Мона если нано-?

"Если низя, но очень хоцца, то мона"

С 20 по 21 июня 2005 года в голландском городе Вагенинген (Wageningen) прошла весьма необычная конференция Nano4Food 2005 (www.nanofood.info), на которую съехались ученые, занимающиеся разработкой нанотехнологий для пищевой промышленности. Это первое мероприятие подобного уровня, когда встретились не только активные сторонники последних достижений, но и те, кто очень сомневается в их безопасном применении. Последние в своем большинстве представляли биологов и иных исследователей человеческого тела. Именно с их подачи СМИ уже не раз облетала информация о негативном воздействии наночастиц на мозг и клетки вообще. Все дело в том, что, например, для доставки некоторых веществ (например, лекарств и питательных субстратов) в определенное место организма предлагается использовать транспортные средства в виде наночастиц кремния или керамики. Еще более простой способ применения подобных технологий - разработка диагностических машин и так называемых "наносенсоров" (квантовых точек). По прогнозам ученых, в ближайшее десятилетие это станет самым простым и надежным способом быстро и четко выявлять в продуктах питания опасные химические добавки или вредные биологические агенты. Другое дело, что из органических веществ такие датчики сделать вряд ли удастся, и поэтому придется прибегнуть к помощи неорганики, которая будет меньше всего подвергаться агрессивному воздействию органической среды. Вот здесь и выйдут на сцену кремний и керамика как самые дешевые материалы (в отличие от того же золота). Однако на таком уровне, как нано-, эти вещества начинают демонстрировать иное химическое поведение, чем в более крупном варианте, и над этой проблемой работают не только химики и биологи, но и специалисты по квантовой механике.

Тем не менее, Nano4Food 2005 запомнилась не только жаркими спорами на тему "можно" или "нельзя". Отдельной экспозицией были представлены разработки дизайнеров и художников, попытавшихся увидеть в новой технологии новые товары широкого потребления. Одной из самых запоминающихся стала концепция Кристера Ольссона (Krister Olsson) и Такаси Кавасимы (Takashi Kawashima). Они представили, как будет выглядеть обыкновенное куриное яйцо с имплантированным биологическим микродатчиком и светящимися цифрами срока годности. Еще более футуристическое представление о еде (напитках, в частности) у Мануэля Маркеса-Санчеса (Manuel Marquez-Sanchez) из компании Kraft Foods. Идея проста и уже не раз обыгрывалась в фантастических рассказах: все покупают одни и те же емкости с жидкостью. Впоследствии, по своему выбору, потребитель с помощью наночастиц самостоятельно меняет все составляющие - вкус, цвет, концентрацию и др.

О возможности скорой реализации таких проектов говорит тот факт, что многие государства стали выделять средства для увеличения наноисследований. И если, например, США отчисляют больше денег на поддержку фундаментальных исследований, то Южная Корея и Япония основные материальные ресурсы тратят на развитие конкретных областей, таких, как производство телевизоров на нанотрубках или создание нанороботов. В отношении наноеды прогнозы еще более радужные: уже сейчас оборот рынка этого вида продуктов составляет $3 млрд., а к 2010 году эта цифра увеличится, как минимум, в 6 раз.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

 
Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 2005 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!