ATI Radeon X800 XL AGP - удачное пополнение семейства

Появление на рынке новой видеокарты ATI из семейства Radeon X800 совпало с очередным технологическим достижением компании - переходом к использованию нового технологического процесса с нормами 0.11 мкм. Обеспечил ATI этой технологией давний партнер компании, тайваньский контрактный производитель микросхем TSMC. Новая технология, будучи элементом технического прогресса, позволяет выпускать кристаллы с меньшими размерами, большей производительностью и улучшенным энергопотреблением. Используя ее, ATI начала производство нескольких 3D-акселераторов, включая чип R430.


R430 - сердце двух новых модификаций

Собственно, этот 3D-ускоритель не имеет никаких архитектурных отличий от предыдущей версии - R420, за исключением новой технологии производства и наличия встроенной поддержки шины PCI Express. Как известно, на базе R420 ATI в свое время выпускала "топовые" видеокарты Radeon X800 XT и X800 Pro. Однако внедрение новой технологии преследовало цель не только улучшить параметры старых карт, но и расширить линейку X800, в целом. Дело в том, что в модельном ряду ATI образовалась пустая ценовая ниша $250-350. Видеокарты серии X700 находились ниже ее, а видеокарты X800 XT/Pro - выше. В то время, как ассортимент видеокарт NVIDIA не имеет явных пробелов: в частности, в указанную нишу хорошо вписывались GeForce 6800 и 6800GT. Для конкуренции с ними и были выпущены две новые видеокарты серии X800.

  Техно-
логия, мкм
Кол-во тран-
зис-
торов
Час-
тота, МГц
Вер-
шин-
ные про-
цес-
соры
Пик-
сель-
ные кон-
вей-
еры
Память
шина, бит тип час-
тота, МГц
Radeon X850 XT 0.13 low-k 180 520 6 16 256 GDDR3 540
Radeon X850 Pro 0.13 low-k 180 507 6 12 256 GDDR3 520
Radeon X800 XT 0.13 low-k 180 520 6 16 256 GDDR3 560
Radeon X800 Pro 0.13 low-k 180 475 6 12 256 GDDR3 450
Radeon X800SE 0.13 low-k 180 425 6 8 256 GDDR3 400
Radeon X800 XL 0.11 180 400 6 16 256 GDDR3 495
Radeon X800 0.11 180 400 6 12 256 GDDR3 350
GeForce 6800 Ultra 0.13 222 400 6 16 256 GDDR3 550
GeForce 6800GT 0.13 222 350 6 16 256 GDDR3 500
GeForce 6800 0.13 222 325 6 12 256 DDR 350
GeForce 6800LE 0.13 222 320 4 8 256 DDR 350

При создании Radeon X800 XL разработчики из ATI пошли по проверенному пути - понизили тактовые частоты как 3D-чипа, так и памяти. Дополнительно урезать шину памяти или количество конвейеров внутри чипа они не решились, иначе видеокарта не смогла бы конкурировать с аналогами от NVIDIA. Поэтому 3D-чип видеокарты Radeon X800 XL имеет полные 16 пиксельных конвейеров (а точнее, четыре пиксельных процессора квадов), 6 вершинных процессоров, 256-битную шину памяти. Используется самая современная память GDDR3, хотя и со сниженной тактовой частотой. Чип поддерживает шину PCI Express x16, но ATI предлагает и гибридное решение - видеокарту с мостом AGP "Realto" (о ней ниже). Таким образом, X800 XL является достаточно мощной видеокартой со слегка сниженными частотами.

 

Модификация без суффикса из серии X800 также базируется на чипе R430. Однако у нее, как и у модификации "Pro", "обрезаны" конвейеры 3D-ускорителя - их 12 вместо 16. Мало того, применена память с частотой всего 350 (700) МГц. По своей производительности такая видеокарта находится в рамках класса "mainstream". Еще меньшим быстродействием обладает Radeon X800 SE - видеокарта с половиной вычислительной мощности Radeon X800 XL.

А на смену X800 XT и Pro пришли две новые модели - X850 XT и X850 Pro. В них используется тоже очередная модификация R420 - R480, которая, правда, производится по старой технологии. Принципиальных отличий, помимо улучшенных тактовых частот, у этих видеокарт не имеется.


