GoldWave Inc. Неожиданный взлет

Канадский звуковой редактор GoldWave впервые вышел в свет в апреле 1993 года. У нас о нем достаточно широко узнали примерно в 1995 или 1996. Интернета тогда почти не было, и добирался этот продукт до нашего потребителя всевозможными окольными путями. В то время подобные программы на РС-платформе были в диковинку, причем GoldWave являлся одним из лучших редакторов. Он поддерживал все популярные форматы файлов, мог выступать в качестве конвертора. Набор эффект-процессоров и устройств обработки отвечал всем требованиям того времени.

Потом в сфере компьютерного аудио произошли серьезные перемены - активно внедрялся стандарт DirectX. Крис Крэйг (Chris Craig) - разработчик GoldWave - решил не делать ставку на эту новацию, и в конечном итоге данный продукт сошел с дистанции, вернее, ушел в тень. И каково же было удивление, когда я решил ради интереса протестировать GoldWave 5.10, вышедший 16 февраля этого года. Программа оказалась достаточно глубокой и интересной, причем, если говорить о современности, то по возможностям она еще может поспорить с Sound Forge 6-й или 7-й версий. Учитывая низкую цену продукта ($45), можно сделать вывод, что он как раз и является тем недостающим звеном между дешевыми студенческими поделками и дорогим профессиональным ПО. Хотя программа, безусловно, относится к профессионалам.

Ситуация показалась мне настолько интересной, что я даже написал в головной офис GoldWave Inc. и взял интервью, которое вы найдете в конце этого материала. А теперь мы обсудим все плюсы и минусы редактора. Сначала о недостатках, он один...


Недостатки GoldWave

По сравнению с тем, как я впервые увидел эту программу (примерно 96-й год), ее графический интерфейс практически не изменился. Бесспорно, он стал функциональнее, но по эргономичности и внешнему виду остался таким же.

 

Как говорится, посмотрел первого "Терминатора", открыл новый GoldWave и понял: ничего в этом мире существенно не изменилось.


GoldWave - это открытая архитектура

Уникальная сторона GoldWave - это ее математичность. Еще на заре становления программы автор внедрил в нее уникальный модуль, именуемый Expression Evaluator. В нем с помощью стандартных математических функций можно сгенерировать любой сигнал, мелодию, запрограммировать эффект-процессор. Причем, все делается за несколько минут. Для владеющих С++ автор предусмотрел вариант написания собственных плагинов внутреннего формата программы - на сайте распространяется специальный SDK. По существу, GoldWave предоставляет стандартную оболочку с поддержкой современных форматов, стандартов и характеристик (64/192), а дальше вы можете делать с ней все что угодно. Этим программа особенно интересна.


Другие плюсы GoldWave

Ключевое событие с того момента, когда я в последний раз видел эту программу, - это реализация поддержки DirectX-плагинов и возможности создания цепочки из эффект-процессоров. Учитывая консервативность GoldWave, данная новация является главным прорывом. Второй плюс, который сразу привлекает внимание, - это изобилие решений в индикативной части, то есть, помимо стандартного пик-индикатора, в режиме реального времени можно на выбор запускать спектрограмму, сонограмму, а также различные вариации. И третий плюс - возможности конвертирования. Программа поддерживает большое количество стандартов аудиофайлов для различных систем.

Набор эффект-процессоров достаточно стандартен, причем качество их исполнения находится на среднем уровне. Это и не плюс, и не минус, поскольку, если что-нибудь не нравится, можно воспользоваться DirectX-плагинами от сторонних разработчиков.

Также стоит отметить возможность выбора места размещения загруженного аудио - либо на жестком диске, либо в оперативной памяти. Есть достаточно тривиальный модуль обработки множества файлов Batch Processing, а также функция прямого импорта звуковых треков с аудио-CD.


Интервью с Крисом Крейгом

Перед интервью хочу отметить один важный момент: Крис Крейг до 2001 года являлся независимым разработчиком, и, кроме GoldWave, является автором еще одного продукта - Multiquence, совмещающего в себе аудио-мультитрек и видео. То есть, за двумя этими разработками стоит один человек. В 2001 году он создал собственную компанию GoldWave Inc. (www.goldwave.com). В рамках данного интервью говорили мы, большей частью, о GoldWave...

