Creative X-Fi Xtreme Music

В сентябре 2005-го в продаже появится новая серия звуковых интерфейсов от компании Creative. Нужно отметить, что производители превзошли сами себя, и эта премьера интересна не только тем, что представлены уникальные современные технологии, но и тем, что за $130 появится звуковая плата профессионального качества. Именно о ней и пойдет речь в данном материале.

PCI-плата SB0460 является младшей в линейке нового семейства X-Fi от Creative. Уже скоро она появится в продаже как отдельно под названием X-Fi Xtreme Music ($130), так и в качестве части более дорогого комплекта X-Fi Platinum (~$200), где дополнительно предусмотрены внешний рэковый блок и пульт дистанционного управления.

В основе технологической новинки X-Fi стоит сразу несколько уникальных для пользовательского рынка идей, главная из которых в использовании мощного звукового процессора на борту платы (по существу, в бюджетном диапазоне он не имеет ни конкурентов, ни аналогов). При этом специальная система драйверов позволяет использовать данный процессор в трех ключевых переключающихся режимах - развлечения (Entertainment), игры (Games) и профессиональное создание музыки (Creation). Они существенно различаются между собой, и если, например, для профессионального аудиопроизводства во главу угла ставятся качество оцифровки и работа со звуком с высоким разрешением, то для игр установлены другие приоритеты - 3D-эффекты, поддерживаемые на аппаратном уровне, и т.п. Такое разделение весьма и весьма разумно. И в каждом из режимов процессор платы обеспечивает максимальную разгрузку CPU и высокую работоспособность системы.

Не сказать, что данный вариант совсем дешев - многим пользователям достаточно иметь кодек AC'97 для выполнения стандартных операций с аудио. Но в случаях, когда от звука нужно что-то большее, начинается поиск. В бюджетном диапазоне до $200 очень редко можно найти что-то действительно интересное. Поэтому зачастую все вертится вокруг вариантов Creative Audigy/Live!/Extigy и ESI Juli@. Новинки последних лет в среде USB/Firewire-интерфейсов оказались достаточно дорогими, и соотношение цена/возможности явно завышенное. При этом, во время возникновения первых USB аудио/MIDI-интерфейсов, производители сразу же говорили о предстоящем апгрейде данных устройств на Firewire-стандарт из-за ограничений пропускной способности USB. Он состоялся, но цены кусаются, а по возможностям эти интерфейсы ничем не лучше PCI-новинки от Creative.

Плата SB0460 будет, пожалуй, самым оптимальным решением в бюджетном диапазоне, поскольку предоставляет профессиональное звуковое качество и множество функций, которые не доступны пользователям АС'97.

 


Описание платы

SP0460 является минимальной самодостаточной рабочей системой. Но вместе с тем она предусматривает возможности апгрейда и подключения внешних модулей, имеющихся в более старших моделях X-Fi. Для коммутации с ними предусмотрены разъемы AD_Link, AD_Ext и разъем питания. Помимо этого, предусмотрен еще один разъем, предназначенный для подключения специфических устройств от Creative, который без необходимости не стоит трогать.

Из входов мы имеем один комбинированный, который совмещает в себе Line In/Mic In, цифровой вход/выход (не во всех платах), также он предназначен для передачи цифрового потокового аудио в стандартах Dolby Digital и DTS. Сбоку платы находится дополнительный аналоговый вход Aux In.

Линейных выходов у платы всего три. Но это не мешает построить аналоговую коммутацию для системы 7.1. Как это сделать, вы можете узнать в документации к плате. Но на данном этапе могу сказать, что к выходам Line Out 2 и 3 могут подключаться не только стандартные стерео-мини-джеки, но и трио-мини-джеки (три сигнальных контакта).


Первые впечатления

Ну, во-первых, это удивление - SB0460 безусловно можно использовать для профессиональной работы со звуком. Лично мне это стало очевидно сразу "на слух", как только я в первый раз включил эту плату на профессиональной студии и запустил фонограмму. Но, чтобы не быть голословным, я решил провести немного тестов. Естественно, выбрал программу RMAA 5.5 (audio.rightmark.org/download.shtml) и ее стандартный тест "loop-back", при котором линейный выход подключается на линейный вход, драйверы платы установлены в режим Creation для акустической системы 2.0/2.1. На самом деле этот тест не дает четких представлений о плате, хотя может просто указать на уровень ее качества.

