GeForce FX 5600XT

Игровые видеокарты продолжают развиваться по хорошо известному сценарию. Создается новый графический чип - с новой архитектурой, новыми возможностями, более высокими частотами. На его базе выпускается сначала дорогостоящая видеокарта класса Hi-End, одновременно снижаются цены на Hi-End предыдущего поколения. Чуть позже появляется урезанный вариант нового чипа, позиционируемый в середину ценового диапазона. При этом прежний Hi-End вообще снимается с производства, а прежнее "среднее" семейство смещается вниз и становится прослойкой между бюджетным семейством и новой "серединой". Как раз эта ситуация и будет наиболее выгодной для пользователя: недавно считавшиеся вполне производительными видеокарты существенно дешевеют, поскольку переходят в разряд морально устаревших.

В свое время эта участь постигла GeForce4 Ti. Когда на рынке появились 3D-ускорители GeForce FX 5600 и 5800, вся линейка Titanium стремительно подешевела, а потом вообще ушла с рынка. Сейчас то же самое происходит с FX 5600. NVIDIA позиционирует в средний ценовой сегмент новый 3D-ускоритель - FX 5700 (NV36), выполненный на базе производительного ядра NV35. FX 5600 уступает ему место, но пока не уходит, а занимает место на ступеньку ниже.


Что такое FX 5600XT

Недавно на рынке появилась новая модификация видеокарты FX 5600, имеющая суффикс "XT". Впервые такую маркировку применил конкурент NVIDIA, фирма ATI. Ее Radeon 9600XT и 9800XT представляют собой немного модифицированные и разогнанные варианты исходных видеокарт, отличающиеся улучшенной производительностью. Логично было бы ожидать, что NVIDIA подразумевает под этим суффиксом то же самое. Оказалось - в точности наоборот.

Увы, 5600XT - это результат смещения видеокарты вниз по линейке. Дело в том, что просто снизить цены на чипы для GeForce FX 5600 недостаточно для того, чтобы эти видеокарты подешевели. Все-таки дизайн этой видеокарты достаточно сложен. Необходимо понизить частоты всех компонентов и упростить дизайн, тогда себестоимость и конечная цена будут снижены. Именно это и было проделано, и в итоге появился GeForce FX 5600XT.

 

Позволю себе напомнить в двух словах архитектуру FX 5600. Эта видеокарта построена на базе чипа NV31, который, в свою очередь, является результатом отключения половины конвейеров, модулей, буферов и т.д. чипа NV30. В свое время NV30 был очень перспективным и долгожданным 3D-ускорителем, однако из-за проблем с производством (NVIDIA переводила свои чипы на технологию 0.13 мкм) он сильно опоздал на рынок. Видеокарты GeForce FX 5800 уже сошли со сцены, так и не став популярными. Видеокарты FX 5600 "пошли" гораздо лучше, чем FX 5800, благодаря умеренным ценам, нормальной производительности и отличной функциональности. Графический контроллер этой видеокарты:

  • построен по новой гибкой архитектуре: два вершинных и четыре пиксельных процессора (блока текстурирования) могут комбинироваться в две или четыре ветки конвейера;
  • использует технологии экономии пропускной способности памяти - ранний Z-тест, удаление скрытых поверхностей и т.п.;
  • поддерживает обработку чисел в формате с плавающей запятой;
  • поддерживает вершинные и пиксельные шейдеры версии 2.0, а значит, интерфейс DirectX 9;
  • содержит встроенные кодеки для телевизоров и цифровых мониторов.

Видеокарта FX 5600 по ряду параметров, в особенности по функциональности, заметно опережает предыдущую видеокарту среднего диапазона, Titanium 4200/4400, и не уступает конкуренту, Radeon 9600. Правда, из-за сильной "урезанности" она не отличается высокой производительностью в 3D.

Чип видеокарты 5600XT отличается от 5600, в основном, меньшей тактовой частотой и отсутствием поддержки раздельного тактирования в 2D- и 3D-режимах. Точные частоты указать нельзя, так как производители видеокарт больше не придерживаются никаких рекомендаций. На большинстве видеокарт 5600 частота чипа составляет 300-325 МГц, а для 5600XT этот показатель снижен до 240-230 МГц. Частота памяти у 5600XT чаще всего составляет 200 (400) МГц, хотя возможны отклонения в ту или другую стороны. Объем памяти - 128 или 256 Мб, шина - в основном, 128 бит, хотя уже есть модификации с 64-битной шиной. Основным конкурентом этой видеокарты можно считать Radeon 9600SE (вариант Radeon 9600 с 64-битной шиной памяти) и видеокарты на базе чипов других производителей - SIS, S3 Graphics, XGI и т.д.

