Плохой, хороший DVD-плеер

Сегодня все больше и больше людей сталкиваются с возможностью приобретения DVD-плеера. Откладывая на неопределенное будущее реализацию идеи "домашнего кинотеатра", мы ставим перед собой вполне приземленную цель: заменить морально устаревший видеомагнитофон и приобщиться к высокому качеству изображения и звука, которые нам обещают создатели соответствующей рекламы. Множество вопросов, главный из которых "В чем отличие дорогого и дешевого DVD-плееров?", начинают преследовать нас по мере того, как количество посещенных нами магазинов или компьютерных фирм начинает приближаться к десятку. Известные (в том числе и отечественные) марки, "темные лошадки" рынка, гигантский разброс цен, схожесть дизайна быстро утомляют. К этому прибавляется навязчивая трескотня бестолковых продавцов, то расхваливающих, то закатывающих глаза при упоминании одной и той же модели одного и того же производителя. Через некоторое время вы или поднатореете в теме (если будете мучить продавцов вопросами, а не наоборот), или купите то, что устроит по цене и внешнему виду. И тот, и другой путь потребуют достаточно много времени при все той же неуверенности в полной адекватности покупки вашим запросам. Незаметно для себя вы определяетесь с направлением пути, а точнее, с вашими желаниями.

Итак, для чего нам нужен DVD? Простая замена видеомагнитофона - это слишком мелко. Давайте принимать в расчет то, что современные проигрыватели могут воспроизводить не только видео-, но и аудиофайлы, а также устраивать слайд-шоу с подложкой из любимых mp3-треков.

Сейчас достаточно распространены "комбо"-варианты, когда DVD-плеер "скрещивают" с кассетным видеомагнитофоном. Одни производители позиционируют их как переходный вариант для обладателей солидных коллекций видеокассет, другие как более дешевую замену аналогам с жестким диском или возможностью записи. Выбор, конечно, за вами, однако положение "специализация подразумевает качество" еще никто не отменял, да и цена таких "гибридов" существенно выше.

Очень важно определиться в желаниях с учетом текущего момента: сегодня некоторые поддерживаемые форматы вам не нужны - завтра их просто не окажется под рукой. Я не призываю покупать на вырост - с рынком высоких технологий загадывать больше чем на год не приходится, однако справедлив и тот факт, что покупка простоит под телевизором достаточно долго. Нам важно, чтобы плеер поддерживал как различные типы носителей (CD, CD-R, CD-RW, DVD, DVD-R, включая двухслойные), так и различные типы воспроизводимых файлов (VCD, SVCD, MP3, MPEG-4, JPEG, CD-DA, HDCD, MP3, WMA). И в том, и в другом случае "жадность" вполне оправдана, т.к., во-первых, создаст задел на будущее (приход DVD-R +/-), во-вторых, будет подразумевать, что набор системной логики вашего DVD (чип) не самый старый (хорошим вариантом будет MT1389 от Mediatek (MTK)).

После первого шага с определением базовых желаний и завтрашних потребностей переходим к делам более насущным - определению того, через какой видеоинтерфейс у нас будет подаваться сигнал на приемник (в 98 случаях из 100 - обыкновенный телевизор). Существует 4 вида возможного подключения: композитный, S-Video, компонентный и RGB.

 

Первый - самый простой для производителя и наименее приемлемый в плане качества для нас. В нем составляющие яркости и цветности смешаны за счет того, что сигнал яркости, несущий информацию о черно-белом изображении, комбинируется с сигналом цветности, несущим информацию о цветах изображения (цветности). Такой метод, разработанный в 1953 для сжатия компонентной видеоинформации и ее передачи посредством лишь одного сигнала, облегчает жизнь только цветному телевизору, значительно ухудшая видеосигнал (яркость и цветность невозможно четко разделить при декодировании). Композитный выход легко узнать по желтому джеку (RCA).

Более качественный сигнал у S-Video (упомянутые выше составляющие разделены), нередко реализуемого через miniDIN или SCART. Часто S-Video называют Y-C или Y/C-видео, за счет того, что информация о яркости (сигнал Y) полностью отделена от информации о цветности (сигнал С), при этом снижается интенсивность перекрестных шумов.

Наилучшие характеристики у компонентного сигнала (обозначается на тыльной стороне проигрывателя как Y/Cb/Cr и реализуется на трех гнездах RCA, обозначенных зеленым, синим и красным цветами). В нем реализован принцип дальнейшего разделения информации о цветном изображении на три независимых сигнала, передаваемых по отдельным проводам. По одному проводу передается яркостный (Y) сигнал, по двум другим - сигналы, несущие информацию о красном (Cr) и синем (Cb) цветах (зеленый рассчитывается путем вычитания первых двух из общей суммы). Иногда бывает так, что приемник, способный работать с компонентным сигналом, принимает его только через VGA-порт (монитор компьютера) с 15-штырьковым D-sub-разъемом. В этом случае потребуется кабель с тремя тюльпанами на одном конце и с 15-штырьковым D-sub VGA-разъемом на другом.

Наивысшее качество у RGB-сигнала, реализованного через SCART (должна присутствовать соответствующая надпись) или в виде отдельного пятикабельного BNC-разъема (сигналы красного, зеленого, синего, горизонтальной и вертикальной синхронизации).

