YAMAHA SOL 2.0

Сегодня все споры среди любителей компьютерного звука сводятся к будущему приобретению компанией Yamaha фирмы Steinberg. Одни сетуют, что всю индустрию скупили японцы, и во многом правы, поскольку Sony приобрела программы от Sonic Foundry, Roland инвестирует продукцию Cakewalk, Tascam/Teac стала владельцем Gigastudio. Yamaha почему-то приписывают еще и покупку знаменитой Waves Inc., хотя в официальных пресс-релизах говорится о владении некоторой миноритарной частью этой компании и о нескольких совместных продуктах. Другие утверждают, что такой бренд, как Steinberg, просто исчезнет. В рамках этого материала я хочу продолжить данную тему и показать, что корпорация Yamaha к началу 2005 года могла иметь собственную программу, не худшую, чем Nuendo.

Насколько я помню пресс-релиз Sony Pictures Digital, в котором говорилось о приобретении всех звуковых продуктов компании Sonic Foundry, там была изложена весьма интересная история. Сотрудничество обоих брендов началось в тот момент, когда Sony понадобилось профессиональное ПО для звукового и видео-монтажа. Для реализации своих замыслов они привлекли стороннюю фирму Sonic Foundry. Что из этого получилось, широким массам не известно, а закончилось все покупкой Vegas, Sound Forge и ACID - флагманских продуктов Sonic Foundry.

Компания Yamaha с 2001 года начала разработку собственных серьезных программ для РС - аудио/MIDI-секвенсора SOL (аббревиатура от Sequencer Object Linking) и звукового редактора TWE. TWE является очень простым решением, и внимание заострять на нем не стоит, а вот SOL, напротив, достаточно новаторский и интересный продукт, последняя версия которого датируется серединой 2003 года.

Обе программы (SOL и TWE) получили распространение только на внутреннем рынке Японии, поэтому и слышали мы о них достаточно мало. А с начала 2004 года компания Yamaha, которой была необходима интеграция "железных" станций с компьютерным ПО, стала плотно сотрудничать с фирмой Steinberg, начиная с выхода пятой версии программы WaveLab, где было заявлено о новой совместной технологии Studio Connections.

Cейчас уже известно, что Yamaha выкупает Steinberg у бывшего ее владельца Pinnacle Systems. Со Steinberg они, скорее всего, поступили так же, как и Sony Pictures Digital с Sonic Foundry - сначала попробовали выпустить свое (SOL), а потом выкупили лидера отрасли.

 

Проанализировав и протестировав программу SOL 2.0, достаточно трудно сказать, хуже она или лучше пресловутых Nuendo или Cubase.


Интерфейс SOL 2.0

Программа SOL - это аудио/MIDI-секвенсор современного класса. Основными форматами используемых файлов являются WAV, AIFF и MIDI. Система поддерживает практически все звуковые интерфейсы с драйверами современных стандартов MME, WDM и ASIO. В рамках SOL 2.0 заложены: не деструктивное редактирование, автоматизация, расширенная работа с MIDI, собственные эффект-процессоры, а также поддержка VST-плагинов и инструментов, системных синтезаторов. Компания Yamaha широко известна в области аппаратных секвенсоров и синтезаторов, поэтому среди уникальных особенностей, включенных в SOL, нужно отметить автоматический аранжировщик MIDI, модуль преобразования голоса в MIDI-трек (партии можно напевать).

С точки зрения графики интерфейса мы имеем практический аналог Nuendo. Но это только внешнее сходство - неброский дизайн, неравномерное распределение функций и частое их дублирование, многооконный вариант исполнения, практическое отсутствие трансформируемости, элементы треков напоминают блоки. Спартанство, в общем, но при близком рассмотрении ситуация становится более привлекательной.


Управление, автоматизация и микшер

Управление и автоматизация в рамках треков выполнена несколько нестандартно - в их окнах вы не увидите привычных регуляторов уровней громкости и панорамного положения, хотя есть возможность рисования огибающих (envelopes). Для более точного и удобного управления служат программный микшер и специальные треки автоматизации. Микшер, как и в Nuendo, является основным и самым графически нагруженным блоком. Но Yamaha создала шедевр, аналогов которому нет.

Из стандартного там только фэйдеры, регуляторы панорамного положения и кнопки Solo/Mute. В той области микшера, где обычно находятся регуляторы параметрического эквалайзера, имеются ручки управления уровнями посылов на AUX и внешние эффект-процессоры. При переключении в режим Routing каждый канал может включаться в одну из четырех подгрупп. На каждый канал, канал эффектов, подгруппу, AUX, мастер-трек можно подключать по четыре эффект-процессора (плагина). Что касается последних, то они выполнены на очень высоком уровне - помимо VST и собственного формата, предусмотрены специальные DMO-модули, большинство из которых является результатом сотрудничества Yamaha и Waves. Отдельно хочется отметить, что с программой поставляются три VST-плагина производства Yamaha - Final Master, Pitch Fix и Vocal Rack - пять баллов по пятибалльной шкале.

Вообще, привыкнуть к такой организации работы можно достаточно быстро, правда, сначала несколько неудобно, да и индикативная часть оставляет желать лучшего, вернее, ее практически нет.

Запись всех изменений происходит в режиме реального времени в рамках автоматизации.


MIDI

В этом плане SOL является одним из самых лучших секвенсоров. В нем можно записывать MIDI всеми известными способами - с клавиатуры, нотами в специальном редакторе, линиями в Piano-Roll. Есть специальный редактор для набора ударных партий, а также модуль автоартикуляции (разнообразит динамику и придает эффект живого исполнения). Как я уже сказал, в SOL присутствует один оригинальный модуль Voice To Score, позволяющий вводить MIDI-информацию голосом. Если вы используете обычный системный синтезатор с General MIDI либо его более продвинутые современные аналоги, то не плохим вариантом будет использование модуля автоаранжировки, способный проиграть вашу мелодию в одном из выбранных стилей.


Аудиотреки

Все звуковые фрагменты можно подгонять под темп и использовать их как обычные фразы (loop), как мы это делаем в программе Sony ACID. Особенно мне понравилось то, что огибающие рисуются не для трека, а для аудиофрагмента, и, сделав все необходимые настройки один раз, его можно копировать с их сохранением. Это было очень удобно еще в ACID 2.0, но в третьей версии данную функцию убрали, в результате программа стала менее удобной для ремиксинга. Для редактирования аудио используется специальный звуковой редактор TWE, но, в принципе, его можно и поменять на любой другой в рамках вашей системы.


Выводы

Может, из-за не той версии Windows или из-за трансляции с японского, выполнение некоторых операций при тестировании выдавало ошибку. Но даже этот серьезный факт не смог испортить моего впечатления и скрыть удивление от увиденного - отличный мультитрек! И не совсем понятно, зачем Yamaha покупать за несколько десятков миллионов перенасыщенные функциями программы от Steinberg, когда есть SOL 2.0. Нужно только немного доработать.

Дистрибутив триал-версии программы занимает около 64 Мб и свободно доступен для скачивания в интернете, интерфейс транслируется внутренними средствами Windows, все файлы помощи - на японском.

Кристофер,
www.ihihoh.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!