Современные заводские многотиражки в эпоху on-line

Стенд Минпрома на 10-й выставке "СМИ в Беларуси" предоставил площадку экспозиции для специализированных изданий промышленных предприятий республики. И это здорово! Издания производственных объединений - явление уникальное. С зарождением заводов и фабрик появилась потребность информационного освещения достижений и проблем в многогранных коллективах трудовых сообществ. Так, энтузиастская мысль созидателей создала производственные печатные вестники, называемые "заводские многотиражки". Эти издания, рассчитанные на читательскую аудиторию производственников, не потеряли ее за долгие годы существования. Заводские многотиражки, сохранив свое лицо, прошли все: смену политических эпох, экономические кризисы и информационную конкуренцию сети интернет. И они не только выжили, никогда не снижая популярности у причастных рабочих людей, но и расширяют свою востребованность.

Например, газета "Беларус-МТЗ обозрение" получала как награды Верховного Совета БССР многие десятилетия назад, так и "Золотую литеру" победителя первого национального конкурса печатных СМИ РБ.

Парадокс! Когда во всем мире на фоне лавинообразного роста on-line изданий тиражи газет падают, у многотиражек, наоборот, наблюдается рост. Тиражи многих белорусских заводских газет составляют несколько тысяч, приближаясь по этому показателю к уровню общереспубликанской прессы.

Дело в том, что многотиражки освещают сегодняшний день предприятий и производственных объединений, которые могут быть центральным ядром регионообразующих и социальных конгломератов.

Например, Белорусский металлургический завод является основной индустриальной системой, формирующей бюджет и инфраструктуру Жлобина, а также всей металлургической отрасли в РБ. Соответственно, газета "Металлург", учрежденная РУП "БМЗ", создает то информационное наполнение, которое жителям региона и профессиональным металлургам куда интересней и важней, нежели обзоры мировых информационных агентств. В результате административные органы и культурно-просветительские учреждения используют базу пространства многотиражек для публикации своего контента, справедливо опираясь на эти СМИ, а не создавая новые. Это распространяется и на все остальные производственно-заводские издания, публикующие информационные и дискуссионные материалы для конкретных рабочих, инженеров, руководителей и всех заинтересованных граждан.

 

Многотиражка "Беларус-МТЗ обозрение" на выставке экспонировалась со своим собственным стендом и собственной промо-программой. Издание настолько вызывало интерес, что для знакомства со свежим номером люди ожидали по два часа его доставки на стенд. Не говорит ли это о том, что все-таки не всю информацию можно отыскать в интернете?

Что интересно, Министерство промышленности, оказывающее всяческую поддержку заводским многотиражкам (как, например, промоушн на прошедшей выставке "СМИ в Беларуси"), никак не вмешивается в процесс формирования контента. Нередки случаи прямой критики Минпрома на страницах заводских СМИ; редакции часто создают свои эксклюзивные индивидуальные тематики; за газетой остается выбор и методов распространения, среди которых часто используют и подписку через "Белпочту" для всех желающих в любом населенном пункте.

Для инженерной познавательности состояния отечественной технической мысли заводские многотиражки имеют очень полезные обзоры и аналитические материалы. Ну где, как не в газете "Сельмашевец", можно в подробностях узнать о бортовом компьютере, используемом в последней модели зерноуборочного комбайна Гомсельмаша для автоматического контроля параметров рабочих органов, анализа протекания технологического процесса и оповещения при возникновении аварийной ситуации? В том же "Сельмашевце" статья о проблемах передачи конструкторской документации в электронном виде между структурными подразделениями производственного объединения. Открыл газету "Металлург" со стенда Минпрома на выставке "СМИ в Беларуси". В глаза бросилась статья о компьютерной системе технологической автоматики прокатного стана. Не смог оторваться и дочитал до конца. Материал о новейшей электронной системе программного управления движением заготовки при прокатке стали на базе контроллеров SIMATIC действительно хорош.

Многие отечественные радиоэлектронные предприятия и производители вычислительных средств имеют свои заводские многотиражки. Например, оставил себе в стол последний номер газеты "Интеграл" одноименного НПО. Материалы самые разные. Меня заинтересовали три: о состоянии недавно освоенного производства кремниевых пластин диаметром от 76 до 150 мм и производства эпитаксиальных структур диаметром от 60 до 100 мм для стабилизаторов напряжения, тиристоров и транзисторов; о модернизации микросхемы 1473УД1Т и о ветеранах труда НПО "Интеграл". А вот на предпоследней странице и пример социально-административной функции многотиражки - планы КУП "Минсктранс" по организации движения общественного транспорта на площади Казинца, в месте расположения Интеграла. Почти что эксклюзив для жителей микрорайона!

