Презумпция виновности

11 февраля 2005 года в конференц-зале гостиницы "Беларусь" прошла первая научно-практическая конференция "Спам: тенденции, методы и технологии защиты". В ней участвовали видные специалисты в области интернет-технологий, представители заинтересованных предприятий, эксперты, непосредственно занимающиеся решением этих вопросов на разных уровнях.

Организаторы мероприятия условно разделили все доклады на три блока. Первый из них оказался самым обширным и был посвящен взаимовлиянию спама и общества. С первым докладом выступил Олег Шиманский, заместитель начальника управления передачи данных РУП "Белтелеком". Из приведенных в ходе его выступления цифр ясно, что развитие сети интернет идет в республике с опережающими соответствующую программу развития темпами. Помимо ввода новых коммутируемых портов, быстро увеличивается база портов широкополосного доступа (примерно 30% от общего количества портов, введенных в 2004 году). Переход на широкополосный доступ, который не только более выгоден с финансовой точки зрения интернет-провайдерам и имеет больше преимуществ для конечного пользователя (пока они неощутимы из-за высоких цен на трафик), но также создает потенциальную опасность для непросвещенного серфера. Об этом говорил в своем докладе ("Ущерб от спама: социальный и технологический") следующий участник конференции - Вячеслав Коледа, директор ОДО "ВирусБлокАда".

Применительно к широкополосному доступу было сказано, что сращивание технологий вирусописателей (в контексте "спама" правильнее говорить о червях, "троянских конях", "backdoor'ах" и т.д.) и спамеров дало миру понятие "компьютер-зомби". С помощью таких компьютеров, подключенных постоянно к интернету, в большинстве случаев и происходит рассылка основной массы спама (постоянно таковыми считаются 300-400 тыс. машин по всему миру). Этот эффект является взаимовыгодным, так как нередко вместе со спамом рассылаются новые вирусы либо шпионское ПО. С помощью первого организуются атаки типа DoS, с помощью последнего похищаются конфиденциальные данные (номера счетов, регистрационные ключи, пароли). Кроме всего прочего, непосредственный урон, даже если ваш компьютер надежно защищен, вы несете, оплачивая трафик при скачивании нежелательной почты. В связи с этим г-н Коледа вывел основной тезис безопасности в Сети: каждое незнакомое письмо - спам, каждый аттач в нем - вирус. Презумпция виновности, по его словам, должна стать главным критерием по отношению ко всей незнакомой информации, пришедшей из интернета.

Несколько с другой позиции рассматривал спам директор Седьмого Белорусского интернет-форума "By' 2005", руководитель интернет-агентства E-service Иван Петрович. Его доклад "Спам и e-mail маркетинг - грани влияния на ваш бренд" содержал несколько крайне важных тезисов, позволяющих понять социально-экономическую сторону явления. С одной стороны, было отмечено, что спам экономически выгоден в силу дешевизны (менее $0,1 за тысячу показов), высокого отклика (его читают 14%, пользуются предложениями до 4%), отсутствия регулирования и низкого порога вхождения на рынок. С другой, негативное отношение в обществе, подрыв репутации честной компании ("черный пиар"), отождествление с легальными маркетинговыми мероприятиями (e-mail маркетинг, direct-маркетинг) создают серьезное противодействие по развитию рекламных технологий в Сети и ставит под угрозу такой важный для каждого предприятия процесс, как развитие бренда. При условии, что, по последним исследованиям, электронная почта на равных конкурирует с телевидением в плане "доставки" рекламы, наличие спама отрицательно влияет на современный бизнес.

