Новости


Одним MSBlast'ером стало меньше

На прошлой неделе американским правоохранительным органам удалось задержать одного из предполагаемых виновников эпидемии вируса MSBlast, поразившего сотни тысяч компьютеров по всему миру. Задержанный - это 18-летний подросток Джефри Ли Парсон (Jeffrey Lee Parson) из Миннеаполиса. Его подозревают в создании одного из вариантов оригинального вируса MSBlast - MSBlast.B. Парсон уже сознался в модификации исходного кода вируса MSBlast и распространении нового его варианта.

Правда, виновником всей эпидемии Парсон все же не является. Внесенные им модификации - это всего лишь несколько дополнительных оскорбительных замечаний в адрес Microsoft и Билла Гейтса в теле вируса и переименованный исполняемый файл msblast.exe. В версии Парсона он стал называться teekids.exe - от собственного никнейма Парсона "teekid". Версия вируса MSBlast.B поразила всего 10.000 компьютеров, а ущерб составил около $5.000.

Поиски главных виновников все еще продолжаются.


Microsoft меняет Internet Explorer

 

Интересные новости поступают из стана Microsoft в связи с иском со стороны Eolas Technologies (см. "КВ" №33). Напомним, что речь шла о патенте на технологию (скорее, даже на принципиальное описание) плагинов и апплетов, используемых для расширения функциональности браузера, и Microsoft дело проиграла - федеральный суд постановил, что патент действителен, и Eolas имеет полное право разрешать или запрещать использование принадлежащей ей технологии. Теперь Microsoft рассматривает возможность внесения изменений в Internet Explorer, чтобы исключить возможность развития дальнейших судебных баталий.

Правда, о немедленном выключении апплетов и плагинов речь не идет. Пока возможность внесения изменений в IE рассматривается как одна из защитных мер. Однако Microsoft рассматривает ее вполне серьезно, о чем вполне официально заявила ведущему органу по стандартизации мировой паутины W3C. На состоявшемся по этому поводу заседании рассматривались изменения, которые, возможно, придется вносить Microsoft и другим разработчикам браузеров в свои продукты уже в самое ближайшее время. И если дело действительно дойдет до внесения изменений, то это затронет разработчиков и владельцев сотен тысяч сайтов по всему миру.


Siemens будет разрабатывать оборудование для 3G-сетей в Китае

Китай в последнее время стал весьма привлекательной площадкой для разработчиков и производителей всех видов высокотехнологичного оборудования. Не стал исключением и европейский электронный гигант, компания Siemens. Совместно с китайской Huawei Technologies (которую, без всякого сомнения, уже хорошо знают наши белорусские сограждане) Siemens организует совместное предприятие, которое займется разработкой, производством и продвижением оборудования для 3G-сетей. Речь в данном случае идет о стандарте TD-SCDMA, которым Siemens занимается с 1998 года. В новом предприятии Siemens будет принадлежать 51% акций.

По всей видимости, Китай же и станет первым испытательным полигоном для TD-SCDMA. Правительство страны уже зарезервировало для нового стандарта диапазон 155 МГц и разрешило его использование. В настоящее время первые образцы продуктов, предназначенных для использования в TD-SCDMA сетях, уже находятся в тестовой эксплуатации.

Планируется, что коммерческое производство нового оборудования начнется в 2004 году.


Работники индийских центров поддержки недовольны своим положением

Индия - одно из самых привлекательных направлений для западных компаний, желающих возложить часть своих задач на дешевую иностранную рабочую силу. Индия - один из лидеров мирового рынка ИТ-аутсорсинга. Однако, оказывается, не все так гладко, как хотелось бы. Проведенное индийской ассоциацией разработчиков ПО и сервисных компаний (NASSCOM) исследование показало, что квалифицированные индийцы у западного работодателя в почете, правда, приглашают их все чаще почему-то только в центры телефонной поддержки. Из-за разницы в часовых поясах работать им приходится по ночам и откликаться не на собственное имя, а на рабочий псевдоним. Работников даже специально тренируют, чтобы полностью избавить их речь от несвойственных жителям Северной Америки акцентов.

