Скандал с Valve. Особое мнение

Пожалуй, это одно из самых громких дел, связанных с игровой индустрией. Да, были кражи и "до", будут они и после, но, согласитесь, ни у одной игры (кроме, может быть, творений от Blizzard) нет такой многочисленной армии поклонников. И ни одну игру не ждут с таким нетерпением, как Half-Life 2. В этом плане ее можно сравнить, наверное, только с третьим Doom'ом. Но после стольких обещаний от id Software выпустить его то в начале этого года, то во II-ом квартале, то в октябре, а теперь уж и вовсе неизвестно когда, фанаты несколько засомневались возможностью его выхода в ближайшем году (совсем недавно состоялся очередной "прогноз" от Тода Холленсхеда, главы id Software, - "еще 4 месяца...". Ну-ну.)

Другое дело - Valve. Имея репутацию прочного, как скала, разработчика, она назначила дату презентации на 30 сентября, заставив сомневаться только законченных пессимистов. Да и они в значительной степени утратили основания для своих сомнений после прошедшей в мае Е3, где стенд с Half-Life 2 оставался на всем протяжении самым посещаемым. Периодические издания захлебывались в восторженных отзывах об увиденном видеоролике, демонстрирующем образцовый геймплей и физику персонажей.

Тем временем срок релиза приближался, а слухов о неготовности игры появлялось все больше. Откуда они брались и на чем основывались, было совершенно не ясно (хотя подозрения в причастности к этому будущего издателя Vivendi Universal Games имеются), зато оправдались на все 100% (что, заметим, в интернете не редкость).

Оставим эти домыслы кому-нибудь другому, а сами займемся сопоставлением дат и фактов.

Итак, выход HL2 почти за три дня до официального релиза отложен. Правда, ненадолго - на три месяца. Этого времени может хватить только на выпуск более-менее играбельной демо-версии, оптимизации исходного кода, вылавливания первых багов и косметической доработки, в целом, т.к. проект глобальный (5 лет, как никак, делали) и далеко не самый маленький (файлы игры исчисляются десятками тысяч): что-либо менять кардинально или переписывать заново - нет времени.

 

Из этого следует простой вывод: если разработчики переносят релиз всего на 90 дней, то игра должна быть завершена на 90%, а значит, волноваться не о чем - осталось совсем чуть-чуть.

Дальше - больше. В конце сентября мировые информационные агентства облетает новость: "Исходники HL2 - украдены!". Никаких официальных заявлений - все в шоке! И только 5 октября появились ссылки на Гейба Ньюэлла (Gabe Newell, директор Valve) с подтверждением факта произошедшей 19 сентября (!!!) кражи, а впоследствии (6.10.2003) и с новыми сроками релиза - апрель 2004.

Пока остановимся на этом и подумаем: по каким причинам готовую на 90% игру переносят на полгода вперед?

Официальное объяснение звучит так: "Для замены украденной части кода". Значит, он будет переписан для предотвращения легкого создания читов, трейнеров и т.д. Неофициальное - совсем другое: "У Valve проблемы, и она катастрофически не успевает по срокам", а в этом случае готовность проекта можно оценить цифрой только в 50%, а потом задаться хрестоматийным вопросом: "А был ли мальчик?", т.е. было ли что красть?

Так думали, наверно, многие, потому что уже через пару дней по Сети поползли слухи о грамотно спланированной PR-акции, т.к. никто исходников еще к тому времени в свободном доступе не видел, хотя искали всем миром и по всему интернету.

А тут они вдруг появились. Причем везде, у всех и сразу. Аж дух захватило от такой оперативности. К тому же появились не одни, а с комментариями "автора" кражи (неизвестного хакера).

"Для всех тех, кто говорит, что игра была отложена из-за кражи кода, хочу напомнить вам, то, что было украдено - это все (выделение от Wildcat), что было у Valve. Ничего меньше, ничего больше. Неужели вы еще не поняли, что это был настоящий, хороший законченный вариант игры. Хочу также подчеркнуть, что демо-версия на E3 была одним большим обманом Valve. Я говорю всем, что это не Бета. Хочу подчеркнуть, что это то, что Valve хотела выпустить 30/9/03.

Обращаюсь к Valve: я советую вам прекратить обманывать ваших клиентов о том, как много было украдено или я выложу все, что я знаю, чтобы подтвердить мою точку зрения. И вы не сомневаетесь, что я знаю все".

