Итоги игровой индустрии-2005

Приветствую дорогих читателей нашей постоянной рубрики "На досуге". В отличие от года прошлого, 2005-й оказался на поверку совершенно другим - насыщенным до предела интересными событиями, скандалами, анонсами и, конечно же, отличными играми. Однако если в 2004-м основная масса хитов обрушилась на игроков аккурат под Рождество, то нынешняя зима выдалась в этом плане куда более спокойной - лучшие проекты года благополучно отгремели по осени, освободив холодное снежное время для занятий иного рода. Впрочем, кто хотел играть - тот играет, играет, несмотря ни на что. Сейчас же, когда праздники отгремели, и жизнь снова вошла в привычную колею - самое время для подведения результатов.

Итак, чем более всего запомнился 2005-й?

Начиная наш обзор, нельзя не упомянуть о прошедшей в мае выставке Electronic Entertainment Expo, снова собравшей под крышей огромного выставочного комплекса в Лос-Анджелесе сотни тысяч людей. Однако на этот раз посетителей и прессу радовали не только демонстрацией тысяч игр - самым главным событием выставки по праву считают анонс приставок нового поколения (Next-Generation, или коротко "Next-Gen"). Гиганты индустрии интерактивных развлечений выкатили на суд публики тяжелую артиллерию - многоядерных монстров, которым предстоит задавать темп всей индустрии игр ближайшие 5-6 лет. Microsoft, Sony, а за ними - с небольшим отставанием - и Nintendo, представили игровому комьюнити свои передовые консоли. Первой ласточкой, ныне благополучно продающейся на прилавках почти по всему миру, оказалась Xbox 360, новостями о старте которой мы периодически радуем наших читателей на страницах рубрики "Гейм-пресс". Аналитики уже назвали запуск этой приставки самым успешным за всю историю - если и не с позиций количества проданных консолей, то уж с точки зрения библиотеки готовых игр - определенно. Sony с более производительной "начинкой" PlayStation 3 готовится потрясти мир лишь весной 2006-го, и в том, что "наш ответ Чемберлену" окажется адекватным, сегодня никто не сомневается. Хуже всех дела обстоят у Nintendo с ее Revolution, о которой толком пока ничего не известно. Поговаривают, что это будет самая "скупая", с технической точки зрения, приставка из всей тройки, и ей предстоит покорять игроков не графикой, а уникальным игровым процессом, который станет возможным из-за использования любопытного джойстика с гироскопами, отслеживающими передвижения руки играющего. Что ж, поживем - увидим, но уже сегодня можно с грустью констатировать факт абсолютного превалирования в мире именно консольных игр - количество компаний, за год "переметнувшихся" с родного PC во вражеский стан удручает, а выводы независимых аналитических компаний только подтверждают правило - сегодня на долю PC-игр приходится всего лишь 10-15% всех разрабатываемых проектов. С другой стороны, эти же компании солидарны в одном - рынок компьютерных интерактивных развлечений не умрет никогда, что, конечно же, не может не радовать.

Идем дальше. Не менее знаковым событием стало участие белорусских киберспортсменов в World Cyber Games - крупнейшем в мире чемпионате по компьютерным играм, уже сегодня неофициально называемом "Кибер-олимпиадой". Особенно приятно, что ребятам, впервые посетившим столь важное мероприятие, удалось вполне неплохо себя зарекомендовать. Наши кибератлеты боролись за победу в 3-х номинациях: Counter-Strike, WarCraft III и StarCraft. По итогам игр, прошедших в Сингапуре с 16 по 20 ноября, белорусы показали хорошие результаты, заняв в результате 27 место. Так, в номинации WarCraft III Ярослав Кавецкий (v4-NightWolf) занял 1 место в групповых соревнованиях, одержав уверенную победу над игроками из других стран (включая и Россию). В StarCraft проявил себя Антон Плебанович (aka LoWeLy[PnD]), ставший обладателем 2 рейтинга в своей группе. Хотя все сливки и большую часть призового фонда (составившего в этом году 435 тыс.$) поделили между собой: сборная США (1 место), Кореи (они были вторыми в общем командном зачете) и Бразилии (3-е место). Что ж, как говорят в народе, "лиха беда начало" - скрестим пальцы на то, чтобы в будущем году ребята выступили еще более достойно.

Пока мы не подошли непосредственно к играм, вкратце упомянем несколько значимых событий, которые были на слуху если не у всех, то у многих. Во-первых, главным разработчиком-интриганом оказалась горячо мной любимая Nival Interactive, которая не только умудрилась анонсировать заведомый хит - Heroes of Might and Magic 5, но еще и успела выгодно "продаться" американцам, попутно став одним из крупнейших издателей на территории стран СНГ. И все это - за какой-то год! Браво - аплодируем стоя!