Сейчас в индийских call-центрах, обслуживающих пользователей в Северной Америке, работает около 160 тысяч человек. Причем многие из них имеют квалификацию куда выше той, которая требуется для работы в центре телефонной поддержки. Достаточно сказать, что у 9% сотрудников (согласно исследованию NFO WorldGroup) есть степень MBA. Нельзя сказать, чтобы они были недовольны своей заработной платой. Тем не менее, мало кто рассматривает работу в call-центре как перспективную и предоставляющую возможности для профессионального роста.

Правда, никаких рецептов NASSCOM не предлагает - всего лишь еще призывает иностранных работодателей бережно относиться к своему персоналу. А работников в индийских call-центрах вскоре станет в несколько раз больше - по данным IDC India, к 2007 году их число возрастет до 600 тысяч человек.


Европейские разработчики протестуют против патентов

Благое намерение европейских регулирующих органов гармонизировать патентную систему объединенной Европы может стать настоящим кошмаром для мелких и средних разработчиков ПО. Директива о патентах на изобретения, реализуемые при помощи компьютера (Directive on the Patentability of Computer-Implemented Inventions), которую намерен принять Европейский Парламент, открывает богатые возможности по созданию собственных патентных портфелей для крупных компаний - теперь они смогут патентовать не только собственное ПО, но и оригинальные идеи для разработки ПО и описания бизнес-процессов. И эти патенты будут действительны на всей территории Европейского союза.

Подобная система действует на территории США и успешно используется крупными разработчиками для подавления своих мелких и средних конкурентов - тем просто нечего противопоставить огромным патентным портфолио, описывающим самые невероятные идеи, возникшие у сотрудников таких компаний за годы работы на рынке.

О последствиях введения новой Директивы предупреждают и ведущие экономисты Европы - в открытом письме 12 экономистов из Оксфорда, Сассекса и других уважаемых заведений призвали европейских парламентариев отклонить этот закон. А сами разработчики ПО даже организовали демонстрацию перед зданием Европейского Парламента в Брюсселе, собрав около 400-500 человек.

Протесты эти возымели успех - голосование по новой Директиве, первоначально назначенное на 1 сентября, теперь перенесено на 22 сентября. Тогда и станет ясно, быть патентной свободе в Европе или нет.

Андрей КОНОНОВИЧ


Экзоскелет

Консорциум из почти 30 японских компаний во главе с Mitsui занялся разработкой настоящего экзоскелета. Устройство под названием HAL-3 (Hybrid Assistive Leg) представляет собой комбинацию механических ног, сервомоторов, множества датчиков и управляющего компьютера. Датчики измеряют положение экзоскелета и слабые электрические импульсы от мышц ног, а компьютер рассчитывает работу сервомоторов, обеспечивающих ходьбу. Испытатель в таком костюме может идти со скоростью до 4 км в час и подниматься по лестницам. Вес всей системы составляет 17 килограмм, причем компьютер и аккумуляторы находятся в рюкзаке, так что HAL-3 полностью автономен. Консорциум планирует изготовить порядка 10 таких устройств к середине следующего года и распределить их по крупнейшим больницам в Японии и за ее пределами. В дальнейшем планируется производить до 100 экзоскелетов в год, причем ориентировочная цена на них заявлена вполне разумная - порядка $10 K.


Природа лучше оптоволокна

Как обнаружили ученые из Bell Labs, океанская губка Euplectella содержит в своем скелете образования (называются они спикулами), которые по структуре полностью идентичны промышленным оптоволоконным кабелям, а по прочности и устойчивости к повреждениям значительно его превосходят. Спикулы представляют собой волокна длиной до 20 см и толщиной 40-60 микрон, состоящие из чистой кварцевой сердцевины и нескольких органических оболочек. Такая структура обладает свойством полного внутреннего отражения, так что свет не выходит за пределы волокна. Точно такую же структуру имеет оптическое волокно, использующееся в системах связи. Однако природные волокна значительно прочнее на разрыв и изгиб. К тому же в морских губках они вырастают сами и не требуют использования высоких температур и сложного оборудования. Если ученым удастся скопировать природный процесс роста оптических волокон, то получившаяся технология будет дешевле существующей, а готовые кабели потребуют значительно меньших затрат на сопровождение и ремонт.