Убедительно? На первый взгляд, еще бы - ведь нас пытались надуть! Но если немного абстрагироваться от излишних эмоций, то в этом "заявлении" дырок (недочетов) окажется больше, чем в хорошем голландском сыре. Судите сами: "фраза "у VALVe украдено все, что у них было на данный момент" выглядит несколько странно на фоне того факта, что... состояние "беты" HL2 - это множественные ошибки, несовпадение версий карт с требуемыми кодом, отсутствие текстур и примечания разработчиков, встречающиеся прямо в игре. Еще смешнее выглядят выпады "нету там никакого AI, все заскриптовано". Действительно, враги и NPS действуют исключительно по скриптам, потому что, как таковой, AI в "бете" отключен - чего вы еще хотите:)" (взято с www.nashalife.ru).

А вот это более убедительно. Единственное, что я не ставил бы под сомнение (кроме самого факта кражи), так это то, что украдено действительно ВСЕ. Ибо в Сеть попали не только части кода Half-Life 2, но и "огромное количество посторонних файлов: плагины для Photoshop'a, 3DS max, компиляторы карт и многое другое - т.е. то, что используется в ходе создания игры. Все это говорит о том, что у производителей украдено практически все, что у них было" (www.livejournal.com/users/webgrs/916.html - интересная статья с техническими подробностями).

Способ проникновения в "святая святых" Valve нам раскрыл еще Гейб Ньюэлл. Формула, ставшая почти притчей во языцех, выглядит так: использование ошибки MS Outlook, связанной с переполнением буфера, потом подсылка специально написанного трояна со сниферами (клавиатурными шпионами), получение паролей (прав администратора) и выкачка 3 Гб самой различной информации о HL2. Реалистично? Вполне. Любой толковый специалист по системной безопасности вам скажет то же самое, но при этом добавит, что для такой операции требуется очень высокая квалификация, удача и огромное желание.

Таким образом, мысль о "лжекраже" умирает сама собой. Но не спешите ее хоронить. Как говорил один великий мыслитель: "Во всем должно сомневаться". Ибо тут все слишком красиво, на первый взгляд, легко, а главное - чертовски вовремя! Да и "ход" с кражей уже не раз опробован у конкурентов. Да-да, я все о той же "украденной" alfa-версии Doom 3, что позволило id Software перенести релиз "далеко за горизонт". Вы думаете, это единственный случай? В том-то и дело, что нет. Просто "воруют" не у таких маститых, а значит, и шума намного меньше. Вы не поверите, но ведь даже этот кажущийся надуманным аргумент о "лжекраже" играет на руку Valve. Судите сами:

  1. После появления в Сети исходников (иногда в Рунете их называют "сырцами") Half-Life 2 они появились на прилавках пиратов как Final Release. Думаете, что прибыли издателя и разработчиков от этого упадут? Вовсе нет. Просто задумайтесь: демо-версии выкладываются на сайте разработчика всегда бесплатно. И никто не говорит о последующем снижении возрастает. А продаж, наоборот, ажиотаж только преподнесенную нам "заготовку" иначе как препререлизом не назовешь.
  2. Предположение о том, что кража серьезно подпортит репутацию Valve - тоже не абсолютно. Обиженных, нищих и убогих жалеют во всем мире. Им сочувствуют и помогают. А самое главное, что на волне этих сантиментов мы с радостью простим и явную неготовность игры к заявленному сроку, и то, что ждать нам еще, как минимум, полгода. ("Что ж, потерпим - ведь у них такое горе...")
  3. В конце концов, можно спокойно изучить первые впечатления геймеров, оперативно внести необходимые изменения, подкорректировать маркетинговую политику, достаточно точно смоделировать момент релиза. Слава Богу, что форумов, дискуссионных клубов и просто затрагивающих тему ссылок хватает.

А для отвода глаз неплохо бы провести показательную акцию, опять-таки, с помощью фанатов, по розыску и закрытию в Сети ссылок на "похищенные" исходники ("Люди добрые, мы сами не местные, помогите, кто чем сможет").

И что из этого всего следует?

Во-первых, мнение автора является его сугубо личным отношением ко всему происходящему. Во-вторых, "продолжение банкета" мы наверняка еще увидим, т.к. в "рукавах" у Valve остались достаточно сильные, но не разыгранные "козыри". Это и неизвестный хакер с его розыском и даже, возможно, поимкой (по заявлению одного из разработчиков, последние три месяца шли беспрерывные хакерские атаки на компьютеры компании - только отслеживай и лови). И отсутствие полной информации у сотрудников системной безопасности о причиненном ущербе, и возможности повторения чего-то подобного через оставшиеся не выявленные вредоносные программы. И т.д., и т.п.

Разыгрывать же "фишку" с кражей необходимо до самого конца. Иначе интерес будет необратимо спадать, и начнутся ненужные вопросы и измышления. Должна быть кульминация и развязка, как в хорошей пьесе. А значит, ждем продолжения. Так сказать, второй серии.

Wildcat_e,
Wildcat_e@front.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

47 за 2003 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!