Radeon X800 XL AGP

Как и было обещано, вернемся к рассмотрению видеокарты на базе чипа R430, которая имеет поддержку шины AGP. Вопрос недостатка производительных видеокарт, совместимых со старыми материнскими платами (условно старыми, так как nForce3 Ultra, например, еще вполне функционален), сейчас стоит не так остро, как раньше. Однако каждая новая видеокарта - это шанс продлить жизнь машинам со старой архитектурой графической подсистемы.

Конечно, чип R430, подобно всем новым разработкам в области 3D-графики, встроенной поддержки шины AGP не имеет. Видеокарта Radeon X800 XL совместима с AGP только благодаря дополнительному чипу, исполняющему роль моста (транслятора запросов) между интерфейсами PCI Express и AGP.

Носит он неофициальное название "Realto", в честь знаменитого моста Реальто в Венеции.


Дизайн

Собственно, по дизайну видеокарта очень похожа на все Radeon X800.

По четыре микросхемы памяти в корпусах BGA размещены с обеих сторон печатной платы. Данные микросхемы, выпущенные Samsung Electronics, выполнены по стандарту GDDR3, имеют разрядность 32 бита и время доступа (длительность цикла) 2 нс, что соответствует частоте 500 МГц. На деле память работает чуть медленнее - на частоте 495 (990) МГц, а частота чипа R430 составляет 400 МГц, что согласуется с официальными спецификациями.

Дополнительно видеокарта оснащена чипом ATI Theater, который отвечает за функции видеозахвата (VIVO). Поскольку этот чип не новый, он с успехом применяется не в одном поколении видеокарт ATI, останавливаться на его характеристиках не будем.

Следует отметить, что видеокарте необходимо дополнительное питание, в отличие от версии Radeon X800 XL для шины PCI Express. Разъем для подключения питания размещен в обычном месте.

Примененная система охлаждения несколько усилена, по сравнению с Radeon X800 предыдущего поколения (имеются в виду карты с чипом R420). Массивный радиатор из алюминия прикрывает не только сам чип, но и микросхемы памяти. Собственно, конструкция у него несложная: между двух широких пластин расположены частые тонкие ребра, которые с помощью пайки (либо другим аналогичным способом) жестко соединены с пластинами. Крупный вентилятор с частыми плоскими лопастями находится в углу радиатора, он прогоняет горячий воздух вдоль ребер, начиная от графического чипа и в направлении памяти. Обороты у него невысокие, видеокарта шумит в пределах нормы.

С обратной стороны печатной платы имеется крепление для радиатора (гибкая пружина), а также радиатор для памяти - обычная пластинка из алюминия. Вся конструкция соединяется с помощью винтов. Также следует отметить небольшую толщину основного радиатора, благодаря чему видеокарта не занимает пространства соседнего слота.

Набор разъемов для задней панели компьютера в данном случае стандартный: выход VGA, совмещенный аналоговый и цифровой выход DVI-I, разъем mini-DIN, имеющий контакты как видеовхода, так и видеовыхода (очевидно, необходим переходник).

В общем, мы имеем достаточно большую, но не громоздкую видеокарту с разъемом AGP, имеющую функцию VIVO и обычный набор разъемов. По шуму, нагреву, качеству системы охлаждения - никаких вопросов.


Производительность

Давайте проанализируем производительность Radeon X800 XL в сравнении с конкурирующими решениями, прежде всего видеокартами серии GeForce 6800. Заметим, что рассмотренная видеокарта по формальным признакам (частота контроллера и памяти, количество блоков текстурирования и вершинных/пиксельных процессоров, разрядность шины памяти и т.д.) соответствует GeForce 6800GT, достаточно дорогому решению из середины линейки. В тесте приведены данные и по двум другим видеокартам семейства - 6800 и 6800 Ultra, а также рассмотрены две хорошо известные видеокарты семейства X800 - X800 Pro и X800 XT PE.

