Вышел Quantum FX 2 + 50 плагинов к нему

Как пошутил в одном из сериалов английский комик Роуэн Аткинсон (у нас его часто называют "Мистером Бином"), "шотландцы - это очень изворотливые люди, поскольку чертополох по пояс, а штанов нет" :). Программный продукт, который мы сейчас рассмотрим, уже достаточно долгое время является уникальным средством разработки программных плагинов. Представляет ее шотландский брэнд db audioware. Начнем с истории...


History или his story

В 1997 году, если вы знакомы с историей компьютерного звука, которая плотно связана со становлением фирмы Steinberg, уже вышла в свет технология VST и приобрела популярность специальная версия программы многодорожечной записи Cubase VST. Шотландец Дэйв Браун (Dave Brown), ныне являющийся управляющим директором db audioware, создает в интернете свою домашнюю страничку "Dave's VST Plugins" и размещает на ней три бесплатных плагина - TempoDelay, SweepDelay и очень простой по реализации Tremolo. По существу, это были одни из первых в мире бесплатных разработок для VST-платформы, и Дэйв Браун с определенного момента стал очень знаменитым независимым разработчиком. А достигнуть ему этого удалось весьма просто, что вызовет сейчас зависть у некоторых наших современников - Дэйв разместил сообщение-анонс на alt.steinberg.cubase и в этот же вечер получил около сотни скачиваний (напомню, что это был 1997 год). После этого Steinberg на своем ресурсе www.steinberg.net размещает ссылку на сайт Брауна - количество скачиваний перевалило за тысячу.

После недолгих раздумий и выпуска еще нескольких бесплатных модулей Браун перешел на shareware-рынок под брэндом db audioware. Первыми его коммерческими разработками для VST стали ProDelay (синхронизированный с темпом дилей плюс аналоговые фильтры) и Pro Comp (компрессор).

Не стоит забывать и об очень успешных разработках db audioware на платформе DirectX - названия dB-L mastering limiter, dB-M multiband limiter, dB-D dynamics processor, dB-S de-esser знакомы практически любому современному звукорежиссеру.

 


Эпоха Quantum FX

29 июня 2003 года вышла в свет очень неожиданная программа - Quantum FX. Она состоит из двух оболочек - конструктора (workbench) и VST/DirectX-модуля Quantum FX, который загружается в сторонних программах типа WaveLab и т.п. в качестве плагина.

В конструкторе мы собираем абсолютно любой эффект-процессор из структурных DSP-блоков, проверяем его, тестируем, рисуем графический интерфейс и сохраняем с расширением *.pub. После этого загружаем любую программу, поддерживающую VST/DX, среди списка плагинов выбираем Quantum FX, загружаем его и открываем в нем наш *.pub-файл. Плагин готов к работе.


Защита или ноу-хау?

У многих может возникнуть вопрос, а почему разработчики из db audioware не позволяют сразу генерировать VST или DX-плагины в виде dll-файлов так, чтобы они не загружались через модуль Quantum FX? Это сделать достаточно легко, причем мы имеем ряд программ-примеров (например, SynthEdit), которые делают таковое возможным.

Ответов сразу несколько. Во-первых, в рабочей библиотеке компонентов конструктора Quantum FX 2 имеются самые современные решения (алгоритмы с нелинейной фазой, обработка на уровне 64 бит/192 КГц). Многие разработчики предлагают единичные продукты такого класса по цене от $20 до $200. Если db audioware сейчас предоставит возможности конструирования готовых отдельных плагинов со своей элементной базой, то это внесет сумятицу на рынок и оставит с носом самих разработчиков.

Во-вторых, программа Quantum FX 2 поставляется одновременно с набором из 50 профессиональных плагинов, собранных в ее же конструкторе как самими db audioware, так и рядом сторонних специалистов. Создан тот минимум, который необходим современному звукорежиссеру - имеются и мощные эквалайзеры на очень большое количество полос, многополосные максимайзеры с нелинейной фазой, де-ессеры и так далее. То есть, приобретая за $299 полный комплект, вы получаете и профессиональные плагины, и конструктор для них сразу.

Quantum FX построен таким образом, что пользователю вообще не нужно знать языков программирования - все собирается из модулей. И если вы, например, работая с плагином, захотели вставить дополнительный индикатор на любой из параметров, то это делается в конструкторе за считанные секунды. Удобно? Безусловно.

То есть, Quantum FX - это, прежде всего, открытая архитектура по созданию или изменению внутреннего наполнения и внешнего отображения программных эффект-процессоров.


В завершение

Действительно ли все так хорошо? Не совсем. С точки зрения звука все выполнено очень профессионально, и цена на данный продукт оправдывает себя сразу в несколько раз. Но очень слаба индикативная часть, например, в структурных модулях нельзя найти двумерные/трехмерные графики - есть простые индикаторы и всевозможные потенциометры. Это серьезная недоделка, которая значительно затрудняет работу, хотя для многих она может показаться несущественной. Но я бы, например, хотел видеть изменения спектрограммы в процессе обработки и т.п.

И второй момент, который стоит отметить - отсутствие возможностей для работы с 5.1, что тоже не совсем понятно.

В общем, Quantum FX 2 вышел, и если вы хотите выгодно сэкономить на профессиональных программных устройствах обработки, а также получить доступ к их "внутренностям", то свой выбор можно остановить и на этой интересной программе.

Минимальные требования: Pentium III - 800 МГц, 256 Мб RAM, 1024х768. ОС: Windows 98/XP/2000. Адрес сайта: www.quantum-fx.com.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!