Электронная книга от HP

Компания Hewlett-Packard представила прототип электронной книги собственной разработки. От уже существующих e-книг ее отличает больший размер экрана (размер примерно как у раскрытой бумажной книги) и новый интерфейс, который должен максимально напоминать пользователю общение с классическим источником знаний. Сенсорные полоски по краям корпуса позволяют листать страницы книги в разных направлениях, причем листание будет анимироваться, чтобы создать полную иллюзию бумажной книги. Толщина корпуса этого устройства составляет всего 1 см, что тоже неплохо. Правда, судя по отсутствию других технических характеристик и комментариям разработчиков, этому прототипу еще далеко до коммерческой модели. Основной проблемой остается дисплей. Разработчикам HP хотелось бы сделать его на основе чего-то вроде E-Ink, однако эта технология пока не достигла необходимого уровня готовности. Так что пару лет придется подождать.


Мышь-шатун

Не знаю, как уважаемые читатели, а я уже весьма неудобно себя чувствую, когда приходится пользоваться мышкой без колеса прокрутки. А теперь вот компания Microsoft решила усугубить эту хорошую идею и добавить к вертикальной прокрутке горизонтальную. Данная технология называется "Tilt Wheel Technology" и реализована следующим образом: весь блок колеса прокрутки сделан так, что его можно отклонять вправо или влево, производя таким образом прокрутку по горизонтали. Насколько такие мыши будут востребованы, сказать трудно, но при работе с графикой горизонтальная прокрутка может пригодиться. 3 сентября Microsoft собирается выпустить в продажу три таких мыши - две беспроводные и одну с проводом.


CD + DVD

Две относительно малоизвестные компании - OneDisk (www.onedisk.com) и EnXnet (www.enxnet.com) - начали продвигать на рынок новый оригинальный вид оптического диска. Точнее, нового в нем не так уж много, а вот оригинальности хватает - компании предлагают скомбинировать в одном диске обычный CD и обычный DVD. Причем CD будет расположен с одной стороны, а DVD - с другой. Предполагается, что такие диски могут найти спрос на рынке развлекательной продукции. Скажем, на DVD-стороне будет записан фильм, а на CD-стороне - саундтрек к этому фильму. Такое вот два-в-одном. Правда, с полиграфией на диске, видимо, придется проститься.

Константин АФАНАСЬЕВ


От чужих глаз подальше

Существует ряд случаев, когда только удалить информацию с жесткого диска бывает недостаточно. Нельзя считать панацеей и форматирование диска - данные, присутствовавшие на HDD до классической команды format, можно восстановить. Раз и навсегда уничтожить информацию на винчестере призвано специальное устройство, разработанное компанией Hitachi (Япония), которое поступит в продажу с 1 сентября. Приобретя устройство, следует разобрать винчестер (необходимый инструмент идет в комплекте), а затем вставить "жесткие блинчики" внутрь уничтожителя - создаваемое магнитное поле силой 7000 эрстед ликвидирует все данные в течение 15-20 минут. Как говорится, уничтожил "улики" - спи спокойно. Только следует помнить, что после описанной выше экзекуции жесткий диск можно выбрасывать, так что особо мнительным гражданам нужно крепко подумать: а так ли уж секретна их информации? Ну а некоторым ведомствам и организациям (военной разведке, например) подобная "чистка" периодически очень даже полезна.

Юрий ДРОЗДОВ


Обнаружен первый вирус, заражающий картографическую программу

"Лаборатория Касперского", известный российский разработчик антивирусных программ, сообщила об обнаружении вируса MBA.First, заражающего таблицы MapInfo - одной из наиболее популярных программ для картографии и географического анализа.

Вирус MBA.First, ставший первой вредоносной программой для MapInfo, написан на языке MapBasic (специальном внутреннем языке, применяющемся для создания пользовательских приложений) и представляет собой бинарный файл, который исполняется в среде картографической программы MapInfo.

Активизация вируса происходит при открытии таблицы, содержащей вредоносный код, затем MBA.First распространяется на все таблицы, открываемые в среде MapInfo. В зависимости от системной даты пораженного компьютера, вирус с заранее заданной вероятностью производит удаление MapInfo-файлов.

Процедуры защиты от MBA.First уже добавлены в базу данных Антивируса Касперского.

Кирилл ВОЛОШИН


Геймеры стареют

Как показало исследование Ассоциации развлекательного софта (ESA), демографические показатели геймеров стремительно увеличиваются. Их рост явно опережает темпы естественного старения хомо сапиенс. Это не значит, что геймеры стареют быстрее обычных людей, просто аудитория компьютерных игр быстро расширяется. На компьютере нынче играют и почтенные главы семейств, и дедушки, и бабушки.