Последней "видеозаморочкой", имеющейся на некоторых DVD-плеерах, является компонентный сигнал с прогрессивной разверткой (выходы обозначаются Y/Pb/Pr, где Р - Progressive Scan). Все знают, что он лучше обыкновенного компонентного (само название об этом говорит), но не подозревают почему. Этим часто пользуются продавцы, уверяющие, что качество видеоплеера с прогрессивной разверткой будет выше. Это действительно так, однако такую возможность поддерживают лишь видеопроекторы, плоские панели и единицы дорогих телевизоров. Прежде чем делать покупку с маркировкой "Р", сначала убедитесь, что ваша видеосистема ее поддерживает. Опуская все плюсы прогрессивной разверстки и признавая ее необходимость для домашнего кинотеатра, замечу, что на телевизорах нижнего ценового диапазона (до $250) или с размером экрана до 25 дюймов недостатки чересстрочной развертки (изображение дрожит при быстрых движениях, неровность диагональных линий) абсолютно незаметны.

В переложении теории на практику мы имеем следующее: даже на дешевых DVD-плеерах производители стараются не ограничиваться несколькими выходами, закладывая в продукцию огромный потенциал (дешево и сердито). Также эти модели зачастую оснащаются полным двунаправленным (NTSC-PAL/PAL-NTSC) транскодером с режимом "Auto". Основываясь на положении, что с наилучшим качеством изображение воспроизводится в той системе цветности, в которой записана, "бюджетники" не скупятся на недорогой чип, добавляющий функциональности плееру, которой почти незаметно.

Вообще, дешевым моделям (до $250) свойственна завышенная функциональность в ущерб качеству воспроизведения. Это справедливо не только для видео-, но и для аудиокомпоненты.

Звук в DVD-плеерах воспроизводится в цифровом или аналоговом виде, через коаксиальный (RCA) или оптический (специальное гнездо со светодиодом) выход. Также возможен стереовыход (RCAх2 - "stereo downmix" для подключения к обычному телевизору) и выходы со встроенного декодера Dolby Digital/DTS (6xRCA). Последнее - вещь если не эксклюзивная, то редкая среди "бюджетников". Все дело в том, что стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время работы над "Парком юрского периода" (1993 год) и больше подходит для кинозала, чем для комнаты среднестатистической квартиры. Популярность DTS заключается в его возможности декодироваться программно. При этом используется та же (5.1) конфигурация, что и Dolby Digital, при меньшем уровне сжатия сигнала, что придает звуку большую глубину, улучшает разделение каналов и отношение сигнал/шум. Вдобавок DTS кодирует звук в 24 битах, против 18 в Dolby Digital, имеет динамическую компрессию с плавающим коэффициентом сжатия (от 1:1 до 1:4) - в результате чего мы получаем лучший звук. Главным недостатком DTS является существенно большее занимаемое пространство (примерно 3:1), чем у Dolby. Проигрыватели с маркировкой DTS Digital Surround имеют встроенный декодер DTS, а продукты с маркировкой DTS Digital Out лишь передают выходной сигнал этой звуковой системы на внешний декодер без "расшифровки". Это приводит к невозможности регулирования громкости каждого канала или задержек тылового и центрального сигнала. Аббревиатурой "DTS" (обязательно большими буквами) любят красоваться многие, поэтому следует внимательно всматриваться в наклейки или технические паспорта: DD DTS или DTS Digital Out?

Заманчиво иметь всю палитру аудиовыходов (на чем и играют производители), однако, положа руку на сердце и трезво прикинув свои возможности, спросите себя: будете ли вы подключать DVD хотя бы к музыкальному центру, не говоря уже о покупке отдельной 5.1 аудиосистемы (со встроенным многоканальным усилителем) или AV-ресивера? Конечно, "объемного" звука через стереовыход TV не дождешься, с другой стороны, качественная акустика будет стоить, как минимум, 50% вашего "небрэндового" DVD.

Не менее важно определиться: нужен ли вам плеер с поддержкой MPEG-4? Существует несколько программ сжатия в MPEG-4 (кодеков), поэтому не факт, что конкретный проигрыватель прочитает конкретный диск. Кроме всего прочего, эта новомодная функция существенно поднимает цену, и за эти деньги можно приобрести более качественную (хоть и менее функциональную) технику от "брендового" производителя. Учитывая все это, плюс доступность по цене, становится неочевидной необходимость использования CD/MPEG-4 вместо DVD/MPEG-2 при ощутимо более высоком уровне качества изображения и отсутствии проблем с совместимостью кодеков.

Если подытожить все сказанное, учесть к тому же, что более дорогие модели DVD-плееров комплектуются более качественными цифроаналоговыми преобразователями (12бит/54МГц или 12бит/108МГц против 10бит/27 МГц), то выходит, что покупать "кому за $100" не стоит. Однако каждому компьютерщику известен эффект "бутылочного горлышка", когда скорость системы определяется ее самым слабым местом. В нашем случае два слабых места: телевизор и отсутствие многоканальной аудиосистемы. При таких "товарищах" недорого DVD-плеера (например, Xoro, BBK, Shinko или Горизонт) будет предостаточно. Главное, чтобы он был мультизонным (раскодированым), поддерживал обновление прошивки через сайт производителя, имел эргономичный пульт ДУ с большими удобными клавишами, поддержку русского языка (субтитры, меню, название файлов) и как можно меньше того, что вам никогда не понадобится (например, караоке).

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!