500), сейчас, насколько я знаю, уже не производятся, но даже подержанные стоят около шестисот-семисот долларов. А цена тех, которыми оборудованы компьютеры столичного телевидения (RTX - 100 Matrox), составляет порядка трех тысяч долларов.

Качество изображения на различных монтажных платах может весьма заметно различаться. К примеру, наши выдают разрешение 720 на 576, в формате Pal (25 кадров в минуту). У Matrox J200, которые применялись одно время на борисовском телевидении, оно уже меньше - 704 на 574. Но они делали только черескадровый захват видео, то есть реальное разрешение было, как минимум, в два раза меньше. И цвета у генерируемого этими платами изображения были далеко не такими яркими и насыщенными, как, например, у той же RTX-100.

По этим причинам домашний монтаж для тех, кто хочет им заняться, может стать слишком уж дорогим удовольствием. Хотя, в этой ситуации выход тоже существует. Видеокарты с возможностью захвата изображения производятся. Можно использовать их или пойти другим путем. Например, одолжить цифровую видеокамеру и купить порт 1394 - в компьютер. Через него можно перекачивать видеоматериал в цифровом формате на винчестер. При этом обработка изображения будет уже не аппаратной, а программной. Насколько эффективна такая возможность, не знаю, не проверял. Может, кто-то из читателей газеты попробует.

- Как осуществляется работа в прямом эфире? Ведь его вы тоже перебиваете рекламой, вставляете туда титры, различные эффекты...

- Работа в прямом эфире идет через специальный пульт - это целый аппаратный комплекс, который стоит ну просто умопомрачительную сумму. На него сводятся сигналы с видеомагнитофонов, микрофонов ведущих (если это шоу в реал-тайме). Ими можно манипулировать как угодно - отключать, менять местами. Так на СТВ осуществляется практически вся основная трансляция. Сигнал Ren-TV мы принимаем на пульт, а когда начинается реклама, ставим свою кассету.

Внутри пульта - монтажные платы и процессор, который позволяет создавать некоторые видеоэффекты в реальном времени. Недавно канал купил пульт, позволяющий во время прямой трансляции использовать 3D-эффекты, например, складывать видео в шарик, не пользуясь никакими особыми программами и не задерживая при этом работу.

- Вы упомянули о программах. Какое ПО используете для монтажа?

- В основном, это программное обеспечение от Adobe. Обычные титры легко делаются в Adobe Photoshop, это проще и порой, когда нужно спешить, быстрее. В Photoshop можно создавать любые картинки, которые затем накладывать на видео при помощи более продвинутых программ, например, Adobe Premier. Но и это слабенький пакет, он годится только для простейшей работы над кадрами. Для более сложных задач применяем Adobe After Effects или 3D Studio Max. Последний вполне подходит для создания трехмерных объектов, которые в обычных условиях снять на камеру невозможно. Примеров - сколько угодно. В любом голливудском боевике, да и в нашем кино широко используются сцены, сгенерированные в 3D S Max.

Есть на канале специалисты, использующие другие программы, например, наш дизайнер Павел Авраменко работает, в основном, с Maya, делает с помощью этого пакета сложные заставки и прочее. На ОНТ, насколько мне известно, видеоинженеры пользуются для монтажа более продвинутой, чем Premier, программой - Spidrazer от In Sink.

- Почему же качество вещания, например, ОНТ все же лучше, чем у вас?

- По многим причинам. Во-первых, у них более мощный передатчик. Во-вторых, они ведут вещание не с магнитофонов и пульта, как мы, а с компьютера. В аппаратной ОНТ стоит мощный сервер, куда записывается сигнал российского ОРТ. Его корректируют, насыщают белорусскими программами и новостными сюжетами и часа через полтора выпускают в эфир. (Да-да, господа, мы с вами уже давно не видим настоящего ОРТ - прим. авт.).

