Играем в шахматы Капабланки

В 22-й по счету задаче, опубликованной в прошлом номере, белым нужно было поставить мат в один ход, а черным - в два. В первом случае мы имеем стандартный линейный мат, а именно: 1. Ф i2-i8 # (мат); с черными нужно было подумать чуть дольше: 1. ..., Ар c6-d6 + (шах), 2. Кр b3-a3, Кн d1-d3 # (мат).

Теперь поговорим немного о рейтингах. Эд Трайс (Ed Trice), запатентовавший шахматы Капабланки на доске 10х8 под названием Gothic Chess, настроен устраивать чемпионаты в интернете, в основном, только среди компьютерных программ. По результатам последнего чемпионата мира, проходившего в конце ноября-2004, места распределились следующим образом (перечислено по убыванию): программа Gothic Vortex-США (14 побед/0 поражений/0 ничьих), TSCP Gothic-Голландия (11/2/1), Сhess V-США (9/4/1), S.M.I.R.F.-Германия (7/6/1), Zillions-США (6/7/1), EGM 0.1-Польша (3/10/1), CapaGNU Modified-США (3/11/0) и Max Gothic-Германия (0/13/1). Это был первый мировой чемпионат по готическим шахматам, организованный Федерацией Готических Шахмат (Gothic Chess Federation). Призовой фонд был сравнительно небольшим - $10.000, и поскольку в 2004 году победила программа Gothic Vortex, принадлежащая организаторам, то выигранный ими приз приплюсовывается к игровому фонду чемпионата-2005.

Первая компьютерная программа для такого нестандартного варианта игры была разработана в конце 80-х под 16-разрядную ОС DOS - CapaGNU от Билла Энжела (Bill Angel). В рамках чемпионата-2004 была представлена версия, модифицированная самим автором - CapaGNU Modified (7-е место).

В начале 90-х была разработана система Zillions-of-Games, которая включала в себя программный модуль-движок искусственного интеллекта, предназначенный для поиска необходимых решений, а также множество файлов-скриптов к нему. Идея Zillions-of-Games была достаточно интересной, поскольку в файлы-скрипты можно было помещать правила и описания абсолютно любых логических игр типа Го, шашек, шахмат и так далее (сейчас их более 300). Модуль программного интеллекта анализировал данные с учетом загруженных правил и выдавал необходимые решения. Таким образом, движок Zillions поучаствовал и в соревнованиях по готическим шахматам. На создание и загрузку "файла правил" для данной программы ушло порядка 15 минут. Результат получился неплохим - 5-е место.

После 2000 года были разработаны программы Gothic Vortex, TSCP Gothic, Chess V, S.M.I.R.F и MAX Gothic. 30-летний поляк из Гдыни Павел Кобыларц (Pawel Kobylarz) создал программу EGM 0.1 специально для участия в чемпионате, и, нужно отметить, что 6-е место из восьми для начала - не так уж и плохо. Ну а для наших программистов есть уникальный шанс заработать в этом году $20.000, если они возьмутся за написание программы для участия в чемпионате по Gothic Chess 2005 года. Только рекомендую заранее списаться с Федерацией (www.gothicchess.org).

 

Что касается соревнований среди людей, то они проводились в этом году дважды: в январе прошел интернет-турнир 2005 New Year Open в рамках он-лайн ресурса Brainking (brainking.com), победитель получил приз всего в $500. А в феврале в отеле Wyndham Philadelphia (США) состоялся турнир 2005 Philadelphia Open. Второе мероприятие является более интересным, потому что, во-первых, были проведены соревнования между людьми в реальной обстановке, а во-вторых, не смотря на то, что регистрация была платной (от $75 до $225, в зависимости от дня регистрации), все 1.600 мест участников были раскуплены. Главный приз был равен $5.000, а общий призовой фонд составлял чуть более $15.000. Тут нельзя не сказать о предприимчивости Эда Трайса, поскольку даже минимально умножив $75 на 1.600, получается цифра $120.000, плюс к этому всем игрокам нужно было принести собственные установленные правилами наборы шахмат и цифровые часы, которые можно приобрести... правильно, на сайте GothicChess. Списка победителей обоих турниров нет. В общем суммарном рейтинге среди он-лайн игроков в готические шахматы на портале Brainking первое место занимает Grim Reaper - псевдоним Эда Трайса.

