Территория звука. 2006-й...

Итак, это очередная "Территория звука". Сегодня я буду ругаться... ругаться на разработчиков ПО, поскольку они это заслужили в полной мере. Возникает серьезный конфликт, и от его разрешения в производственной части звукоиндустрии может очень многое поменяться. Причем удивляет сама простота и в некотором смысле абсурдность ситуации. Разработчики вообще, то есть, совсем (!) перестали придумывать что-либо новое, а занялись чистой, во многом топорно сделанной рекламой. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Поехали!


Стефан Бернси слукавил

Если кратко, то, как вы помните, Стефан Бернси (Stephan M. Bernsee) ушел в 2004-м из фирмы Prosoniq, которую он, собственно, сам и основал, и продолжил свою деятельность в качестве независимого разработчика-консультанта, для чего был создан сайт и, соответственно, брэнд OSXTools. На NAMM 2006 компания Steinberg объявила о выходе 6-го WaveLab с новым алгоритмом питч-шифтинга/тайм-стретча DIRAC. Я все время думал, зная старую одноименную программу, при чем здесь питч-шифтинг и т.п.? А оказалось, что тот DIRAC, о котором шла речь, был разработан Стефаном Бернси в рамках OSXTools. Причем, скорее всего, это очередной клон или развитие его предыдущих знаменитых алгоритмов MPEX и MPEX 2. Торжественно заявляя о том, что с платформой Windows он больше никогда не соприкоснется, Бернси очень сильно лукавил - во-первых, все решают деньги, и если Steinberg заплатила, то DIRAC будет и для PC, и для Mac.

Во-вторых, разработать новый алгоритм такого уровня "с нуля" буквально за год-полтора практически не реально, а вот перенести MPEX на Мас-платформу, обозвав его DIRAC, - более чем. Причем MPEX в продукции Steinberg был всегда (по-моему, только в WaveLab его и не было, а в Cubase и Nuendo - был), то есть, ничего необычного в данной ситуации и нет. В-третьих, лукавству Бернси можно найти и другое достаточно убедительное подтверждение - одновременно с выпусками и обновлениями DIRAC на сайте Prosoniq появлялись новые версии Time Factory для Windows с обновленным (!) алгоритмом MPEX 2.

 


Программа "икс"...

Другой интересный момент. Предлагаю вашему вниманию программу "икс". Мультитрек аудио/MIDI. Со стороны аудио поддерживаются ASIO, VST, VSTi, многоканальность расширяется до 64 одновременно задействованных входных каналов и 16 выходных, surround-микширование, частоты дискретизации до 192 Кгц, разрядность до 64 бит. В плане MIDI - 64 канала IN/OUT, модуль использования нотного письма и так далее. В комплекте поставки множество плагинов эффектов стерео/surround. А теперь скажу... что программа "икс" существует, разработана компанией Frieve и называется Music Studio Independence. Стоит она... $39. Никаких нулей после девятки нет.

Вот потому-то все на Макинтоши и посваливали. То, что там считается супер ноу-хау, для рынка РС-совместимых является уже давно пройденным этапом. Мой знакомый по переписке недавно сказал следующее, перевожу дословно: "Наконец-то цены на профессиональное звуковое ПО для РС и Мас сравнялись...". Этого не может быть по сути, уже буквально через год только редкие пользователи РС захотят платить за софт по Мас'овским ценам. Разве что любители или фанаты Nuendo и тому подобного. Зачем нам эти Мас'и? Ну вот зачем? Профессиональные "железные" интерфейсы - есть, мощная операционная система, поддерживающая мультимедиа, - есть, софта - выше потолка. И тут IK Multimedia выпускает плагин-ревербератор и назначает на него цену $399. Откуда такие цифры? Может, теперь и Nullsoft выпустить WinAmp за $500? Почему? А потому, что они крутые-тире-самые лучшие, и на других платформах их программа может стоить огромных денег. Так вот, WinAmp за $500 - это утопия, поскольку сразу же появится множество бесплатных или дешевых конкурентов. Точно такая же ситуация и со звуковым ПО. Крутили-вертели, а тут бац, и профессиональный мультитрек за $39.

Рынок должен разделиться и весьма существенно. Поэтому сейчас стоит обращать пристальное внимание на софт, разрабатываемый только для РС-платформы, а на Мас'ах - пусть они там бесятся, "удивляя" своих пользователей уже давно пройденным.


Страсти вокруг Prophet-5

Помнится время, когда эмуляторов бас-машины Roland TB-303 было превеликое множество. На самом деле, данное устройство имело и имеет очень хорошее современное модное звучание и простейшую схемотехнику. Поэтому его весьма просто реализовать программно, что и сделало множество разработчиков. Тенденция массового стремления в одинаковые ниши вплоть до эмуляции одних и тех же устройств сохраняется и сейчас.