 

Не меньшей интригой побаловала компания AGEIA, анонсировавшая на той же Е3 физический ускоритель PhysX, которому уже сегодня многие пророчат светлое будущее. Сей загадочный девайс представляет собой стандартную PCI-плату с центральным процессором, состоящим из 125 млн. транзисторов, а заниматься он будет тем, что снимет нагрузку по расчету внутриигровой физики с центрального процессора и заметно ускорит ее обработку, благодаря чему у разработчиков появится возможность создавать непередаваемо реалистичные игры без потери общей производительности. Несколько компаний уже объявили о поддержке таких ускорителей в своих грядущих проектах, а массовое производство экземпляров должно начаться во втором квартале 2006 года. Читайте подробности в материале Антона Борисова.

Радостным событием для всех игроков стал выход первой полностью белорусской игры "Койоты: Закон пустыни" от минской команды Arise. Хотя проект и не стал прорывом в жанре, пресса приняла его достаточно тепло, тонко подметив, что "начало положено". Будем надеяться и верить, что это действительно только начало, и вслед за "Койотами" последует целая плеяда первоклассных отечественных разработок.

А что происходило в 2005-м у зарубежных разработчиков и издательских компаний? Громким скандалом и раздором в коллективе отметилась id Software (читай материал Юрия Дроздова где-то неподалеку), хотя до приснопамятной Rockstar Games ей ой как далеко. Вот уж кто действительно гремел по всему миру! Скандал с модификацией Hot Coffee, скрытно присутствующей в каждой лицензионной версии игры и позволяющей игрокам осуществлять м-м... виртуальную любовь, заставил Rockstar не только пережить несколько неприятнейших часов в зале суда, но и изъять из продажи множества магазинов первоначальный тираж игры, заменив его более "мягким", с точки зрения возрастных ограничений, контентом. Что ж, как говорится, за что боролись, на то и напоролись, поделом им.

Хотя за бортом нашего повествования осталось еще множество интересных событий, имевших место в прошедшем году, пора переходить непосредственно к героям нашего "Досуга". Игры 2005-го нас откровенно порадовали. И хотя таких монструозных хитов, какими были в 2004-м HL2 и "Хроники Риддика", в прошедшем году мы так и не увидели, приблизиться к пьедесталу почета удалось достаточно многим. Начнем, как водится, с самого популярного (и в народе, и у разработчиков) жанра - 3D-экшнов.

Итак, самыми громкими премьерами 2005-го единогласно стали: F.E.A.R., Quake 4 и Call of Duty 2. Первый щеголял отличнейшей графикой и потрясающим AI (при общей монотонности прохождения), второй оказался "золотой серединой", напрочь лишенной каких-либо значимых недостатков (равно как и сверхдостоинств), ну а третий попросту стал самым динамичным на сегодняшний день WW2-экшном. Если вы еще не играли в какую-нибудь из них, бегом в магазин, благо, все они этого заслуживают. Приз зрительских симпатий сорвал также отечественный "Вивисектор: Зверь внутри", оказавшийся очень правильной, интересной и занимательной разработкой. Самой нестандартной атмосферой порадовал насквозь ковбойский GUN (которому слегка не хватило хорошего дизайна и высокобюджетного лоска), а провалом года в данной номинации следует считать совершенно никакой Pariah, не выполнивший ровном счетом ни одного из своих многочисленных обещаний. Ну и, разумеется, в жанре онлайновых мультиплеерных экшнов абсолютно все сливки собрал могучий Battlefield 2 - мы даже оценок приводить не станем, ибо - колосс.

Закрывая тему самого именитого жанра, мне остается лишь привести оценки вышеназванных проектов ведущими российскими журналами и сайтом Absolute Games.

F.E.A.R. ("Игромания" - 9.0; "Страна Игр" - 78%; AG -75%)

Quake 4 ("Игромания" - 8.5; AG - 60%)

Call of Duty2 ("Игромания" - 9.5; AG - 70%)

Вивисектор: Зверь внутри ("Игромания" -8.0; "Страна Игр" - 75%; AG - 67%)

Поклонники стратегий в этом году тоже без вкуснятины не остались, причем у них выбор был куда более богатый. Пресловутая Age of Empires 3, которую все так самозабвенно ждали, оказалась очень красивой и... вторичной до неприличия игрой, с абсолютным минимумом свежих идей. Впрочем, все равно стратегия качественная, потому и тепло принятая народом. Заметно более интересными оказались две игры от господина Питера Мулине, одну из которых можно отнести к стратегиям лишь с натяжкой. Black&White 2 и The Movies надолго стали "нашим всем" - пусть и не идеальными, но уверенно качественными в каждой мелочи проектами. Отечественные разработчики также не давали скучать: в череде WW2-стратегий уверенным маршем пронеслась "Блицкриг 2", надолго установившая планку качества для военных стратегий. Самой же необычной по праву считается Darwinia - арт-хаус от мира стратегий, с честью доказавший, что не в графике дело. Крайне необычный процесс и внешность не помешали 30-мегабайтной игре снискать всенародную любовь. Ну а титул "самой-самой" можно уверенно присуждать Civilization 4 - вот уж где мнения не разделились. Пресса подтвердила единодушно. Ну и одной строкой упомянем качественные UFO: Aftershock, The Settlers: Heritage of Kings, и Empire Earth 2.