Именно с Radeon 9600 и 9600SE мы будем сравнивать две видеокарты FX 5600XT. Почему две? Потому что сегодня все видеокарты на чипах NVIDIA уникальны, никаких стандартов больше не существует. Каждый производитель сам решает, каким будет дизайн видеокарты, сам выбирает объем и ширину шины памяти, тактовые частоты, тип охлаждения, количество разъемов и т.д. Например, видеокарта Gigabyte N96X128D-P выполнена по стандартному дизайну, а Sparkle SP8831XT-DT является "приторможенным" вариантом FX 5600.


Gigabyte N96X128D-P

До последнего времени компания Gigabyte не выпускала видеокарт на чипах NVIDIA. В ее ассортименте были исключительно различные версии Radeon. Однако ситуация на рынке изменилась: производители видеокарт больше не делятся на сторонников ATI и NVIDIA, они вольны использовать чипы любых производителей. Gigabyte начала выпускать видеокарты GeForce FX и GeForce4 MX. Модель N996X128D-P - единственная из FX 5600, выпускаемая Gigabyte. Это практически стандартный FX 5600XT:

  • частота графического контроллера 239 МГц (чуть выше номинала);
  • 128 Мб памяти DDR в восьми чипах, маркировка 4 нс (номинальная частота 250 МГц);
  • ширина шины памяти - 128 бит;
  • частота памяти 200 (400) МГц.

Заметьте, частота памяти может быть безопасно увеличена, по крайней мере, на этом экземпляре видеокарты. Gigabyte как бы намекает нам, что N96X128 пригодна к разгону до уровня FX 5600.

Для охлаждения графического контроллера применен достаточно большой круглый кулер, состоящий из прозрачного вентилятора, плоского радиатора и декоративной накладки, закрывающей вентилятор. Кулер закреплен с помощью пластиковых фиксаторов, использована термопаста.

На видеокарте имеются два разъема - аналоговый D-Sub и совмещенный DVI. К последнему можно подключать монитор как с цифровым, так и с аналоговым входом (в комплекте есть переходник). Разъем для подключения телевизора - четырехштырьковый, разведен только двухкомпонентный сигнал S-Video. Впрочем, к нему есть переходник для получения на выходе композитного сигнала.

Разработчики оставили на плате место для ТВ-кодека - возможно, Gigabyte выпускает видеокарту с функцией "VIVO" (на фирменном сайте таковой не значилось).

В общем, модель N96X128D-P - стандартная видеокарта среднего уровня, не имеющая практически никаких особенностей.


Sparkle SP8831XT-DT

Компания Sparkle - давний партнер NVIDIA, один из ведущих производителей видеокарт GeForce FX. Продукция этой фирмы отличается достойным качеством исполнения при относительно невысоких ценах. Видеокарта SP8831XT - это основная модель Sparkle на чипсете FX 5600XT. Однако более детальное изучение этой видеокарты доказывает, что на самом деле это FX 5600, но с памятью как у FX 5600XT:

  • частота графического контроллера 270 МГц в режиме 2D и 325 МГц в режиме 3D (как у FX 5600);
  • 128 Мб памяти в восьми чипах, маркировка 5 нс (номинальная частота 200 МГц);
  • ширина шины памяти 128 бит;
  • частота памяти 195 (390) МГц.

Тем не менее, на сайте Sparkle указано, что частоты видеокарты должны быть номинальными - 235 МГц для чипа и 200 МГц для памяти. Очевидно, что видеокарта, поступившая на тестирование, была по каким-то причинам оборудована контроллером от FX 5600 - возможно, чипы для 5600XT в тот момент были в дефиците.

В остальном эта видеокарта похожа на Gigabyte N96X128 - тот же набор разъемов, переходник DVI-DSub в комплекте. Отсутствует только переходник S-Video-RCA, однако достать нужный кабель самостоятельно не будет проблемой.


Тестирование

Сначала о качестве изображения. У обеих видеокарт оно очень хорошее, работать в разрешении 1280х1024 при 100 Гц можно без проблем (больше тестовый монитор не позволяет). Подключение к телевизору не тестировалось, но тут не должно быть никаких неожиданностей, так как в обоих случаях используется встроенный ТВ-кодек.

Сравнивать видеокарты FX 5600XT будем с ближайшими конкурентами - Radeon 9600 и 9600SE. Они представлены двумя видеокартами производства тайваньской фирмы Tul (бывшая C.P. Technology). Модель PowerColor R96 - это Radeon 9600 с разогнанным (с 325 до 398 МГц) графическим контроллером. Объем, ширина шины и частота памяти у него такая же, как у обеих GeForce FX 5600XT. Модель PowerColor R96LE - Radeon 9600SE с 64-битной шиной, частоты стандартные (324 МГц для чипа и 199 МГц для памяти). По ценам раскладка следующая: Radeon 9600 стоит немного дороже или сравнимо с FX 5600XT, Radeon 9600SE стоит на 10-20% дешевле, примерно на уровне FX 5200 со 128-битной шиной.

