Кемпер как состояние души

Название в оригинале: Sniper Elite

Жанр: shooter от 3-его лица

Разработчик: Rebellion Software

Издатель: Namco Hometek

Системные требования: Pentium III, 256 Мб памяти, Video 32 Мб, 3.1 Гб на винчестере

 

Оценка: 7

Sniper Elite - это игра не в снайпера, а о снайпере. Под невзрачной кроссплатформенной маской нашлось место стилю, динамизму и на редкость не "приставочному" управлению. Перебирая в уме все проекты на данную тему, трудно найти более удачную поделку.

Каждый, кто хоть раз принимал участие в массовых сетевых побоищах (будь то пресловутый Counter-Strike или редкий в наших краях Battlefield), помнит это сладкое чувство правильно выбранной точки. Особенно приятно, если место укромное, тихое и не заметное, а мимо пробегают враги по одному. Пиф-паф - и очередной фраг записан на наш счет. Обидно, конечно, когда называют "тихарь", но в этом слове есть еще и доля опасения: нередко хороший кемпер - хороший снайпер. А раз так, то ему по долгу службы положено прятаться и вести неспешный отстрел всего живого.

Rebellion Software (Aliens vs Predator, Cold War Zero и Delta Force: Urban Warefare) - компания разработчиков, которая, согласно портфолио, собаку съела на производстве шутеров. Опыт в построении геймплея от третьего лица у них тоже имеется (Dead to Rights: Reckoning), так что вполне закономерно ждать от них чего-то вполне законченного и выверенного временем. Настораживала единственная вещь: проект изначально готовился как многоплатформенный, причем для приставок уходящего поколения. На выходе получилось одновременно все плохо и все хорошо. Видно, это зависит от угла зрения и весьма специфической способности к абстрагированию.

Начнем с сюжета, если таковым можно назвать тот кошмар, который идейно связывает все 28 миссий. Питер Майер, дезертир немецкой армии образца 1945 года, который за американское гражданство и светлое капиталистическое будущее, был завербован ЦРУ и теперь выполняет специфические задания на территории своей бывшей Родины. Нам его преподносят как борца за свободу против фашизма, который в игре тесно переплетается с коммунизмом из СССР. Вообще трудно разделить, против кого мы играем: например, в задании "убрать" Бормана его почему-то охраняют бойцы с красными звездами и ППШ наперевес, а по всему Берлину действуют неведомые повстанцы, которые с одинаковым удовольствием сжигают как немецкие "Пантеры", так и советские Т-34. Причем при встрече эти два танковых антагониста предпочитают стрелять в вас, чем выяснять, у кого броня толще. Маразм, исходящий из приказов, целей, миссий и предполагаемой концовки, не вписывается даже в рамки альтернативной истории. Именно в этом месте вам понадобится умение абстрагироваться и видеть в оптический прицел не всемирное зло со звездой на фуражке и немецким ручным пулеметом MG-42 в руках, а очередную цель.

Еще одним неприятным, но вполне ожидаемым сюрпризом станет графика. К ней не стоит труда подобрать эпитет. Слово "убого" прекрасно характеризует все, что вы видите вокруг. Дома-коробки имеют всего два цвета: серый и желтый. Иногда встречаются чисто технические ляпы в виде осенней листы (весной 1945 года) и куч мусора, больше напоминающих биомассу из UFO: Aftermatch. Под стать общей низкополигональности и обедненности текстурами наши враги, которые не отличаются ни разнообразием моделей, ни грамотно подобранной палитрой красок. Один пример того, что все танки наполовину ржавые, а шинели солдат имеют свет, родиной которого стал общественный сортир, уже заставляет выпасть в осадок. Единственным грамотным моментом является прорисовка оружия. Конечно, отблесков солнца на оптическом прицеле и множества мелких деталей вы не встретите, но на фоне остальной серости каждый ствол - отдельная личность.

