Обзор видеокарты PowerColor X800 Pro

Последние новинки на рынке видеокарт медленно, но верно начинают появляться в рознице. Отдельные экземпляры даже достигли прилавков, но в одночасье были сметены оттуда наиболее ярыми поборниками технологического прогресса, фанатами русалки Налу и агента Руби, даже не взирая на не совсем вменяемые цены на данные решения.

Однако в случае поклонников продукции NVIDIA все несколько сложнее - все же решения на базе NV40 и ее производных находятся в несравненно большем дефиците, нежели продукция на чипах ATI. Со временем данные проблемы, несомненно, разрешатся. Смущает другое: бодрый старт NVIDIA с анонсированием своих решений на базе чипа NV40, а сейчас явное торможение процесса появления реальных серийных плат на прилавках не дает компании лишних очков. Во-первых, страдает имидж компании, а, во-вторых, не получится "снять сливки" с тех, кто готов заплатить сумасшедшие деньги за новейшие решения прямо сейчас. А деньги эти действительно немалые... Впрочем, цены на новейшие решения во все времена были изначально поднятыми до невообразимого уровня.

Сегодня же к нам на тестирование попала очень интересная новинка - инженерный сэмпл видеокарты PowerColor на базе графического чипа X800 Pro. В данном материале мы не ставили перед собой целью заострить внимание на технических характеристиках чипа и особенностях работы архитектуры X800 - это тема для отдельного и очень объемного материала. Гораздо более интересно было бы посмотреть в деле на скорость работы платы в самых разнообразных игровых приложениях. В данном материале карта подвергнется небольшому тестированию в нескольких наиболее интересных игровых приложениях, чтобы читатели смогли оценить мощь нового графического процессора от ATI.


Чип ATI Radeon X800 Pro

Краткие спецификации нашего подопытного, а также полноценного RADEON X800 XT Platinum Edition представлены ниже:

 
Модель RADEON X800 XT Platinum Edition RADEON X800 PRO
Частота GPU 520 МГц 475 МГц
Число конвейеров 16 12
Тип памяти GDDR 3 GDDR 3
Объем памяти 256 МБ 256 МБ
Частота памяти 1120 МГц 900 МГц
Ширина шины 256 бит 256 бит

Как видим, урезанию подверглись как количество пиксельных конвейеров, так и незначительно уменьшенные тактовые частоты работы ядра и памяти. Частоты, как можно заметить, уменьшились незначительно, а вот то, что число конвейеров уменьшилось с 16 до 12, сыграет весьма негативную роль. Почему же именно 12 конвейеров?

Если вспомнить первые презентации архитектуры нового чипа, мы сможем увидеть, что 16 пиксельных конвейеров (представленных схематично в виде небольших "трубочек" в документации ATI) сгруппированы в виде 4-х блоков по 4 конвейера. По сути, мы имеем дело не с 16-ю, а с 4-мя пиксельными конвейерами, но каждый из этих блоков умеет работать не с одним единственным пикселом, а сразу с целым блоком пикселов, называемый "квадом" (4 пиксела в виде блока 2х2). Таким образом, мы и получаем 16 выводимых пикселов за такт. Каждый из таких широких 4-пиксельных блоков имеет свою независимую организацию работы, свою кэш-память, блоки выборки текстур и сами пиксельные процессоры. По замыслам ATI, такая структура пиксельных конвейеров чипа R420 должна наилучшим образом уменьшать латентность работы блока закраски графического процессора и наиболее оптимальным образом расходовать вычислительные мощности GPU. В результате ATI получает хорошую возможность наиболее эффективно использовать все свои кристаллы. Путем отключения одного из 4-х блоков пиксельных конвейеров можно получать 12-, 8- и даже 4-конвейерные решения на базе R420. Такой подход для ATI далеко не нов: переделка ATI Radeon 9800SE в полноценный ATI Radeon 9800 Pro - самое наглядное тому подтверждение. Канадская компания уже давно использует все свои кристаллы наиболее оптимальным образом, и опыт работы с чипами архитектуры R3XX помогает в работе с новыми чипами. Если в ходе тестирования работы выпущенного кристалла обнаруживаются проблемы в одном из блоков, то он благополучно выключается, и мы можем использовать оставшиеся 3 "больших" пиксельных конвейера для построения менее производительных решений. Именно таким образом была получена модификация чипа ATI Radeon X800 Pro, которая имеет 12 пиксельных конвейеров рендеринга, то есть 3 блока.


Тестирование

Тестовый стенд:

  • Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400)
  • Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 MHz)
  • Память: 2x512MB DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2)
  • Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Gb (8 Mb Cashe)
  • Видеокарты:
    • Manli Radeon 9800 Pro 258 бит;
    • PowerColor Radeon X800 Pro.