- В последнее время рынок музыкального ПО был очень турбулентным. Разработка и выпуск продуктов всегда требуют серьезного инвестирования. Расскажите, пожалуйста, о секрете долгожительства ваших продуктов. :)

- Я не заметил большой турбулентности на рынке музыкального ПО. GoldWave продолжает развиваться и достаточно успешно, впрочем, так же, как и множество других звуковых редакторов. При разработке программы всегда учитывается обратная связь с пользователями, и дальнейший рост связан с увеличением параметров функциональности и реализации более глубокого подхода ко многим вопросам. Яркий кричащий интерфейс и "скины" не являются приоритетом для GoldWave.

- Почему же не включена поддержка VST?

- Внедрение VST планируется.

- Сколько программистов разрабатывают сейчас плагины под собственный формат GoldWave? Эффективен ли этот стандарт?

- Количество разработчиков, использующих специальный SDK, нельзя проследить точно. Данная система рассчитана для создания плагинов, предназначенных для выполнения задач частного характера, то есть для внутреннего использования. Между тем, несколько таких плагинов должны появиться в официальной версии программы уже в этом году.

- Планируете ли вы модернизацию GUI (графического пользовательского интерфейса)? Например, реализацию поддержки тем Windows XP, огибающих затухания/уровня громкости/панорамирования и т.п.

- GUI эволюционирует. Но компилятор от Borland и инструментальные средства, используемые при разработке GoldWave, не позволяют производить существенные изменения в GUI на данный момент (такие, как, например, поддержка тем Windows XP). В рамках всего этого можно делать лишь незначительные апдейты, обычно связанные с обновлениями используемых инструментальных средств. Огибающие затухания/уровня громкости/панорамирования уже реализованы. (Насчет огибающих мы друг друга немного не поняли, поскольку я имел в виду огибающие, которые можно рисовать сразу в экране волны, а в GoldWave они рисуются в специальных окнах... Переспрашивать не стал - и так все понятно. - Прим. авт.).

- Планируются ли версии для MacOS и Linux?

- Если смотреть на все реально и учитывать очень ограниченные ресурсы разработки, в обозримом будущем версий для MacOS и Linux не будет, но такая цель существует.

- Что Вы думаете насчет новых алгоритмов обработки с линейной фазой? Как, по-Вашему, это действительно серьезная проблема или очередной хитрый маркетинговый ход?

- Сейчас это упоминается достаточно редко, и я не думаю, что большинство пользователей вообще обеспокоено данной проблемой.

- Что Вы думаете о будущем стандарта DirectX применительно к профессиональному аудиопроизводству?

- В DirectX есть целый ряд ограничений. В последних версиях Windows (с использованием WDM-драйверов), DirectSound больше не дает прямого доступа к аудио аппаратным средствам. Например, не всегда является возможным использование определенной аппаратной частоты дискретизации или разрядности.

Структура DirectX применительно к аудио-плагинам оказывается более сложной, чем она должна быть на самом деле.

Также есть недостатки захвата аудио через DirectSound, выраженные в невозможности тестирования в случаях, когда более высокие значения частот дискретизации и разрядности реально поддерживаются "железом". Трудности возникают с выбором специфических источников сигнала (микрофоны, линейные и т.п.) в системах, на которых установлено несколько аудиоустройств.

VST и ASIO, кажется, имеют некоторые преимущества над DirectX, но я не могу говорить об этом определенно, пока не внедрю их в GoldWave.


В завершение

К сожалению, единственный обозначенный нами минус (GUI) не будет исправлен в ближайшем времени, хотя радует перспектива поддержки ASIO и VST. Удивительно, что за GoldWave стоит практически один человек, тогда как за программами-конкурентами - целые корпорации. И представьте себе ситуацию, когда примерно за $45 на рынке появится редактор с поддержкой DirectX, VST, ASIO, собственным набором эффектов, множеством полезных функций, хорошей индикативной частью и т.п. И это параллельно с тем, что Sound Forge 8 выходит за $399.95... То есть, главным вопросом, ради которого я, честно сказать, и затеял данное интервью, был: планирует ли Крис Крэйг внедрять VST...

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!