AoE3 ("Игромания" - 8.0; "Страна Игр" - 86%; AG - 61%)

B&W2 ("Игромания" - 9.0; "Страна Игр" - 7.0; AG - 51%)

The Movies ("Игромания" - 9.5;; AG - 80%)

Блицкриг 2 ("Игромания" - 9.0; "Страна Игр" - 90%; AG - 73%)

Darwinia ("Игромания" - 8.5; AG - 83%)

Civilization 4 ("Игромания" - 9.0)

Ролевые игры особым изобилием не баловали (кстати, картина, становящаяся потихоньку правилом), хотя несколько первосортных вещей все же появилось. Во-первых, самым главным хитом года, пожалуй, стоит признать еще одну игру от Питера Мулине (ну до чего ж плодовитый дядька!) - Fable: The Lost Chapters, которая надолго отняла у миллионов людей покой и сон. Торжество дизайна и сюжета пришлось по вкусу и игровым СМИ - оценки были сугубо положительными. Второй строчкой идет Dungeon Siege 2. Несмотря на мое личное недовольство уровнем продолжения, продавалась игра очень хорошо, и снискала себе немало поклонников как за рубежом, так и в пределах нашего миролюбивого государства. Неплохо показали себя также Sacred Underworld (банальный, но качественнейший адд-он) и Star Wars: Knights of the Old Republic 2 ("полноценная" вторая часть, по сути, недалеко ушедшая от адд-она). Кроме них, под занавес года натурально "выстрелила" очередная Diablo-убивца от братьев-славян с благозвучным именем "Магия Крови". Ознакомиться с ней успели еще не все, но, по слухам, вещь очень стоящая - непременно читайте наш репортаж в следующем номере. Больше ролевок в этом году мы не увидели.

Fable: the Lost Chapters ("Игромания" - 9.0; "Страна Игр" - 84%; AG - 87%)

Dungeon Siege 2 ("Игромания" - 7.5; "Страна Игр" - 70%; AG - 63%)

Sacred Underworld ("Игромания" - 7.0; "Страна Игр" - 72%; AG - 49%)

Star Wars: Knights of the Old Republic 2 (AG - 63%)

Магия Крови ("Игромания" - 8.5)

Едем дальше... причем на этот раз действительно едем. А также бежим, летим, плывем и совершаем прочие поступательные движения, ибо на очереди у нас симуляторы. Из-за малого количества представителей по "разделам" симуляторного искусства, решено было свести спортивные и технические симуляторы в одну рубрику. Итак, на четырех колесах нас в 2005-м лучше всех возил неподражаемый NFS: Most Wanted, хотя при желании поездить можно было и в GT Legends, и в GTR - FIA GT Racing Game, и даже в Lada Racing Club или еще каком "Адреналин-Шоу" от отечественных разработчиков. Но никому из них не удалось даже приблизиться к самой красивой и "драйвовой" игре современности. Хотя Juiced попыталась это сделать, но в силу объективных причин так и не смогла. А на двух колесах безраздельно властвовал Moto GP3, оказавшийся на поверку и красивым, и вполне себе хардкорным. Среди спорт-симов все куда проще: NBA 2006, FIFA 2006 да NHL 2006 - расставлены в порядке их "крутости" и общей проработки. Конкуренцию им смог составить разве что альтернативный Pro Evolution Soccer 5, год от года переманивающий на свою сторонку по несколько тысяч поклонников виртуального футбола. Плюс также очень качественный Tiger Woods PGA Tour 06 - практически идеальный симулятор гольфа для всех. Оценки приводить для них мы не станем - поскольку все игры качественные, но не без недостатков, а играть вы будете все равно не из-за оценок, а исключительно потакая собственным предпочтениям. А вот среди космосимов блеснула-таки яркая звездочка под названием X3: Reunion. Всем поклонникам - не пропускать ни в коем случае! Напоследок несколько оценок (выборочно).

