Монтаж - дело тонкое

Захват видео

Вот и пришло время перейти от теории к практике. Сегодня я хочу остановиться на таком вопросе, как захват видеоматериала. Начинающий монтажер зачастую стоит перед нелегким выбором устройства для захвата материала с носителя. Попробую прояснить ситуацию.

Самым дешевым, простым и общедоступным, пожалуй, является контроллер IEEE 1394.

История IEEE 1394, известного также как FireWire и как i-Link, начинается в 1986 году, когда члены Microcomputer Standards Committee (Комитет по Стандартам Микрокомпьютеров) захотели объединить существовавшие в то время различные варианты последовательной шины (Serial Bus). Задачей разработчиков стало создание универсального I/O (Input/Output) внешнего интерфейса, пригодного как для работы с мультимедиа, так и для работы с накопителями данных (Mass Storage Device), не говоря уже о более простых вещах вроде принтеров, сканеров и тому подобного. Результатом труда стал окончательно утвержденный 12 декабря 1995 года 10-мегабайтный документ под названием 1394-1995.pdf, который описывал IEEE 1394. В названии стандарта нет никакого тайного смысла - просто это был 1394-й по счету стандарт, выпущенный комитетом.

IEEE 1394 на сегодняшний день, в отличие от других им подобных контроллеров стандартных интерфейсов, на рынке рассматривается чаще всего как устройство для работы с цифровыми видеокамерами. Это мнение еще более утвердили производители IEEE 1394, укомплектовывая их различными видеоредакторами. Хотя на самом деле интерфейс IEEE 1394 применяется и для подключения различных жестких дисков, магнитооптических накопителей, создания высокоскоростных домашних локальных сетей и т.п.

 

Контроллер IEEE 1394, как уже говорилось, минимум для любительского видеомонтажа. Более серьезным и, соответственно, дорогим вариантом являются непосредственно платы видеозахвата, призванные не только оцифровывать материал для дальнейшей работы, но и с помощью целого набора всевозможных средств дать монтажеру возможность работать без потери драгоценного времени.

Весьма известна в среде видеомонтажа такая компания, как CANOPUS (русскоязычный сайт www.canopuscorp.ru). Например, широко используется и заслуженно признана профессионалами плата Canopus DV Storm2 Pro/SE.

В большой картонной коробке есть все для того, чтобы сразу же после установки оборудования и программного обеспечения можно было приступить к монтажу фильма. Перечень комплекта может различаться в аппаратном и программном наполнении. Это зависит от времени выпуска и версии Pro или SE. Первая версия - это полный вариант, в комплект которой входят программы, набор плагинов к некоторым программам (Adobe Premiere, Adobe After Effects, Adobe Photoshop и др.), а также все необходимые устройства (модули), характерные для этого пакета. Вторая же является так называемым "урезанным" вариантом, который отличается от Pro неполной комплектацией. Соответственно, и цена несколько ниже. Разумеется, недостающие модули при желании можно докупить и самостоятельно установить.

На мощной системе с быстрым процессором и большим объемом системной памяти функция realtime (просчет эффектов в реальном времени) у DV Storm2 показывает потрясающие результаты. Можно пробовать и пробовать, получая результат практически мгновенно, тем самым избегая ненужных потерь времени.

Однако есть и минусы: нет единой программной среды для полной реализации всех аппаратных возможностей платы и неудобная коммутация оборудования. Но, несмотря на эти неудобства, именно Canopus DV Storm2 являет собой образец профессионального решения для создания небольшой производительной станции для нелинейного монтажа.

Более дешевое детище CANOPUS, плата видеозахвата DVRaptor RT2 MAX, которая числится младшей в линейке продуктов с поддержкой realtime. И действительно, возможности и комплектация слабее остальных представителей этого славного семейства. В программном обеспечении нет ничего лишнего, но этого комплекта вполне достаточно для полного цикла нелинейного монтажа фильма и создания DVD-диска. DVRaptor RT2 MAX заметно меньше DV Storm2 Pro, не имеет дополнительно установленных модулей, все компоненты свободно расположены на пространстве карты.

В компании CANOPUS принято комплектовать свои платы программным обеспечением от различных производителей, и DVRaptor RT2 MAX не исключение. В силу своих ограниченных возможностей количество программ меньше, чем у того же DV Storm2, но основные присутствуют во всех комплектах. DVRaptor представляет пользователю удобство нелинейного монтажа с просчетом фильтров и переходов в реальном времени, а высокое качество эффектов и надежность могут служить отличной рекомендацией.

Хорошо известны в среде видеомонтажа и такие имена, как MATROX и PINNACLE.

Главным отличием первой компании является то, что MATROX не занимается разработкой собственных программ для нелинейного монтажа, а поэтому комплектует и оптимизирует свои платы под софт других производителей. В последнее время можно отметить ее устойчивый интерес к продукции фирмы Adobe Systems Incorporated, и варианты комплектации плат видеозахвата различных моделей порой различаются лишь объемом наполнения продуктами от Adobe. Например, в версии RT. X100 Xtreme Pro Collection присутствует весь набор программного обеспечения, необходимого для создания полноценного видеофильма - самые свежие версии Adobe Premiere Pro, Adobe Audition, Adobe Encore DVD и Adobe After Effects, а в комплекте RT. X100 Xtreme Pro Suite лишь отсутствует Adobe After Effects. Аппаратная же часть различается также весьма незначительно, и покупатель имеет возможность выбрать себе плату для работы с таким набором функций, которые ему необходимы. Как пример для сравнения: RT. X100 Xtreme обладает такой возможностью, как кодирование "на лету" в формат MPEG2, а Matrox RT.X 10 Suite такими возможностями не обладает, хотя обе платы очень похожи.

Особенности плат видеозахвата, а также многое другое о продукции MATROX можно найти на официальном сайте www.matrox.com.

Компания PINNACLE не отстает от своих конкурентов. Платы видеозахвата делятся на несколько категорий, в зависимости от предназначения. Комплектация софта, помимо продукции самой компании (Pinnacle Hollywood FX, Pinnacle TitleDeko RT и т.п.), содержит также софт других производителей.

А категории такие: Home, Advanced и Professional. Названия Home и Professional говорят сами за себя, а вот Advanced несколько отличается, т.к. продукция данной категории может использоваться как в небольших студиях, так и дома. Основным достоинством устройств данной категории является соотношение цена-качество. Богатые возможности видеомонтажа и экспорта готового материала, совместимость с разнообразным оборудованием, обработка нескольких слоев видео в реальном масштабе времени.

Ценные сведения касательно продуктов данной марки можно почерпнуть на сайте компании www.pinnaclesys.ru.

В последнее время появляется все больше недорогих систем и плат, аппаратно поддерживающих, пусть и с определенными ограничениями, функцию realtime, то есть возможность просчитывать на лету фильтры, титры, переходы между фрагментами и воспроизводить их и весь фильм с TimeLine видеоредактора без предварительного просчета. Однако приобретение непосредственно платы видеомонтажа недешево и имеет смысл только в том случае, если это действительно необходимо и требуется высокая скорость обработки видеоданных. В противном же случае 1394 - за глаза хватает.

Удачи!

Мария РЫЖКОВА,
montaj@pochta.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2004 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!