Новости из прошлого

В колхозе "Красный Октябрь" в городке Бад-Лангензальца на юго-западе ГДР... Неплохое начало? Так вот, в немецком колхозе "Красный Октябрь", в центре розоводства, в 1986 году была внедрена компьютерная система для планирования гибридизации роз. Располагая данными о сортах, имеющихся в хозяйстве, ЭВМ по заказу селекционера, описывающего, какой сорт с какими качествами он хочет вывести, подбирает родителей с соответствующей комбинацией признаков. Как все-таки далеко нашим колхозам 2003 года до уровня немецкого колхоза 1986 года!

Ну а в Болгарии в середине 80-х был популярен лозунг "Компьютер в массы!". В 1985 году болгарское телевидение начало курс уроков языка Бейсик. К началу занятий выпущено учебное пособие. Предусмотрено было также распространение видеокассет с записями курса. Интересно, что распространение видеокассет подразумевает наличие у широких масс видеомагнитофонов. И это в 1985 году.

А вот еще любопытный аппарат. Телевизор с возможностью запоминания картинки. Теперь, конечно, таким никого не удивишь. Режим стоп-кадра и картинки в картинке есть у многих телевизоров, ну а начиналось все в 1972 году, когда японская фирма "Хитачи" выпустила первый в мире телевизор с двумя экранами, на одном из которых можно "замораживать" любой кадр, представляющий интерес для зрителя. Благодаря устройству памяти, фиксирующему изображение, его можно как угодно долго хранить и воспроизводить в любое время. Осенью 1972 года началось серийное производство аппаратов.

И еще один телевизор. Японская фирма Sharp в 1986 году представила на рынок портативный магнитофон-плеер с радиоприемником и телевизором. Аппарат, весящий с батарейками 340 граммов, имеет размеры 13х8х3 сантиметра и включает в себя кассетный стереомагнитофон для проигрывания кассет с заранее записанной фонограммой, приемник в диапазонах средних волн и УКВ и черно-белый телевизор с плоским экраном на жидких кристаллах. Гнездо для кассеты находится под экраном, который откидывается, как крышка.

В прошлом году в Исландии фирмой Shell были установлены первые автозаправочные станции для автомобилей на водороде. Так что 2002 год можно считать годом рождения коммерческого водородного автомобилестроения. А первый модернизированный серийный автомобиль, работающий на водороде, был представлен широкой публике на международной выставке 1986 года в Канаде японской компанией Nacional Laboratory. Это был серийный автобус, переоборудованный под водородное горючее. В баке содержался порошкообразный гидрид лития с алюминием, который и впитывал водород, отдавая его при нагревании. Бак с порошком массой 480 килограммов при работе двигателя обогревался выхлопными газами. Встроенный микропроцессор регулировал подачу водорода и воздуха в четыре цилиндра двигателя в зависимости от режима работы, устанавливаемого водителем.

 

Японская фирма Hitachi в том же 1986 году создала самый крупный в мире гусеничный одноковшовый гидравлический экскаватор, объем его ковша - 25 кубометров. Экскаватор ЕХ 3500 был предназначен для ускорения горных разработок и позволял значительно повысить производительность труда при добыче открытым способом полезных ископаемых и строительных материалов.

На экскаваторе применена интегральная электронная система управления двигателем и насосом, гидравлической системой в оптимальном режиме, насосной системой, экономящей топливо, и системой контроля и сигнализации. Эксплуатационный вес экскаватора 328 тонн, мощность двигателя 1238 киловатт. Средний рабочий цикл (захват породы и погрузка ее в кузов самосвала) при повороте стрелы на 90 градусов занимает 27-30 секунд. Четырех ковшей такого экскаватора хватит на кузов автосамосвала грузоподъемностью 120 тонн. Фирмой были изготовлены две такие машины.

Под занавес статьи не могу обойти вниманием уникальный автопогрузчик, аналогов которому не создано до сих пор. С декабря 1975 года в Рейнском угольном бассейне работает гусеничная машина для перевозки больших тяжестей. Ее масса - 200 тонн, а грузоподъемность - 1000 тонн. Машину употребляют для перемещения огромных механизмов, работающих на открытой добыче угля. Погрузка и разгрузка длятся всего несколько минут, скорость перемещения с грузом - до 12 метров в минуту. Так как автопогрузчик движется на гусеницах шириной 2,5 метра, на квадратный сантиметр грунта приходится нагрузка менее трех килограммов - человек при ходьбе давит на грунт сильнее.

Яхен П.,
Yahen@kv.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2003 год

Рубрика: 

Вчера
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!