Компания Sequential Circuits, впоследствии купленная корпорацией Yamaha, выпускала достаточно популярные синтезаторы серии Prophet. Первая эмуляция появилась у Native Instruments и сейчас существует в виде программного VSTi Pro 53. Французская компания Arturia, некогда выпустившая весьма громоздкую виртуальную студию Storm (а в то время (2000 год) виртуальные студии были очень модны, вспомним Reason, Reaktor, Fruity Loops (FL Studio), Orion, AudioMulch), начала создавать для нее набор программных инструментов.

Изобретения чего-то собственного и трехлетний поиск своей ниши на рынке виртуальных студий не привели к успеху, да и сама эта ниша практически провалилась в небытие, за исключением FL Studio и Reaktor. Поэтому, особо не задумываясь, Arturia сделала очень хорошую ставку на выпуск эмуляторов известных моделей старых аналоговых синтезаторов, не привязанных к их студии, а выпускаемых в популярных стандартах VST, AU, MAS, RTAS, DXi. Причем свои разработки они показывали на крупнейших выставках NAMM и AES, чем привлекли внимание общественности.

Первой реинкарнации подверглась аппаратная система Moog Modular System 3C и стала называться Moog Modular V, после этого состоялись программные эмуляции синтезаторов Yamaha CS-80V и Moog Minimoog. Затем достаточно удачно была повторена модель ARP 2600 и в 2005-м созданы VSTi физически синтезируемых духовых. Последним стал гибрид из двух моделей от Sequential Circuits - Prophet-5 и Prophet VS. О своем первом детище, виртуальной студии Storm, разработчики как бы и забыли, акцентируя свое внимание только на выпуске программных инструментов. Чтобы подчеркнуть профессиональность и эксклюзивность своих разработок, компания Arturia придумала такой ход - в основе их продуктов лежит уникальная технология TAE (аббревиатура от "True Analog Emulation" - "достоверная аналоговая эмуляция"), название которой ни о чем существенно не говорит, а внятной расшифровки на сайте нет. Естественно, как и во всех других случаях, касающихся супер-"analog modeling" технологий, речь идет об улучшенной эмуляции аналоговых элементов схем.

Кстати, Дэйв Смит из Dave Smith Instruments, достаточно долгое время провозившийся с некогда популярным программным синтезатором Reality от Seer Systems (он был одним из его разработчиков), вообще считает, что со всеми этими "компьютерными эмуляциями" аналоговый звук сильно теряет, и сейчас он занялся разработкой новых аппаратных аналого-цифровых синтезаторов. То есть, человек из мира компьютеров перешел в мир аналогового звука. Но мы не совсем об этом, хотя данный пример ярко демонстрирует реальную ситуацию. Вернемся к Arturia.

Что-то подозрительно много "ямахи", напомню, что Sequential Circuits была приобретена ими. Открываем Altavista, набираем в строке поиска "Arturia Yamaha". Упс-с. 29 июля 2005 года между компаниями Arturia и Yamaha Corporation of America было заключено соглашение, в результате которого Yamaha берет на себя все полномочия по представлению, продвижению и продаже всей продукции Arturia на территории США. Естественно, "инструменты Arturia великолепно подходят для рабочих станций Steinberg (если кто еще вдруг не знает - Steinberg принадлежит Yamaha Corp.)" и так далее. Ну и все, в принципе, понятно, а именно: зачем Arturia понадобилось выпускать эмуляцию Prophet-5.

Еще красивее выглядит ситуация у CreamWare. Они полностью внешне воссоздали Prophet-5 в виде аппаратного устройства, которое на самом деле является чисто цифровым, имеет внутреннюю обработку на уровне 32 бит/44,1 Кгц, может подключаться к компьютеру через USB-порт. Называется Pro 12. Это один из "восстановленных" синтезаторов серии asb (аббревиатура от "authentic sound box"), где уже есть Minimoog (Minimax) и Hammond B3 (B 4000).


Разбор полетов

Судя по всему, со временем синтезатор Prophet-5 будет считаться чуть ли не лучшим за всю историю, причем в своем виртуальном воплощении. А новые синтезаторы типа Absynth, Reaktor, Neuron VS очень сложны для понимания современного музыканта, ему нужно взять что-то понятное из 80-х с тремя ручками, прочитать, что с эмуляцией аналогового звука все тип-топ. А то, что практически ничего нового не изобретается, так это по барабану. По-моему, индустрия наступает на те же грабли, от каких она получила в момент внедрения сугубо цифрового синтеза до перехода на компьютеры. Напомню, что тогда ничего путного из этого цифрового синтеза во всех его видах не вышло, и индустрия перешла на сэмплеры, то есть записанные звуки.

В этой ситуации прав Дэйв Смит, который из виртуального мира переключился на реальный, и сейчас, в 2006-м году, делает новые аналоговые синтезаторы. Если уже все так "увлечены" этими аналоговыми устройствами, не только синтезаторами, но и компрессорами, эквалайзерами, примитивными ленточными ревербераторами, так пусть их и используют в реале. А то получается молоко, сделанное из воды, эмулятора вкуса, цвета, запаха, витаминов, минеральных веществ, растительного жира и белка, стабилизаторов и консервантов. Вроде, и корова дает молоко, и химия, правда, химия дает молоко, "идентичное натуральному". Здесь - то же самое.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

05 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!