Поворачиваясь к неудачным сторонам игры спиной, вы неожиданно сталкиваетесь лицом к лицу с тем, что Sniper Elite имеет собственный стиль и далеко не скучное прохождение. Первое, что бросается в глаза - грамотный подбор миссий, которые не очень долгие, но всегда динамичные и ... не линейные. На небольшой местности обязательно есть несколько точек, добравшись до которых, можно выполнить задание. Способов "добора" также несколько: это может быть атака в лоб с зачисткой местности от всего живого (а также агонизирующего и истошного вопящего: "Помогите! Я ранен"), stealth-прохождение по пластунски все больше по темным углам и за кучами мусора, или тот же stealth, но с помощью обманных приемов в виде закидывания в сторону камешком (особенно полезно поставить там растяжку для не в меру любопытных часовых). Одним словом, тактических возможностей на небольшом участке местности предостаточно, а мест, где снайпер может найти свою удачу, и того более. Удача выражается в очках славы, которые присуждаются за дальний (больше 35 метров) смертельный выстрел, попадание по движущейся цели или headshot. Все выстрелы, которые описаны выше, обязательно демонстрируются с помощью bullet-time. Камера показывает пролетающую несколько десятков (а если вы "козырный стрелок", то и сотню) метров и попадание в цель. У последней очень реалистично (в зависимости от попадания) вылетают мозги, фонтанирует кровь или просто делаются удивленными глаза (попадание в сердце). Правда, не стоит уповать на грамотную физическую модель: несмотря на четкое позиционирование попадания, враги чаще умирают от трех выстрелов в ногу, чем пяти выстрелов из пистолета в грудь. Хотя снайперская винтовка - это не автомат (который вы также вольны использовать), и главный залог успеха: один выстрел - один фраг. Примечательно, что трупы не только остаются на своих местах, но их можно обыскивать (например, на наличие снайперских жетонов, что принесет дополнительные очки), переносить на себе (а-ля Сэм Фишер), а главное - следы попадания никуда не деваются, и, подойдя поближе, можно спокойно рассмотреть результаты своей работы.

Немаловажным аспектом хорошего динамизма является высокий уровень AI. Враги умудряются достаточно четко определять ваше местоположение по звуку выстрела, звать на помощь при ранении или прямом визуальном контакте с вами, двигаться, в основном, короткими перебежками от укрытия к укрытию, стрелять короткими очередями из-за укрытия, кидать гранаты и атаковать одновременно с разных сторон.

Еще более реалистичными игру должны были сделать ряд фич: расчет силы ветра (в настройках присутствует, но действие не проявляется даже на высшем уровне сложности), земного притяжения (легко просчитывается по вертикальной градации прицела), частоты удара сердца (больше обычного подрагивает ствол) и задержки дыхания (позволяет точно спозиционировать перекрестие). Однако реально на выстрел влияет только гравитация, учитывать которую приходится на расстояниях 50 метров и более.

Достаточно комфортно начинаешь ощущать себя после изучения всей раскладки управления. Несмотря на то, что задействована половина клавиатуры, чувство неудобство использования вызывает только бросок гранаты. Делается это достаточно хитро: нажимаем левую клавишу и прицеливаемся; для броска следует, не отпуская левой, щелкнуть правую. В остальном же бремя консольного проекта себя никак не проявляет.

В итоге мы получили весьма неоднозначное решение достаточно хорошей задумки. Опыт и мастерство разработчиков сказались ровно настолько, чтобы все издания о консольных играх выставили Sniper Elite не менее 8 баллов из десяти, а писишники, поворчав об отвратительном сюжете и "серой" графике, отметили присущий ей стиль и динамизм. Вероятно, не последним фактором для достижения этого результата стало сотрудничество с видным специалистом по снайперам Мартином Пеглером (Martin Pegler), чей труд "История военных снайперов" считается одним из лучших и наиболее полных.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!