По результатам тестов на различных частотах дискретизации и значений разрядности у меня получилась следующая таблица:

Тесты SB0460 16/44.1 SB0460 16/48 SB0460 24/48 SB0460 24/96
Частотный диапазон (40 Гц - 15 КГц), дБ +0.02, -0.12 +0.01, -0.09 +0.01, -0.09 +0.02, -0.18
Уровень шума, дБ (А) -93.9 -94.4 -101.8 -102.0
Динамический диапазон, дБ (А) 93.7 94.2 101.5 101.8
Общие гармонические искажения (THD), % 0.0009 0.0009 0.0008 0.0008
Интермодуляционные искажения + шум (IMD+Noise), % 0.0057 0.0055 0.0026 0.0025
Взаимопроникновение каналов в стерео (stereo crosstalk), дБ -96.8 -94.4 -101.2 -98.3

Нужно отметить, что эти данные я взял только с одного компьютера (CPU Athlon XP 1700+, 512 Мб RAM, MB K7VMM+, экранированный корпус, бесшумная система охлаждения, заземляющий контур в студии), тогда как тестировал плату на нескольких, и в некоторых случаях результаты отличались значительно - в ряде случаев плата очень хорошо улавливала внешние "наводки". Поэтому, как и для всех профессиональных решений, а, судя по результатам тестов, мы говорим о "профессионале", для нормальной работы пользователям нужно обеспечить все условия - заземление и т.п.

Данные результаты не намного отличаются от заявленных в спецификации к устройству, учитывая, что в RMAA мы тестировали систему выход-вход, т.е. принимали во внимание погрешности обоих. У производителя указано следующее:

  • Отношение сигнал/шум (20 КГц Low-pass filter, A-взвешено).
    Стереовыход -109 дБ.
    Фронтальный и тыловой каналы - 109 дБ.
    Центральный, сабвуфер и боковые каналы - 109 Дб.
  • Общие гармонические искажения + шум на 1 КГц (20 КГц Low-pass filter) = 0.004%
  • Частотный диапазон (-3 дБ, 24-бита/96 КГц вход) = <10 Гц до 46 КГц
  • Частотный диапазон (-3 дБ, 24-бита/192 КГц вход) = <10 Гц до 88 КГц (только стерео).

При переходе в том же самом режиме Creation на 4.0/4.1, 5.1, 6.1 и 7.1 результаты тестирования остальных каналов (фронтальный, тыловые, сабвуфер) идентичны тем же в стерео (которые приведены в таблице).

Нужно отметить, что о качестве платы можно уже было сразу сказать "на слух", а тесты просто подтвердили субъективное мнение.


Вторые впечатления

Теперь давайте разберемся с тремя режимами. Как уже было отмечено, в их рамках совершенно по-разному используется мощный процессор платы. Итак, обратите внимание на сводную таблицу для режимов, в которой заодно увидите и возможности SB0460.

Режимы Entertainment Creation Game
Аппаратный процессинг 3D Audio Нет Опционально Да
Окружающие эффекты Опционально Опционально Да
Воспроизведение звука с высоким разрешением Да Да Нет
Конвертация из стерео в многоканальные стандарты Да Нет Опционально
Многоканальная запись Нет Да Нет
MIDI на аппаратном уровне Опционально Да Нет
Эффекты на аппаратном уровне Да Опционально Да
Сэмплово-синхронизированные запись и воспроизведение Нет Да Нет
Минимизация задержек Нет Да Нет
Bit-Accurate - алгоритм тщательного (очень точного) квантования Опционально Да Нет
Воспроизведение 3D MIDI Да Да Да
Работа с 3D MIDI Нет Да Нет
Технология EAX Advanced HD 5.0 Ограниченно Ограниченно Да
Технология EAX Advanced HD 4.0 Ограниченно Ограниченно Да
Технология EAX Advanced HD 3.0 Да Да Да
Количество вспомогательных эффектов (AUX) 2 4 4
Максимальное количество ревербераторов 1 2 4
Кол-во эффектов "в разрыв" (inserts) Нет 4 Нет
Число выходных ASIO каналов: "чистых" 1 пара 5 пар 1 пара
Число выходных ASIO каналов: FX Нет 4 пары Нет
Число входных ASIO каналов: WUH (What U Hear) 8 8 8
Число основных входных ASIO каналов 1 пара 1 пара 1 пара
Поддержка ASIO 2.0 Ограниченно Да Ограниченно
Прямой мониторинг ASIO 2.0 0 12 (6 пар) 0
Технологии объемного звука CMSS (CMSS Surround, CMSS Headphones, CMSS 3DVirtual (на две колонки)) Да Нет Да
CMSS 3DVirtual (на четыре колонки) Нет Нет Да
CMSS-3DInteractive Да Да Да
Технология улучшения качества 24-bit Crystalizer Да Да Да
Графический эквалайзер 10 полос 10 полос 10 полос
Быстрое управление громкостью Да Да Да
Управление уровнем низких частот (басами) Расширенное Нет Расширенное

Мы имеем для каждого отдельного случая свой набор используемых технологий и функций. Единственное, что здесь еще нужно отметить - в рамках устройства поддерживается потоковое многоканальное аудио стандартов Dolby Digital и DTS, но максимальная частота дискретизации в этом случае равна 48 КГц.