NFS: Most Wanted ("Игромания" - 8.5; AG - 88%)

Tiger Woods PGA Tour 06 ("Игромания" - 8.5)

X3: Reunion ("Игромания" - 8.0; AG - 97%)

FIFA 2006 ("Игромания" - 8.0; AG - 80%)

В этот раз мы решили выделить в отдельную категорию игры, действие которых происходит преимущественно от третьего лица. Причем сюда войдут и явные аркады, и симуляторы, и даже "сборные жанровые солянки". И абсолютным, непререкаемым лидером в данной номинации становится... GTA: San Andreas! Как бы мне не хотелось говорить эти слова, но вышеупомянутый проект сорвал в этом году все аплодисменты - и по количеству проданных копий, и по скандалам, и по размеру пантеона поклонников. Что ж, остальным кандидатам было весьма трудно в тени такого гиганта, но свои пять минут славы заслужил каждый из них. К примеру, однозначно лучшим и красивейшим stealth-экшном следует считать Splinter Cell: Chaos Theory, поднявшим планку реалистичности подобных игр на качественно новый уровень. В среде брутальных слэшеров никому не оставил шансов новый Prince of Persia: The two Thrones. Увы, не удалось взять планку хороших продаж гениальной Psychonauts от талантливого Тима Шеффера. Та же участь постигла и великолепную Scrapland от еще одного гейм-гуру - Американа МакГи. А вот горячо многими ожидаемый The Matrix: Path of Neo почил в бозе вполне заслуженно - на сегодняшний день уровень игры явно не дотягивает до лучших представителей жанра. Примерно рядом с ним примостилась и Blood Rayne 2. Зато приятно удивил вышедший под занавес года первый вменяемый симулятор мертвеца - Stubs the Zombie: rebel without a pulse, оказавшийся к тому же настолько юморной и стебной игрой, что ему впору было бы присудить приз зрительских симпатий. А вот как оценили эти игры СМИ.

GTA: San Andreas ("Игромания" - 9.5; "Страна Игр" - 83%; AG - 84%)

Splinter Cell: Chaos Theory ("Игромания" - 8.5; AG - 85%)

Psychonauts ("Игромания" - 9.0; AG - 95%)

Stubs the Zombie: rebel without a pulse (AG - 87%)

Кратенько пробежимся по списку квестов ушедшего года. "Кратенько" - потому что было их, как говорится, раз, два - и обчелся... Ну, во-первых, порадовал поклонников последней частью незабвенный сериал Myst, отметившись игрой Myst: End of Ages. Кроме него, свет увидела целая плеяда квестов "категории Б", таких, как Black Mirror, ECHO Secrets of the Lost Cavern, Still Life, The Moment Of Silence... Среди них разве что последний смог привлечь какое-то внимание прессы. Зато была одна игра, реально перевернувшая наши взгляды на то, каким вообще должно быть интерактивное приключение. И хотя чистокровной adventure ее не назовешь, Fahrenheit удалось стать для многих людей чем-то гораздо большим... Зацепила она практически каждого, кто осмелился приобщиться.

Myst: End of Ages ("Игромания" - 8.5; AG - 57%)

The Moment Of Silence (AG - 69%)

Fahrenheit ("Игромания" -9.0; AG - 83%)

Ну а теперь самая интересная категория: "Вне жанров", она же - "Лучший сплав жанров", которая, по-видимому, даже и не собирается умирать. Итак, одной из самых шокирующих, атмосферных и, вообще, неповторимых игр в этом году была несравненная "Мор. Утопия", к сожалению, многими так и недооцененная. Вобравшая по чуть-чуть от каждого жанра, в итоге "Мор" оказалась настолько шедевральной, что многие играют в нее (и переигрывают!) и по сей день... Помимо этого, теплые воспоминания оставил отвязный мыше-файтинг под кодовым именем Rag Doll Kung Fu - вот где спокойно уживаются тонны смеха и чистого незамутненного fun'a. Однозначно рекомендую ознакомиться. Эти две игры - хотя и по совершенно разным обстоятельствам - способны вырвать вас из окружающей действительности о-о-оч-ч-чень надолго. А вот какие оценки поставили играм:

Мор. Утопия ("Игромания" - 5.5; "Страна Игр - 84%; AG - 85%)

Rag Doll Kung Fu ("Игромания" - 8.0; AG - 68%)

Приношу свои извинения тем, чьи любимые проекты так и не попали на страницы нашего обзора - по субъективным причинам, здесь мы рассмотрели лишь самые яркие и массовые проекты уходящего года.

На этой позитивной ноте позвольте откланяться. Впереди целый новый год, и мало кто сомневается в том, что он будет еще более интересным и непредсказуемым, чем год ушедший. А мне остается только пожелать вам здоровья, удачи и благосостояния. Ну и, конечно, игр - хороших и разных!

Highcoaster,
highcoaster@list.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!