1024x768x32bit Radeon X800XL Radeon X800 XT PE Radeon X800 Pro GeForce 6800 GeForce 6800GT GeForce 6800 Ultra
Синтетические тесты
3DMark03 9461 11209 9656 8514 10439 11684
3DMark05 4769 5740       4920
Игры без поддержки шейдеров
Unreal Tournament 2004 131 141 122 120 138 147
Unreal 2 106 104 109 106 108 99
Call Of Duty 219 244 227 243 247 263
Игры с поддержкой шейдеров
Thief 3 51 60 51 50 53 52
FarCry 58 61 62 64 64 57
1280x1024x32bit Radeon X800XL Radeon X800 XT PE Radeon X800 Pro GeForce 6800 GeForce 6800GT GeForce 6800 Ultra
Синтетические тесты
3DMark03 7697 9133 7575 6671 8303 9367
3DMark05 3946 4744       4156
Игры без поддержки шейдеров
Unreal Tournament 2004 118 131 99 94 116 134
Unreal 2 103 103 102 94 103 94
Call Of Duty 198 235 215 216 240 260
Игры с поддержкой шейдеров
Thief 3 50 57.1 46.3 37.6 49.6 42.7
FarCry 57.4 60.5 61 55.2 64 58
1600x1200x32bit Radeon X800XL Radeon X800 XT PE Radeon X800 Pro GeForce 6800 GeForce 6800GT GeForce 6800 Ultra
Синтетические тесты
3DMark03 6372 7563 6161 5341 6768 7712
3DMark05 3263 3927       3432
Игры без поддержки шейдеров
Unreal Tournament 2004 102 117 80 83 105 126
Unreal 2 96 96 85 80 92 94
Call Of Duty 186 232 174 168 212 259
Игры с поддержкой шейдеров
Thief 3 49 56 40 32 41 32
FarCry 56 60 57 44 62 58

Сначала - синтетические пакеты 3DMark, в состав которых входят тесты с использованием шейдеров различных версий.

В 3DMark03 Radeon X800 XL пропустил вперед GeForce 6800GT, уступив этой видеокарте 5-10%. Зато в 3DMark05 этой видеокарте практически удалось догнать 6800 Ultra - очевидно, благодаря хорошим частотам и сильной зависимости результатов этого теста от процессора.

В играх, не использующих шейдеры, на первый план выступает чистая скорость закраски, которая определяется количеством и скоростью работы конвейеров рендеринга, а также пропускной способностью памяти. С Radeon X800 XL поспорить могут лишь "топовые" видеокарты ATI и NVIDIA; даже GeForce 6800GT из-за низкой частоты 3D-чипа может проиграть менее дорогой видеокарте.

Собственно, результаты двух игр, Unreal Tournament и Unreal II, подтверждают теоретические выкладки. Особенно хорошо ощущается разница при включении режимов повышения качества - полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации, поскольку в этом случае нагрузка на 3D-ускоритель возрастает, а, следовательно, каждый лишний мегагерц частоты имеет значение.

Если в играх используются шейдеры, ситуация может быть не столь однозначной. Зачастую архитектура и функциональность вершинных и пиксельных процессоров могут оказывать существенное влияние на общую картину.

Так, в игре FarCry рассматриваемая видеокарта пропустила вперед Radeon X800 Pro, отыгравшись лишь при включении полноэкранного сглаживания. GeForce 6800GT тут показал себя только с лучшей стороны, выступив наравне с 6800 Ultra.

В целом, Radeon X800 XL успешно противостоит своему основному конкуренту, GeForce 6800GT, обгоняя и 6800 без суффиксов, и Radeon X800 Pro. Лишь в редких случаях наблюдаются отклонения в ту или иную сторону.


Выводы

Видеокарта Radeon X800 XL является удачной модификацией исходного X800 XT. Имея заметно более демократичную цену, она отличается лишь пониженными тактовыми частотами. Тот факт, что все конвейеры на месте, ширина шины памяти не уменьшена, позволяет говорить о хорошей производительности. Видеокарта успешно обгоняет практически во всех играх как Radeon X800 Pro, более дорогую видеокарту из того же семейства, так и своего основного конкурента, GeForce 6800GT (c GeForce 6800 ее сравнивать вообще некорректно, настолько существенна разница в скорости). Пожалуй, среди всего семейства X800 она является наиболее интересной по соотношению "цена/производительность".

Макс КУРМАЗ,
max@techlabs.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2005 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!