Тестовая конфигурация состояла из процессора Pentium 4 2.80C (шина 800 МГц), материнской платы Intel D865GBF (чипсет i865), двух планок памяти DDR400 по 256 Мб, жесткого диска Seagate Barracuda ATA IV. Для видеокарт FX 5600XT устанавливались драйверы ForceWare версии 53.03, для видеокарт Radeon 9600 - Catalyst 4.3.

3DMark03, 1024x768x32 FX 5600XT Gigabyte FX 5600XT Sparkle Radeon 9600SE Radeon 9600
Fillrate Single 552.3 550 312 600
Fillrate Multiple 747.5 746 1114 1422
Vertex Shaders 2.0 5.6 5.4 7.9 10.3
Pixel Shaders 2.0 8.5 7.8 12.1 18.3


3DMark03, 1600x1200x32 FX 5600XT Gigabyte FX 5600XT Sparkle Radeon 9600SE Radeon 9600
Fillrate Single 549   308 602.8
Fillrate Multiple 771.3   1140 1456
Vertex Shaders 2.0 5.2   7.2 9.7
Pixel Shaders 2.0 5   6.9 10.8

Сначала рассмотрим результаты синтетических тестов из пакета 3DMark03. В частности, сравним видеокарты по таким параметрам, как fillrate и скорость выполнения шейдеров. При наложении одной текстуры по скорости закраски сцены (fillrate) оба FX 5600XT и Radeon 9600 примерно равны, так как в этом режиме производительность ограничивается пропускной способностью памяти. По этой же причине Radeon 9600SE оказался вдвое медленнее. При наложении нескольких текстур простая архитектура пиксельных конвейеров Radeon 9600 дает очевидное преимущество - FX 5600XT почти вдвое медленнее из-за невозможности оптимально перестроить конвейеры. В шейдерах (как вершинных, так и пиксельных) преимущество Radeon 9600, даже урезанной версии SE, впечатляет. Впрочем, это известное слабое место всех современных видеокарт NVIDIA.

Посмотрим на реальную расстановку сил в играх. Будет ли GeForce FX 5600XT проигрывать Radeon 9600 так же, как в синтетических тестах? Тесты проводились в разрешениях 1024х768 и 1600x1200, а также в 1024х768 с включенным полноэкранным сглаживанием (FSAA 4x) и анизотропной фильтрацией (8 сэмплов).

В старых играх под OpenGL (Quake3 и Wolfenstein) FX 5600XT от Gigabyte работал наравных с Radeon 9600. FX 5600XT от Sparkle благодаря более высокой частоте чипа оказался первым (разница - 10-20%). Radeon 9600SE оказался вдвое медленнее - очевидно, из-за низкого fillrate. Сглаживание и анизотропная фильтрация выполнялась с одинаковой скоростью на Radeon 9600 и FX 5600XT от Sparkle. "Стандартный" FX 5600XT от Gigabyte отставал из-за низкой частоты чипа.

В игре Serious Sam вперед вырвался Radeon 9600. Почти догнал эту видеокарту FX 5600XT от Sparkle, а в режиме OpenGL даже обогнал, но нормальный 5600XT не может тягаться с конкурентом (отставание до 25%). Можно также отметить, что анизотропная фильтрация на Radeon 9600 выполнялась почти без потери производительности, чего не скажешь о реализации этого алгоритма на FX 5600. Как ни странно, Radeon 9600SE не так заметно уступил 5600XT.

В игре Max Payne видеокарты на чипах ATI лидируют во всех режимах.

Игры Comanche4 и Unreal Tournament 2003 интенсивно используют шейдеры и аппаратный блок T&L. В них Radeon 9600 снова уступает FX 5600XT, но только разогнанному от Sparkle. В режиме полноэкранного сглаживания Radeon 9600 впереди благодаря высокой частоте чипа.

Подытоживаем. GeForce FX 5600XT, если его не подвергать разгону, не способен конкурировать с полноценным Radeon 9600. Дело в том, что при равных внешних условиях оба чипа, NV31 и RV350, лежащие в основе FX 5600 и Radeon 9600, имеют примерно одинаковую производительность. У FX 5600XT тактовые частоты ниже, поэтому он проигрывает Radeon 9600. Но вот 9600SE он легко обходит практически во всех играх.

Кстати, видеокарта Gigabyte легко разгоняется до 325/250 (уровень FX 5600) и стабильно работает в таком режиме.


Вердикт

GeForce FX 5600XT в исполнении Gigabyte соответствует стандарту. Эта видеокарта только в играх типа Quake 3 может составить конкуренцию Radeon 9600. А вот видеокарта Sparkle благодаря более высокой частоте чипа почти не уступает Radeon 9600. И обе видеокарты существенно опережают Radeon 9600SE, ненамного отличаясь от этой видеокарты по цене. Видеокарта FX 5600XT будет выгодным приобретением. Только внимательно изучайте ее перед покупкой - высока вероятность купить 64-битную версию, которая не стоит своих денег.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.hw.by)

Видеокарты Gigabyte N56X128D и Sparkle SP8314 предоставлены фирмой CD-Life

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 2004 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!