Столичное телевидение иногда точно так же записывает вещание Ren-TV, но только на кассеты. На них возможны подрывы, искажения, чего вовсе нет на компьютере. Но, в основном, мы пользуемся все же прямой трансляцией, поэтому и рекламные паузы бывают большими - удалить-то их мы не можем! Кроме того, когда идет прямая трансляция, сигнал с магнитофона на пульте преобразуется в цифровой, а затем - вновь в аналоговый, что дополнительно снижает итоговое качество.

В-третьих, столичное телевидение использует, на мой взгляд, не самый лучший формат - mini-DV. Он отличается довольно высокой плотностью потока информации. Из-за этого изображение сложно редактировать. А если на пленке грязь или кассета повреждена, искажения могут вообще испортить кадр. В формате DV CAM, например, кассеты те же, а плотность потока ниже, то есть, на каждый квадратный миллиметр пленки записано меньше информации, и локальные повреждения носителя не имеют таких острых последствий.

Существует еще формат BETA CAM, там и магнитофоны совершенно другие, и кассеты даже больше обычных, стандарта SUPER VHS. Пленки там в два раза больше, а записывается на нее всего лишь девяносто минут видео. Плотность потока при этом совсем невысокая, несмотря на то, что формат аналоговый! Правда, аппаратура, используемая для работы в BETA CAM, очень дорогая. Комплект, включающий камеру, штатив и микрофон, стоит более пятидесяти тысяч долларов! Такая техника СТВ пока не по карману. А вот вещательный сервер у нас скоро появится. И тогда качество трансляции, разумеется, станет другим.

Впрочем, основная составляющая телевидения все-таки не сам сигнал, а его содержимое - фильмы, программы, шоу. И их качество зависит уже от авторов, режиссеров, ведущих.

- Какие программы на канале Вы считаете наиболее удачными?

- Мне, например, нравилось делать программу "Отдыхай!" с корреспондентом Иваном Муравьевым. Хорошую, на мой взгляд, передачу "Добро пожаловаться" снимает Олег Усачев. Неплохое у меня, как ни странно, отношение и к программе "Золотая десятка белорусской оперы", хотя многим она не нравится. В этих передачах допустимо использование различных видеоэффектов, отрывков из фильмов - словом, всего того, что делает нашу работу интересной и разнообразит ее. Проще всего монтировать новостные блоки. На каждый из них уходит не более сорока минут. А на один выпуск "Добро пожаловаться", например, до семи часов!

- Ваши творческие планы?

- На канале СТВ - самое обширное поле для творчества видеоинженера, которое только можно себе представить. К примеру, наш дизайнер, Павел Авраменко, о котором я уже говорил, ранее трудился на ОНТ. Так вот, там обязанности жестко распределены между членами команды инженеров и дизайнеров. А здесь легко можно вклиниться в любую смежную область, попробовать себя в иной роли, что он и сделал довольно удачно.

Хочу испытать себя в дизайне и я, но пока для этого недостаточно знаний. Такие программы, как Maya и 3D Studio, довольно сложные, и их профессиональное освоение требует немалой практики.

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2003 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя KId
"Дорогой" вы наш "журналист" при выдаче материала в номер желательно проверять названия фирм производителей, к примеру, Pinnacle пишется как Pinnacle а не Pinkly.
Аватар пользователя Peter
В жизни не видел более бездарной статьи. Столько простейших технических ошибок. На одну уже указали. Простительно, не знаете. Но...

Как вы представляете себе изображение стандарта Pal, который вы получаете на телевизор. 25 кадров в МИНУТУ??? Ничего не кажется невероятным? 1 кадр за 2 секунды??? Самые тормозные компы показывают быстрее.

За такое бумагомарательство гонорары платить ни в коем случае нельзя!

Аватар пользователя Масяня
Бездарная статья по изложению. Не по теме. Автор просто нахалтурил. Видно, что он в теме - не рубит. Мелочи, типа опечатки... Можно придираться. Но по сути, г-н автор, шли бы занимались лучше стройтрестовской проблематикой. А художества оставили бы другим оцанять! :)
Аватар пользователя Инкогнито
Посмеялся от души... Такого бреда давно не читал.