Друг Буратино дятел

Один законник с портфелем может награбить больше, чем сто громил с автоматами

(с) Дон Корлеоне

Интеллектуальное пиратство в цифровую эпоху стало настоящим бичом развлекательной индустрии. Возможность копировать музыку, фильмы и прочие творения без заметной потери качества, тиражировать их на весьма дешевых носителях (CD, DVD) и передавать по сетям (в том числе пиринговым) - все это открыло перед пиратами невиданные прежде возможности. Голливудским бухгалтерам осталось лишь считать астрономические цифры недополученной прибыли. Музыкальная индустрия с цифровыми пиратами "познакомилась" лет на десять раньше (все-таки формат CD появился намного раньше формата DVD), но широкое распространение технологии mp3 и пиринговых сетей "открыло новую страницу" в индустрии аудиопиратства. Создателя первой пиринговой сети - Napster - студента Шона Фэнинга, конечно, линчевали, но это стало лишь началом периода затяжных судебных войн между музыкальной индустрией и растущими как грибы пиринговыми сетями.

И вот пришло поистине невероятное сообщение. В России проблема контрафактной продукции на цифровых носителях близка к своему решению. Так, по крайней мере, считают в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Напомню, что объем пиратских CD и DVD сейчас достигает 90% рынка развлекательных медиа. Но, по данным Роспатента, сейчас стоимость лицензионных аудио- и видеодисков вплотную приблизилась к пиратским аналогам. "Если раньше подделку от лицензионной продукции можно было легко отличить по цене, то сейчас эта ценовая диспропорция практически ликвидировалась", - заявил руководитель данного ведомства Борис Симонов на недавней пресс-конференции в Москве.

По его словам, в принципе, это стало возможным благодаря "разъяснительной работе", проведенной с зарубежными производителями, в частности, такими лидерами индустрии, как Warner Home Video. В результате цены на продукцию крупнейших зарубежных производителей снизились в 1,5-2 раза. Руководители Роспатента теперь утверждают: "Раньше очень большую составляющую в стоимости каждого диска (6-7 USD, иногда 10 USD) составляли авторское вознаграждение и собственная прибыль компании. А основными потребителями подобной продукции являются молодые люди, которые не имеют так много свободных денег в своем кармане. Нам удалось убедить в этом промышленные компании. Как следствие, появилась тенденция к уменьшению доли контрафактной продукции, хотя, конечно, нельзя сказать, что ситуация изменилась коренным образом".

А вот что действительно меняется за последние пару лет, так это отношение к пиратам со стороны российских правоохранительных и судебных органов. До недавних пор преступления в области нарушения прав интеллектуальной собственности считались малозначимыми, не причиняющими обществу серьезный экономический и моральный ущерб. В результате виновные по большей части отделывались штрафами или незначительными условными сроками. И это при том, что максимально возможное наказание по статьям о нарушении авторских прав в России - лишение свободы на срок до пяти лет. Однако ни одного такого приговора российский суд до сих пор не вынес.

 

Но прогресс налицо: количество подобных дел, разбираемых в судебном порядке, в последнее время резко возросло и по итогам нынешнего года должно перевалить за тысячу. Конечно, небольшая цифра, учитывая огромные масштабы российского пиратского рынка. Однако правоохранители уверены: судебная практика в области фальсификации цифровых медиа пока только складывается; когда пойдут повторные иски против злостных нарушителей, наказание для них будет уже более жестким. Следующий год будет более "урожайным" в этом плане, надеются в Роспатенте.

Сама по себе законодательная база России в рассматриваемой области, по мнению чиновников, достаточно хороша, однако в ней пока остаются лазейки для мошенников. Например, существование так называемых организаций по коллективному управлению авторским правом. Как говорят специалисты, закон не регламентирует, но и не запрещает подобной деятельности. В результате любой желающий может зарегистрировать такую компанию, и потом тиражировать музыкальные или видеодиски в свое удовольствие. А гонорар правообладателю перечислять лишь в том случае, если автор сам предъявит соответствующие претензии. Разыскивать же его добровольно никто не собирается. Теперь планируется внести изменения в российское законодательство, исключающие возникновение подобных ситуаций.

Борьба с контрафактной продукцией наиболее заметна именно в области аудио- и видеопродукции. Противостояние с пиратским ПО - не менее ожесточенное, между прочим, - не в такой степени находится "на виду". Но оба направления сейчас одинаково важны для России. Ведь среди основных поставщиков как мультимедиа, так и ПО в Россию, - США, и незащищенность авторских прав - одна из ключевых претензий со стороны Америки, выдвигаемых в процессе переговоров по вступлению России в ВТО. Вот милиция и старается...

Как обычно, и в этом деле не все так просто. Действительно, на российском рынке лицензионные DVD-диски приблизились по цене к пиратской продукции. Но! Лицензионный диск обычно содержит один фильм. А передо мной сейчас лежит пиратский DVD, на котором находятся семь (!) фильмов серии "Полицейская академия". Обычно же на пиратском DVD записано 4-6 фильмов. Официальные производители ничего подобного не практикуют.

Что же касается музыкальных дисков, то на смену "простым" пиратским CD все в большей степени приходят диски с подборками записей в формате mp3. Они, соответственно, вмещают музыки в несколько раз больше, чем любой лицензионный диск - независимо от стоимости. Чем смогут ответить на эти вызовы российских пиратов легальные производители CD и DVD?

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2005 год

Рубрика: 

Компьютер и право
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
ничем. пираты останутся до тех пор пока у людей не появятся деньги + желание поддерживать производителя интеллектуальной собственности.