Вот такие пироги...

Возвращаясь к первому турниру на Brainking, нужно отметить, что он-лайн игры - очень спорный момент. В большинстве случаев распространены рейтинговые ресурсы, где участники платно или бесплатно регистрируются и соревнуются в свое удовольствие. Указанный выше Brainking является одним из самых интересных мировых интернет-образований (более 17.000 зарегистрировавшихся игроков), где люди могут состязаться практически в любые известные на сегодня виды логических игр и их нестандартных разновидностей.

Если проанализировать данный сайт и множество подобных, то можно отметить, что у всех есть одно главное правило - игроки не должны прибегать к помощи компьютерного софта для генерации решений. Разрешение на компьютерную помощь при таких играх обычно дополнительно обозначается добавлением слов "Comp Aid" или просто аббревиатурой "СА". Это самый непопулярный вариант.

Один мой знакомый, живя за рубежом, некоторое время зарабатывал на он-лайн играх, участвуя в турнирах или организовывая собственные. Он поделился некоторыми премудростями этого бизнеса. Он-лайн игроки обычно предпочитают играть в нестандартные виды шахмат и шашек либо других логических игр детерминированного типа, т.е. не предусматривающих случайных факторов и зависящих только от сознательного поведения человека. Нестандартные варианты предпочтительны потому, что они обычно не имеют серьезных профессиональных программных интерпретаций. Таким образом, априори исключается возможность использования компьютерного софта. Хотя и в данном случае не исключен вариант мошенничества, известного нам из классики удаленных игр - организация посредничества и т.п. Призовые фонды в он-лайн турнирах обычно очень низки и зачастую просто складываются из взносов участвующих, либо какой-нибудь организатор, запатентовавший ту или иную разновидность игры (сейчас уже запатентовано практически все), выделяет собственные средства на призовой фонд, обращается к популярному игровому ресурсу и организует турнир, то есть занимается рекламой.

Готические шахматы или шахматы Капабланки на доске 10х8 сейчас не являются популярными в рамках платных он-лайн турниров, потому как есть очень мощная программа Gothic Vortex. Посему будущее у этой игры видится в организации реальных соревнований среди людей и чемпионатов среди компьютерных программ. Нужно отметить, что готические шахматы уже достаточно хорошо развились. Что популярно? Любые новинки от композиторов игр, также шахматы Алехина (Alekhin chess) и несколько национальных разновидностей шашек. Вообще, рынок он-лайн игр на деньги пока не сформировался и подразумевает небольшие суммы. Но у него большое будущее. Тема, как вы понимаете, весьма обширна и разнопланова, поэтому позвольте закруглиться.

И напоследок, наша очередная задача.

Мат в два хода возможен как с одной, так и с другой стороны в зависимости от того, чей сейчас ход.

Для новичков напоминаем, что в шахматах Капабланки (готических шахматах) используются дополнительные комбинированные фигуры - канцлер, сочетающий в себе функции коня и ладьи, т.е. может ходить либо как тот, либо как другая (в данной задаче он есть у черных на f4), и архиепископ, сочетающий в себе функции коня и слона (в данной задаче он у белых на f2).

Кристофер

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2005 год

Рубрика: 

Self-test
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Алексей
Я не согласен с решением задачи изложенным в номере 32 2005.

При нападении ладьи на короля на f1 архиепископу (f2) не обязательно бить ладью. Он может просто прикрыть короля на e1. В данном случае мат в два хода никак не получается. Да и вообще мата белым в два хода я не нашёл.

Аватар пользователя Vladilen Smirny
Согласен с Алексеем.

тоже не нашел мат в 2 хода за черных.