После "разбора полетов" платы в трех режимах следует отметить самое яркое, сразу же бросающееся в глаза - ремастеринг аудио, который значительно улучшает качество звучания, а также всякие "примочки" типа CMSS (объемный звук) и управление уровнями низких частот, кои делают картину более яркой и реалистичной, что очень эффектно слушается при просмотре кинофильмов и в играх.

Что касается профессионального аудио, то могу определенно сказать, что такой уровень качества весьма неожиданен для платы за $130.


Программно-аппаратный комплекс

Creative - одна из немногих фирм, которая вместе с "железом" поставила обширную базу ПО. Общий объем программ составляет порядка 600 Мб, и в их числе можно найти все, что угодно, начиная от программы записи CD-R/RW-дисков и заканчивая простейшим звуковым редактором, поддерживающим стандарты DirectX и VST. В том комплекте поставки, который попал ко мне в руки, был достаточно обширный комплекс полезных утилит. Я удивился, что не нашел там ПО для работы со звуком, кроме "родного" малофункционального звукового редактора WaveStudio, хотя в документе от Сreative "SOUND BLASTER X-FI: MUSIC CREATION GUIDE" явно указаны конкретные программы и описана работа со Steinberg Cubase LE, Steinberg Wavelab Lite 2.0 и IK Multimedia Amplitube LE.

И действительно, мультитрековые программы от Steinberg наиболее подходят для плат семейства X-Fi. У Creative в режиме Creation предусмотрен универсальный микшер, именуемый Audio Creation Mode Console. В нем можно управлять очень мощной системой аппаратного эффект-процессинга платы, производить коммутацию, а также записывать готовые миксы, включающие MIDI, аудио, VST-инструменты, внешние подключенные устройства (функция What U Hear). Причем все это может прекрасно работать в рамках многоканальных систем. Таким образом, программы от Steinberg и "железо" от Creative - это одна из самых мощных современных "связок". Почему я тут не говорю о великолепной новинке этого года, программе Mackie/RAW Material Tracktion 2? Дело в том, что эта программа больше подходит для работы в стерео, а тут получается очень удобный комплекс для работы с многоканальными системами.


Подытожим

Неожиданно, красиво и очень мощно. Главное событие на рынке звукового "железа" этого года. Во второй части рассмотрим практические аспекты работы с новинкой от Creative X-Fi Xtreme Music. А сейчас ждите, когда она появится на прилавках.:)

(Продолжение следует...)

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2005 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
Что то не видно оптимизма у первых пользователей этих карт.

http://forums.creative.com/creativelabs/board/message?board.id=soundblaster&message.id=26289&view=by_date_ascending&page=1

Аватар пользователя Кристофер
У пользователей не видно, а у звукорежиссеров видно:)
Аватар пользователя Кристофер
Я имел в виду, что лично я (автор этой статьи) и ведущий рубрики Multimedia в КВ с 1998-го года никаких плохих сторон у этой карты не увидел, даже более того, удивился ее уровню. На любой плате из серии X-Fi можно делать качественные продукты. Причем впервые за последнее десятилетие у простого пользователя открываются профессиональные перспективы.

Такие дела:)

Аватар пользователя Артём
Вот появилась, да только где??? В России и на Украине продаётся x-Fi на каждом шагу. А в Беларуси??? НИГДЕ нет! Где её у нас в Минске можно достать?
Аватар пользователя Dragonfly
Купила вчера в Алгоритм-салоне (около комаровского рынка). 150 уе. Случайно нарвалась - хотела zs серию - но её не оказалось. Дороговато конечно, но мне это не критично.
Аватар пользователя Nic
Нашел на Silverado:

Звуковые карты

1263Звук. карта Creative Audigy2 Platinum EX 218 900

7099Soundcard Creative SoundBlaster Audigy X-Fi Xtreme Music <SB0460>, Retail<SB0460>, PCI, 8 колонок 24bit/192kHz, EAX 5, ASIO 2.0302 40010 мес

7097Soundcard Creative SoundBlaster Audigy X-Fi Platinum <SB0460>, Retail<SB0460>, PCI, 8 колонок 24bit/192kHz, EAX 5, ASIO 2.0430 20010 мес

... только вот не могу понять какое отличие между последними двумя:(

кроме цены

http://silverado.by/goodslist/list/212/?full

Аватар пользователя Dragonfly
2 Nic (inet)

Одна - Music, другая - Platinum.

http://www.soundblaster.com/ - вот здесь можно посмотреть ЧЕМ они отличаются.

Аватар пользователя Артём
короче брат оставил сохранения на звук Creative SoundBlaster X-Fi я установил дрова а настроить не могу, как запу стить сохранения?????