Территория звука. 2006-й...

О как время летит. Уже 20-й выпуск "территории" на пороге. Юбилей, можно сказать. И чем же ваш покорный слуга в этот юбилей занимался? На самом деле тестировал, тестировал и еще раз тестировал... мультитрековое ПО, между прочим. Ранее я писал о том, что, например, в ACID, Cool Edit и Cubase "движки" сведения разные, поэтому на выходе мы получаем разные wav-файлы. Многие со мной спорили, доказывая абсолютную идентичность этих файлов. И даже говорили о том, что, не зависимо от того, где сводится, если треки находятся в одинаковых условиях (баланс громкости и панорамные положения), результаты будут идентичными и модуль сравнения в WaveLab не покажет различий. И хотя они уже будут отличаться из-за служебной информации, в них прописываемой, я решил, как говорили во время перестройки, углУбить процесс. Причем для сравнения взял на вооружение не модуль из WaveLab, а обыкновенную программку FileCompare (www.viasoft.ru), которая сравнивает два файла побайтово. А все wav переводил в RAW PCM формат для того, чтобы удалить заголовки и служебную информацию от программ. То есть оставлял только блок данных.

Опыты длились около двух дней. Я подготовил много скриншотов, но, наверное, в их приведении нет смысла, гораздо проще рассказать вам о результатах. На первом этапе опытов я взял изначально три аудиофайла (которые размещал после на трех аудиотреках программ с определенно заданными значениями уровней и панорамных положений, причем обнулил все программные эквалайзеры, компрессоры и другие FX'ы в треках).

Потом в каждой из программ, если это было возможно, я менял текущую разрядность сведения проектов, работая и в 16, и в 32, и в 64 битах, соответственно, а финальные миксы (три файла) выпускал в 16-ти. Причем, файлы, подготовленные в одной и той же программе, но с разной разрядностью проектов отличались друг от друга.

Потом я начал сравнивать результаты всех программ между собой. Расхождения между ними получались достаточно значительными. А когда я решил добавить MIDI-трек с одним и тем же VSTi и одной и той же мелодией, плюс подключил VST-эффект реверберации, установив во всех программах одинаковые настройки для них, ситуация полностью вышла из-под контроля. Файлы стали отличаться разительно. Не знаю, с чем это связано, может, с программными задержками и т.п., но напрашивается только один вывод - все программы имеют разные "движки" сведения! Что и требовалось доказать. В принципе, это было и так очевидно, и мне не нужно было бы готовить порядка 50 файлов и делать огромное количество сравнений, но это утверждение требовало доказательства.

Чтобы вы лучше поняли, почему "это очевидно", я приведу параллельный пример сравнения мультитрековых программ с автомобилями. Все они ездят, имеют двигатели и т.п. Но у каждого производителя есть свои скрытые ноу-хау плюс собственная база комплектующих. Поэтому мы и отличаем как марки, так и модели. В мультитрековом софте - то же самое. Причем в проведенных тестах я не ставил задачу найти лучший мультитрек, а просто показал, что они по-разному сводят.

 

Теперь перейдем к железу. Есть повод...


E-mu 0202 USB

Сначала планируемая цена - $129.99. Потом описание... E-mu 0202 - это USB 2.0 аудиоинтерфейс, осуществляющий запись и воспроизведение на уровне 24 бит/192 КГц. Имеется встроенный сверхмалошумящий микрофонный/линейный/гитарный (Hi-Z) предусилитель (-127дБ EIN) с дополнительным усилением 60дБ, плюс еще один встроенный сверхмалошумящий линейный/гитарный (Hi-Z) предусилитель (-127дБ EIN) с дополнительным усилением 60дБ (оба класса А), осуществлен прямой (direct) мониторинг с нулевой задержкой, питание поступает через USB. В принципе, это достаточно легкий в плане возможностей интерфейс, хотя, с другой точки зрения, дополнительным ПО он напичкан до отказа. Здесь вы встретите легкие версии программ от Ableton, Steinberg, IK Multimedia, Cakewalk и собственную разработку E-mu - Proteus VX. Устройство появится в продаже в июне этого года.


Проанализируем?

Устройство с маркировкой 0202 уже было в арсенале E-mu, только в виде дочерней платы входов/выходов для устройства 1212М. Если вы прочитаете его (1212М) спецификацию, то увидите много интересного, то есть, 0202 USB - это очень урезанный вариант, в котором нет ни цифровых входов/выходов, ни многоканальности, ни встроенного эффект-процессора, ничего, в общем, практически голые АЦП/ЦАП + предусилители, нет даже MIDI. Многие обозреватели, конечно, зацепились за эту разработку, и действительно - профессиональное качество за такие небольшие деньги!

Только вот, бродя по интернету, я вышел (www.ddrum.nl/?id=4&fid=16) на еще одно новое устройство от E-mu, которое все почему-то обошли вниманием - USB аудио/MIDI-интерфейс E-mu 0404 USB (не путать с одноименной PCI-платой, у которой располагается "вермишель" из проводов в зоне разъемов). Там есть и MIDI, и цифровой S/PDIF (оптика/коаксиал), и фантомное питание для микрофона. И стоит оно ненамного дороже - $199.99.

Таким образом, получается, что E-mu достаточно тихим образом переводит все свои PCI-разработки в виде USB-устройств, урезая и делая бюджетными цены. В принципе, данную политику можно назвать очень разумной, поскольку, анализируя прошедшие выставки NAMM и Musikmesse, можно определенно сказать, что звуковые устройства плотно "пересаживаются" на USB. Причем, что интересно, не на Firewire, как это видело множество производителей, а именно на USB. Это второй всплеск интереса к данному стандарту, причем более качественный всплеск. Ведь раньше USB-интерфейсы выпускались со множеством входов/выходов, поддержкой всего и вся, и цены на них скакали как бешеные.

С другой стороны, лично я пока не сторонник USB-интерфейсов в звуке (за исключением отдельных профессиональных и дорогущих АЦП и ЦАП производства Apogee, AQVOX, April Music). Мне больше нравится идея развития видеокарт и новой серии звуковых плат Creative X-Fi, между которыми можно ставить практически знак равенства. Ведь и здесь, и там стоит мощный DSP, на борту имеется оперативная память. Именно эти параметры нужно наращивать в первую очередь. А то пока все решали, качественный или нет встроенный кодек АС'97, убивший рынок дешевых комплектующих, видеокарты просто фантастически развились и продолжают модифицироваться. А что касается звука, то мы уже почти пять лет ходим вокруг одних и тех же параметров и технологий, думая: "А может, лучше USB", "А почему не Firewire?", "А поддерживается ли новая версия ASIO?". Вообще странно все в звуке на сегодня. Steinberg, занимаясь практически только производством софта, разрабатывает основной стандарт драйверов для всех аппаратных аудиоустройств, модифицирует его, определяет новые направления. И при этом все называют эту компанию Microsoft'ом в звуке. А в компьютерном аппаратном видео нет своего Microsoft'а, там всем управляют "железячники". Наверное, поэтому и прогресс в той области гораздо лучше. Тягомотина со звуком, в общем. Долгое время выпускалась PCI-плата E-mu 0404, и тут весной 2006-го анонс - теперь она будет в виде USB! А если посчитать по соотношению цена/возможности, PCI решения от E-mu сейчас выгоднее USB. Вот и вся арифметика.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!