Фронтир поисковых технологий

Недалекое будущее. Вы приехали в незнакомый город, а багаж опять застрял где-то в аэропорту. Что делать? Просто достаете мобильник и вводите в поисковую строку несколько цифр. Поисковая система сразу выдает GPS-ккординаты маленького чипа, прикрепленного к чемодану. Багаж всего в 100 метрах от вас - в соседнем терминале. Не отрывая взгляд от мобильника, вы бронируете номер в отеле, заказываете такси, водитель которого уже знает, куда вас везти. Журнал Time опубликовал обстоятельную статью (www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1098955-1,00.html) о поисковых технологиях, которые только что появились, но могут коренным образом изменить нашу жизнь через какой-нибудь десяток лет.

"Поиск будущего можно сравнить с армией из 1000 экспертов, которые знают ваши вкусы и способны сканировать миллионы документов за долю секунды, - говорит Гари Флейк, один из семи ведущих инженеров Microsoft, работа которого заключается в том, чтобы генерировать идеи для программистов корпорации. - Поиск будет моделировать человеческий мозг". Сейчас поисковые технологии находятся только в начале своего развития. Они будут на порядок умнее и более сконцентрированы на каждом пользователе.

К 2010 г. объемы поисковой рекламы во всем мире увеличатся до $22 млрд., что почти втрое превышает нынешние $8 млрд. Очевидно, что поисковые технологии находятся во фронтире научно-технического прогресса. Это самая перспективная и многообещающая область исследований. Хотя по финансовым доходам на поисковом рынке сейчас, безусловно, доминирует корпорация Google, однако нельзя игнорировать целый ряд перспективных стартапов, которые разрабатывают действительно уникальные технологии.

Фотографии и видео. Полнотекстовый поиск по метаданным существует уже давно. Базы данных крупнейших поисковиков содержат миллионы фотографий. Но появляются технологии, которые позволят искать не по описанию, а именно по содержанию фото- и видеофайлов. Например, систему автоматического распознавания лиц от компании Viisage (www.viisage.com/ww/en/pub/home.cfm) уже используют патрульные полицейские в некоторых штатах Америки.

Мобильные телефоны. К 2008 г. более 75% всех мобильников в мире будут подключены к интернету, так что поиск в Сети станет обычной функцией мобильника. Без проблем можно будет узнать расписание ближайших кинотеатров или меню ближайших ресторанов на той улице, где вы находитесь. В сфере локального поиска работают не только гиганты Yahoo и Google, но и стартапы 4INFO (www.4info.net) и Mobot (www.mobot.com). Последняя разработала программу, которая способна определять координаты человека по сделанной им фотографии окружающей местности. В будущем программа сможет идентифицировать каждый объект на фотографии. То есть проходишь мимо магазина, наводишь на него мобильник - и сразу получаешь на экране прайс-лист. Аналогичным образом можно узнать имя, фамилию и полную биографию любого прохожего, не скрывающего свое лицо.

 

Вопросы и ответы. Использование ключевых слов и сложной семантики поисковых запросов - уже вчерашний день. Будущее - за интерфейсом в виде вопросов и ответов, когда система не просто сравнивает слова, а распознает значение вопроса. Ученые из Университета Вашингтона уже разработали программу, которая сканирует текст и выделяет из него только факты (Минск - столица Беларуси, к примеру). К настоящему моменту программа KnowItAll (www.cs.washington.edu/research/knowitall) накопила базу из 900 млн. фактов, так что способна ответить практически на любой вопрос. Главное - понять этот вопрос. Для этого нужны специальные разработки. Например, бывший исследователь из Microsoft Носа Омоигуи (Nosa Omoigui) создал систему Nervana (www.nervana.com), которая анализирует вопросы путем связывания семантических паттернов отдельных слов, и таким образом может определить смысл даже самого длинного вопроса.

Инициатива пользователей. Одна из наиболее перспективных и набирающих популярность поисковых техник - использование многотысячной армии пользователей, которые самостоятельно помечают контент и, таким образом, создают распределенную сеть знаний. Корпорация Yahoo уже заметила эту тенденцию, купив фотографический сервис Flickr (www.flickr.com). На этом сайте пользователи помечали тэгами свои фотографии, так что после ввода ключевого слова (например, "ревность" или "предатель") вы получаете целый фотоальбом снимков, помеченных соответствующим тэгом.

Аудио. Компания Blinkx (www.blinkx.com) разработала технологию, которая автоматически индексирует текст в кинофильмах и видеопередачах. С помощью сервиса Blinkx.TV вы можете мгновенно найти кадры, где произносят те или иные слова. Компания Nexidia (www.nexidia.com) работает над той же задачей, а ее разработки уже используются в деятельности американских спецслужб для автоматического сканирования телефонных разговоров по ключевым словам.

Спутниковые технологии. Сразу несколько поисковых компаний запустили картографические сервисы, основанные на спутниковых фотографиях. На кадрах из космоса Google Maps видны отдельные здания и даже автомобили с потрясающей детализацией, что вызвало настоящую панику среди чиновников, которые десятилетиями пытались засекретить эту информацию.

Персонализация. Один из самых актуальных и противоречивых аспектов развития поисковых технологий. Несколько поисковиков уже начали сохранять историю поисковых запросов для каждого пользователя. Кто знает, как эту информацию можно будет использовать через 20 лет? Новая программа Google Sidebar (см. "КВ" №35'2005) динамически меняет содержание информационных тикеров, отслеживая поведение пользователя в реальном режиме времени.

Если вам становится не по себе, глядя на развитие поисковых технологий, то вы опоздали. Поиск уже в значительной мере изменил нашу жизнь. Процесс пошел дальше, и развитие технологий теперь невозможно остановить.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2005 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!