В мире резко увеличилось количество геймеров старше 50 лет. Таких теперь 17% от общего числа. Средний возраст фаната компьютерных игр составляет 28 лет.

"Очевидно, что компьютерные игры стали важной частью жизни для американцев всех поколений", - сообщается в пресс-релизе ESA. Доходы от продажи игр в США выросли до $6,9 млрд. в год, а 63% американских родителей планируют купить компьютер или игровую приставку своим детям в 2003 году.


Бум на телескопы в Японии

По мере того, как Марс с каждым днем приближался к Земле, в Японии планомерно увеличивался спрос на любительские телескопы. В результате продажи телескопов вдвое превысили годовую норму.

27 августа 2003 года Марс приблизился к нам на рекордно близкое расстояние за последние 60 тыс. лет. В истории человечества только неандертальцы могли видеть Марс так близко, но у них не было современных оптических приборов. 27 августа 2003 года сотни тысяч телескопов на острове Восходящего солнца повернулись на юг, и любопытные глаза японцев начали рассматривать песчаные бури на Красной планете. Интерес к спектаклю был таким большим, что в Токио даже собрали несколько экскурсионных туров в Аризону, откуда Марс виден более четко.

Как сообщает представитель розничной сети Bic Camera (им принадлежит 20% магазинов электроники в Японии), основными покупателями стали мужчины среднего возраста и студенты, которые собирались наблюдать уникальное космическое явление со всей семьей.

Индивидуальный предприниматель Ватанабе Куогу продал в своем маленьком магазинчике 250 глобусов Марса по цене от $110 до $4230 каждый. И это за семь месяцев 2003 года, в то время как обычно за целый год распродается не более 50 глобусов - в основном, для школ.


Роботы-пылесосы еще поумнели

Компания iRobot представила новые модели роботов-пылесосов - Roomba Pro и Pro Elite. Интеллектуальные пылесосы фирмы iRobot стали культовыми и приобрели множество фанатов по всему миру. Дело не только в том, что робот-пылесос оснащен уникальным сенсором, который определяет покрытие пола. Просто эти устройства обладают на удивление дружественным интерфейсом и буквально напрашиваются на роль домашних друзей.

Новая модель Roomba Pro сохранила в себе все особенности первой модели, но у нее появился новый режим очистки пятен (Spot Cleaning) на ковровых покрытия. Кроме того, к Roomba Pro прилагаются две "виртуальные стены", которые блокируют проход робота в тех местах, где они установлены. Ориентировочная цена составляет около $230.

Roomba Pro Elite - флагман всей линейки. Помимо всего того, что есть у пылесосов Roomba и Roomba Pro, эта модель оснащена пультом Д/У, с которого можно управлять и настраивать робота, а также у Elite модели появился режим "MAX" (более тщательная уборка). Стоимость этого робота составляет около $250.


Народный фотоаппарат

Что ни говори, но людям сложно управляться с обычными фотоаппаратами. Нужно доставать их из сумочки, всматриваться в видоискатель и - о, ужас! - нажимать кнопку пальцем. Ученые из бристольской лаборатории Hewlett-Packard обещают облегчить нам жизнь. Они работают над новой технологией цифровой фотосъемки, которая позволит неискушенным фотографам снимать тысячи фотографий практически без усилий.

Идея заключается в непрерывной съемке всего, что попадает в поле зрения фотографа, и автоматической обработке (выбору, кадрированию, монтажу) снятого материала. При этом цифровая камера монтируется в дужку очков или на другое крепление на голове. Существующий прототип подключается кабелем к жесткому диску и снимает со скоростью пять кадров в секунду. Если фотограф произносит условную фразу или нажимает кнопку, камера фокусируется и с помощью сложной системы распознавания образов выбирает лучшие снимки, увеличивая их в случае надобности и кадрируя так, чтобы отсечь второстепенные элементы.

Конечно, это революционное устройство еще не скоро поступит в массовое производство, но сама идея не может не вызывать восхищения. Терабайты фотографий создаются практически без участия человека - достаточно только повернуть голову в нужную сторону. Если позволяет емкость жесткого диска, то камера может фотографировать постоянно, без пауз, и тогда можно оцифровать всю свою жизнь - день за днем. Главное - не забыть с утра прицепить к голове объектив.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2003 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!