Реинкарнация оптики

Вот ведь какая штука. Уже 2005-й на дворе. Того и гляди, первое десятилетие XXI века закончится, а проблема совместимости разных систем оптики производителями фототехники так и не решена. Да, наверное, это никогда не будет сделано. Ведь, например, Canon выгодно, чтобы пользовались именно ее объективами. Поэтому "чужую" оптику просто так к фотоаппарату не прикрутишь. Есть, конечно, исключения. Например, Sigma производит объективы и для Canon, и для Nikon... Но все же практически у каждого фотолюбителя хотя бы раз в жизни возникает серьезная проблема, если он вдруг решит сменить камеру. Многим приходится давать объявления в "Продаю в связи со сменой системы...", иногда это целые эпитафии вроде "Вот принял мужественное решение расстаться со своими любимыми игрушками..." Далее идет перечень объективов.

Кажется, тут нет никакой проблемы. Продал старую камеру, старую оптику, добавил денег и купил более прогрессивную аппаратуру. Но наверняка большинство фотолюбителей и профессионалов не сразу решаются на подобные распродажи. Может, кто-то привык к особенностям объективов. Ведь когда долго снимаешь одним и тем же, то все твои действия отрабатываются до автоматизма. Например, автор этого текста уже через месяц после покупки своего первого "Зенита" не смотрел, где регулируется диафрагма, а где фокус. Пальцы сами крутили нужное кольцо на объективе. Такие моторные рефлексы после приобретения камеры другой системы за один день не перестроишь. Но прогресс, как говорится, прогрессирует:) .

И объективы тоже дорожают. Например, "зенитовские" (с резьбой М42) стоят в 5, а порой и в 10 раз дешевле, чем аналоги для цифровой "зеркалки". Где же найти спонсора, который оплатил бы разницу?

Многие ищут выход из создавшейся ситуации, пытаясь купить специальные адаптеры, которые также называются переходными кольцами. Это изобретение очень давнее. Такими кольцами пользовались еще в советские времена. Но я не зря написал "пытаясь купить".

Если порыться в интернет-магазинах, можно обнаружить, что в продаже переходники, например, Canon EOS - М42 имеются. Правда, потратив два месяца на переписку со многими, так сказать, торговыми организациями, я узнал об одном прискорбном факте. Как часто бывает, все эти московские фирмы не высылают товары в Беларусь. Короче, первая проблема возникает еще до покупки переходника. То есть купить его не просто. Но лучше съездить в Москву, чем тратиться на "родной", однако же, довольно дорогой объектив.

 

Мало найти место, где продается адаптер. Нужно приготовиться и к тому, что не все переходные кольца так хороши, как о них говорят. В первую очередь, это касается материала. Многие продавцы предлагают кольца, выполненные из алюминия. Но это несерьезно. Если вы будете использовать переходник часто и с разными объективами, то выбор нужно делать в пользу латуни и подобных сплавов.

Далее. Предположим, адаптер изготовлен из мегасплава, который используется в космической промышленности. Все это бесполезно, если сама конструкция имеет недостатки. Во-первых, при покупке проверьте, можно ли до конца завинтить объектив. Потому что, например, на модели Canon EOS 300 D ни один широкоизвестный адаптер не позволяет использовать объектив Рубинар с фокусным расстоянием 500 мм: мешает встроенная вспышка фотоаппарата. Здесь уже надо, чтобы на переходном кольце резьба была вынесена немного вперед. Но тогда характеристики объектива поменяются. Кстати, для тех, кто не знает: они в любом случае поменяются. Ведь на "цифре" все фокусные расстояния старых "пленочных" объективов нужно пересчитывать с учетом отношения размера сенсора цифровой камеры и размера 35 мм кадра. Такие вот особенности конструкции. Получается, объектив с зумом станет на Canon EOS еще большим "телескопом", чем на "Зените". Даже если вы об этом забудете, разницу нельзя не учесть при съемке. Ведь это же "зеркалки". Видоискатель и так все покажет.

Кстати, тут мы подошли к еще одному очень важному моменту. Дело в том, что при использовании "зенитовских" объективов на Canon EOS нужно не просто забыть про автофокус. Необходимо привыкнуть к мысли, что в видоискателе уже не будет кружка с "расклином", по которому можно определять резкость. Как на старых советских моделях типа "Зенит Е", придется настраивать фокус на глаз. Можно взять дедушкин или отцовский дальномер... Но вообще многие обходятся без этого. Снимают же люди как-то "Зенитом Е". И недурные снимки получаются, скажу я вам. Их даже в фотожурналах печатают.

Просто надо иметь хороший глазомер. А для этого нужно тренироваться. То есть снимать, снимать и снимать. И все получится.

Но вернемся к особенностям конструкции адаптеров. При покупке проверяйте еще, нет ли люфта. То есть насколько хорошо держится адаптер в фотоаппарате. Не болтается ли объектив. В принципе, миллиметровое шатание не страшно. Но и ходуном ходить оптика тоже не должна. Это может повлиять на точность фокусировки.

Некоторые фотографы сейчас любят говорить о том, что, мол, нельзя с такими переходниками использовать объективы, снабженные "прыгалкой". Для тех, кто забыл, напоминаю: "прыгалка" - это такой штырек на заднем конце объектива, который полностью открывает диафрагму. В фотоаппаратах, сделанных под такую оптику (например, "Зенит 19"), штырек все время отжат. Диафрагма закрывается до установленного размера только в момент съемки либо когда вы сверяетесь с экспонометром. То есть вы приводите в действие механизмы, которые нажимают штырек. Это все придумано, потому что с открытой диафрагмой удобней наводить резкость и т.д.

Почему-то многие думают, что "прыгалка" помешает на том же Canon EOS менять диафрагму. Но это не так. Ведь штырь все время нажат, а значит, "дырку" можно регулировать без труда.

Однако не будут работать многие режимы съемки. В первую очередь, "автоматы". И это понятно. Ведь объектив из прошлого века. Никакой электроники - только стекло и металл. Но какой же режим тогда использовать?

Можно включить М (ручной). Получается, вы все делаете ручками. Как на "Зените". Режим Tv (приоритет выдержки) не будет работать. В случае с Аv (приоритет диафрагмы) вы будете вращать кольцо регулировки диафрагмы, а фотоаппарат будет изменять выдержку, ориентируясь на показания экспонометра. То есть все почти так же, как с "родным" объективом.

В завершение остается сказать, что вообще во всех этих нюансах, связанных с переходными кольцами, не так уж сложно разобраться. Главное - начать, и тогда...

Василь МАЛАШЕНКОВ,
500400500@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2005 год

Рубрика: 

Цифровая фотография
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!