Мелодии раздора

Мир держится на конфликтах

(с) Роджер Желязны, "Хроники Амбера"

Самая модная сейчас "фишка" среди владельцев мобильников - установить на свой телефон любимую мелодию в качестве сигнала вызова. На этом уже целая отрасль бизнеса сформировалась. Между тем, получение денег с абонентов, желающих скачать себе тот или иной рингтон, в России уже стало предметом целой серии судебных разбирательств.

Нынешний мировой рынок мелодий для сотовых телефонов оценивается в три миллиарда долларов. А, по подсчетам Informa Media, всего через четыре года на продаже мелодий для мобильников можно будет заработать уже в полтора раза больше - 4,7 млрд. USD. По оценкам ARC Group, к 2007 году примерно 700 млн. человек будут постоянно заказывать новые звонки для своих трубок.

По ряду оценок, в России сейчас пиратским способом распространяется до 20% мобильного цифрового контента - очень немного, если сравнивать, к примеру, с объемом рынка контрафактного ПО или музыкальных компакт-дисков. Между тем аналитики, всерьез изучающие быстрорастущий рынок мобильного контента, уверены, что в ближайшее время в России может резко вырасти число исков к компаниям, продающим мелодии для мобильных телефонов без оформления соответствующего договора с правообладателями. И соответствующие прецеденты уже имеются. Более того: нарушители авторских прав не всегда смогут отделаться простыми штрафами: российское законодательство предусматривает за подобные виды преступления уголовное наказание - до пяти лет лишения свободы.

Пожалуй, первым в России, кто оспорил в суде использование своих мелодий в качестве звонков для мобильников, стал известный борец с капитализмом, лидер популярной питерской группы "Ленинград" Сергей Шнуров. Он смог отсудить 100 тысяч рублей у ЗАО "С. Б. А. Мьюзик Паблишинг", одной из дочерних фирм звукозаписывающей компании "Гала-Рекордс". Тогда Басманный суд Москвы признал, что ответчик нарушил имущественные права музыканта, выдав третьим лицам разрешение на использование музыки артиста в качестве мелодий для мобильных телефонов и караоке. Суть конфликта заключалась в следующем: согласно договору между певцом и "С. Б. А.", эта фирма имела полное право на воспроизведение и распространение музыкальных произведений Шнурова. Но российское законодательство - штука непростая. В договоре речь шла только об оригинальном исполнении: музыкант не давал отдельного разрешения на переработку песен. А в соответствии с законом "Об авторском праве и смежных правах", право на переработку может быть передано третьим лицам лишь с согласия автора музыкальных произведений на основании соответствующего авторского договора.

 

Таким образом, по мнению судей, ответчик грубо нарушил закон, предоставив контент-провайдерам право на использование мелодий Шнурова в качестве рингтонов. Главным нюансом этого конкретного разбирательства стал спор контент-провайдеров и звукозаписывающих компаний о том, происходит ли переработка при адаптации песни для рингтона. Суд решил: происходит. Прецедент, таким образом, создан.

Теперь целый ряд судебных процессов "о рингтонах" затевает юридическая компания "Интеллект-консалтинг". Начальник отдела авторского права этой компании, адвокат Ирина Тулубьева, представляет интересы целого ряда известных российских музыкантов. Сейчас "в работе" - композитор Давид Тухманов, который намерен оспорить в суде использование его музыки к песне "День Победы" в качестве мелодии к мобильным телефонам. Как говорит первый российский специалист по таким вопросам госпожа Тулубьева, большинство крупных российских провайдеров действуют цивилизованно - заключили с композитором соответствующие договоры. Но некоторые не сделали этого, и им будут предъявлены иски о защите авторских прав.

Как сказала журналистам Ирина Тулубьева, "от лица юридической компании мы обратились к таким провайдерам с претензией, но все они ответили, что приобрели права у РОМСа и, хотя и не против заключить контракт с Тухмановым, оплачивать свои убытки не хотят. Но композитор не давал этой организации никаких полномочий на использование его произведений и, более того, два года назад в письменной форме запретил РОМСу ими распоряжаться. Однако РОМС по сей день за смешные деньги - 10-15 долларов - выдает лицензии, причем не только на песни Тухманова".

"Бизнес по-русски" в данном случае делается так: под видом сотрудничества с автором РОМС берет деньги с компаний, предоставляющих абонентам мелодии, но на самом деле не выплачивает автору гонорары за использование его музыкального произведения. Иными словами, РОМС присваивает деньги лицензиатов и не реагирует на запреты представителей правообладателей.

Кроме Тухманова, подобные иски вскоре будут поданы от наследников Визбора; кроме того, с распространителями пиратских мелодий для сотовых телефонов активно судятся "Продюсерский центр Игоря Матвиенко" и Национальная ассоциация аудиопроизводителей. По оценкам юристов, контент-компании во всех случаях судебные дела проиграют. И, скорее всего, уже в 2006 году подобных разбирательств почти не будет - провайдеры не станут действовать вне рамок правового поля.

Но уже сейчас понятно, что юридические проблемы, связанные с мультимедийным контентом для мобильных устройств, в будущем будут лишь усложняться. Сегодня, когда широко используются цифровые носители и разработаны эффективные технологии тиражирования контента, законодательство безнадежно отстает от повседневной реальности. Как, например, уследить автору за количеством платных MMS-сообщений с копиями своих мелодий? Каков вообще юридический статус MMS-сообщений? Какие права и обязанности имеет контент-провайдер? Нет ответа... Похоже, впереди еще немало судебных разбирательств. Адвокаты без куска хлеба не останутся.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

47 за 2004 год

Рубрика: 

Мобильные системы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!