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки

Система:

  • Microsoft Windows XP SP1 ENG
  • DirectX 9.0b
  • Драйвер для видеокарт NVIDIA - ForceWare 61.72 WHQL;
  • Драйвер для видеокарт ATI - Catalyst 4.9 WHQL.

Драйверы NVIDIA - оптимизации трилинейной фильтрации ВКЛЮЧЕНЫ, анизотропной ВЫКЛЮЧЕНЫ.

Драйвера ATI - оптимизации трилинейной фильтрации ВКЛЮЧЕНЫ по умолчанию.

Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.

Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.


Результаты тестирования

К сожалению, у нас пока не имеется на руках плат на базе NV40, чтобы сравнить производительность карты с адекватными по уровню картами от NVIDIA, поэтому в сегодняшнем нашем тестировании мы будем сравнивать карту PowerColor на базе графического чипа ATI Radeon X800 Pro с ее предшественником в поколении чипов ATI - платой на базе графического процессора ATI Radeon 9800 Pro. Именно это позволит показать реальную "разбежку" в производительности между старыми решениями и новыми "монстрами производительности".

  Manli Radeon 9800 Pro Power- Color Radeon X800 Pro
1024x768x32
Unreal Tournament 2004 105.4 121.7
Unreal II: The Awakening 101.3 108.8
Call of Duty 195.7 226.8
WarCraft 3: TFT 63.9 62.4
Prince of Persia: Sands of Time 101.3 146.4
Breed 114.8 114.0
Colin McRay Rally 4 102.1 143.3
FarCry 62.9 61.8
Half-life 2 Leaked Beta 65.6 74.9
1280x1024x32
Unreal Tournament 2004 79.1 99.4
Unreal II: The Awakening 81.0 101.8
Call of Duty 149.2 214.9
WarCraft 3: TFT 63.9 62.3
Prince of Persia: Sands of Time 70.5 115.3
Breed 98.2 113.0
Colin McRay Rally 4 77.3 121.1
FarCry 53.9 61.0
Half-life 2 Leaked Beta 48.9 71.6
1600x1200x32
Unreal Tournament 2004 60.0 80.0
Unreal II: The Awakening 62.9 85.1
Call of Duty 106.8 174.2
WarCraft 3: TFT 63.7 62.4
Prince of Persia: Sands of Time 47.6 79.3
Breed 76.2 105.0
Colin McRay Rally 4 56.5 89.1
FarCry 39.1 57.2
Half-life 2 Leaked Beta 37.3 65.0
1600x1200x32 + AA4x + Aniso16x
Unreal Tournament 2004 37.3 53.6
Unreal II: The Awakening 35.8 60.5
Call of Duty 53.6 91.0
WarCraft 3: TFT 52.4 62.4
Prince of Persia: Sands of Time 43.1 76.0
Breed 76.2 105.0
Colin McRay Rally 4 31.2 53.7
FarCry 19.8 34.9
Half-life 2 Leaked Beta 18.0 35.1

Мы специально выбрали наиболее тяжелые режимы игры с AA и анизотропией, где в наибольшей степени видно превосходство графического чипа R420 над решением прошлого поколения, а также игры, которые нагружают карты даже в режиме чистой скорости (без применения техник улучшения изображения). Как видим, отрыв нового решения более чем внушителен - сказываются 12 пиксельных конвейеров, 6 вершинных процессоров вкупе с высокими тактовыми частотами. Однако если взглянуть на результаты в игре Unreal 2, то отчетливо видно, что разница минимизируется - производительность начинает упираться в центральный процессор. То же самое можно наблюдать и во многих старых играх, движки которых писались еще несколько лет назад. Похоже на то, что даже не самый медленный по сегодняшним меркам процессор AMD Athlon XP 3200+ не способен уже загрузить даже не топовый графический чип ATI Radeon X800 Pro данными.


Выводы

Предварительное тестирование видеокарты на базе нового графического процессора ATI X800 Pro в сравнении с его предшественником в поколении чипов ATI - платой на базе чипа ATI Radeon 9800 Pro, показало, что платы на базе нового графического процессора ATI R420 представляют собой не просто "тюнинг" решений предыдущих поколений, а принципиально новое в плане производительности решение. Если же забраться поглубже в особенности архитектуры нового чипа, то можно сказать, что подобное небывалое увеличение производительности вызвано банальным наращиванием характеристик, отвечающих за "грубую силу" акселератора (количество пиксельных конвейеров рендеринга, вершинных процессоров, тактовых частот работы чипа и памяти и т.д.), само же внутреннее устройство чипа не менялось со времен ATI Radeon 9700 Pro (имеется в виду, естественно, общая организация работы конвейера). Однако, по большому счету, на данный момент этого от ATI и не требуется. Посмотрим, что будет, когда ATI вынуждена будет принять шейдерную модель 3.0...

Алексей БУРДЫКО,
info@techlabs.by

Белорусский хардварный портал www.TECHLABS.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2004 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!