Второй блок конференции был посвящен правовым вопросам борьбы со спамом. Среди наиболее интересных доклады Александра Храпуцкого (директор ОДО "ЮрЭкспертГрупп", арбитр Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате) и Евгения Альтовского (координатор рабочей группы Проекта "АнтиСпам" Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"). Темой первого стали "Законы о спаме в США и Европе", второго - "Борьба со спамом: опыт России". Александр Храпуцкий основное внимание уделил теоретической базе, раскрыв ряд вопросов и проблем, с которыми западные законодатели столкнулись в последнее время, в то время как Евгений Альтовский сосредоточился на практическом опыте, полученном в ходе работы его группы с государственными органами за последние два года. Было высказано мнение, что современными правовыми механизмами нельзя повлиять на спам в той мере, чтобы добиться его снижения в объеме общего трафика. В ходе проведенных исследований, а также на опыте других стран становится видно, что спам не всегда можно ассоциировать с рекламой, но в большей степени с нежелательной информацией. Так как существует государственная программа по гармонизации законодательства двух стран (России и Беларуси), предложенное проектом "АнтиСпам" определение этого явления ("формирование, передача и доставка сообщений электросвязи или почтовых отправлений в адрес определенного круга пользователей услугами связи допускается только по их инициативе") может быть полезно для обсуждения в законодательных органах нашего государства.

 

В заключение конференции обсуждались методы борьбы со спамом у поставщиков интернет-сервисов. Здесь с докладами выступали Кирилл Волошин (генеральный директор "Tut.by"), Артем Вопнярский (начальник коммерческого отдела УП "МПО") и Александр Мартыненко (менеджер хостинг-проетов компании By.COM Belarus). Наибольший интерес для рядового пользователя представлял доклад Кирилла Волошина "Спам vs Tut.by: проблемы и решения". В нем слушателям были представлены те методы, которыми пользуется для борьбы со спамом самый популярный портал в стране, который обслуживает порядка 350 тыс. пользователей и 450 тыс. почтовых ящиков. А именно: общественный и собственный RBL-списки, правила проверки соответствия стандартам и другие "серверные тюки", контент-фильтр, антивирус и, наконец, специальное фильтрующее программное обеспечение. В ближайших планах портала - добавление к имеющимся барьерам еще одного "в лице" технологии верификации отправителя (SPF - Sender Police Framework), суть которой заключается в публикации почтовыми серверами IP-адресов, с которых возможно поступление писем с их доменным адресом.

Доклад Артема Вопнярского "Легальные почтовые рассылки и спам" позволил определить очень важную экономическую составляющую последнего: он действенен только в краткосрочной перспективе и только в глобальном масштабе. Так, с точки зрения средне- и долгосрочного развития бизнеса на определенной территории (например, одной области или даже такой небольшой страны, как Беларусь) массовая рассылка даже по миллионным базам абонентов не даст того экономического эффекта (1-4% обращений), который закладывается в нее. Спам выгоден только для продвижения определенного круга товаров в глобальном масштабе. Во всех остальных случаях выгоднее создавать и поддерживать легальные почтовые рассылки, создавая свою базу клиентов и напрямую общаясь с ними.

Заключительный доклад конференции "Почтовая система провайдера и спам: риски и практика", подготовленный Александром Мартыненко, подвел некоторую черту возникшей дискуссии о том, ответствен ли провайдер перед пользователем за пересылку спама и должен ли он участвовать в фильтрации нежелательной корреспонденции.

В белорусских условиях правильнее говорить об интернет-провайдерах второго (или третьего) звена, напрямую конкурирующих между собой, т.к. факторы рыночной конкуренции не применимы, например, к РУП "Белтелеком". В этой борьбе "за клиента", как показывает опыт многих стран, выигрывает тот, кто максимального удовлетворяет потребностям конечного пользователя, не взваливая на него финансовые расходы по оплате нежелательного трафика. Александр Мартыненко призвал создать специальную ABUSE службу на уровне провайдеров и хостинг-компаний для эффективной борьбы с зарождающимся белорусским спамом.

Прошедшая конференция показала, что вопросы спама актуальны для большинства участников рынка. Итоги, как и соответствующие решения, необходимо делать и принимать уже соответствующим органам. Важно, как заметил Евгений Альтовский, сделать это сейчас, пока в нашей стране ситуация еще управляема.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2005 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!