Интересен процесс миграции многотиражек в интернет. Так как утрированно основное место заводской газеты можно охарактеризовать "в руках работника, возвращающегося домой после смены", то и ажиотаж, а тем более, полный переход к on-line в многотиражках не наблюдается. Но при этом во всемирную паутину заводские СМИ успешно интегрируются! Прежде всего, материалы газет, как правило, размещаются на сайтах их производственных предприятий. А, кроме того, материалы технической и другой направленности размещают отраслевые ведомства и организации. Постоянно запрашивают и согласовывают размещение контента многотиражек партнерские предприятия и отраслевые ведомства стран СНГ. Но прогресс с его все более доступными технологиями не остановишь, и редактора, с которыми мне удалось пообщаться, все равно планируют создавать сайты, дублирующие печатные версии многотиражек.

К вопросу о феномене "многотиражки". Трудно сказать, где появилась первая газета "о предприятии для рабочих" - на Западе или Востоке, но в современном глобалистическом обществе рационализма и коммерции базовая идея такой газеты трансформировалась в так называемый формат "корпоративного издания". Такие издания имеют подавляющее большинство успешных западных производственных корпораций. Со времени становления отечественного частного бизнеса многие солидные коммерческие фирмы обзавелись такими бюллетенями в Беларуси. Проекты по созданию собственных "многотиражек" постоянно возникают и в белорусских IT-фирмах. У меня хранятся номера "корпоративок" "МиСофт", "Софтлайн", Ассоциации Компаний Информационных Технологий.

Руководители западных компаний утверждают, что "корпоративное издание" - это важнейший инструмент PR, рекламы новинок и патернализма среди персонала, и это изобретение именно западного бизнеса. Такие издания даже описываются в западных рыночных методиках как эффективные способы маркетинга и социального взаимодействия. Кто первый - вопрос спорный. Мне помнится, когда Hewlett-Packard только начинала свой брэндинг в РБ, менеджеры на одной из партнерских презентаций представляли ежемесячное издание - корпоративный бюллетень как инновационный инструмент повышения производительности труда и информационного насыщения целевой аудитории. В ответ на это присутствующий белорусский журналист заметил, что советские многотиражки давно реализовали эту идею, пока западный бизнес только размышлял и просчитывал ее выгоду.

В заключение предлагаю два коротких тематических интервью с 10-й международной специализированной выставки "СМИ в Беларуси".

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by


Карпейчик А., и. о. главного редактора издания Министерства промышленности "ТЭО":

- Никакое другое издание, кроме многотиражки, не пойдет с освещением действительно насущных забот на производстве непосредственно к инженеру-разработчику, технику-наладчику или рабочему-станочнику.

- Много ли производственных СМИ спонсирует Минпром?

- На самом деле Минпром заводские издания не спонсирует. Многотиражки существуют за счет собственных средств предприятия и его работников. Предприятие, как учредитель, как раз и формирует всю политику издания самостоятельно. Но Министерство промышленности старается в меру сил помогать заводским многотиражкам для популяризации этих замечательных газет. Сейчас в Беларуси насчитывается 14 производственных многотиражных изданий.

- Какова ваша оценка нынешнего состояния заводских многотиражек?

- Состояние дел постепенно улучшается год от года. Это касается и объемов выпуска, и информационного наполнения, и качества полиграфии. Если считалось, что стандарт для многотиражки - 1 выпуск в неделю, то сейчас многие переходят к режиму по несколько номеров в неделю. Тематика публикаций также значительно расширилась.

- Ваш журнал "Техника. Экономика. Организация" освещает технические достижения отечественной электронной промышленности?

- Да, в том числе и этой отрасли промышленности. Например, мы рассказывали о лауреатах отраслевой премии в области науки и техники за 2005 год в номинации "Микроэлектроника, радиоматериалы и технологии производства изделий в области микроэлектроники", которыми стали разработчики оборудования автоматической пайки кристаллов мощных полупроводниковых приборов в защитно-восстановительной среде. Белорусская силовая электроника благодаря этой разработке укрепила свою конкурентоспособность на рынке.


Пинюта А., главный редактор издания "Беларус-МТЗ обозрение":

- Наука, техника, созидание и человек труда - основные материалы многотиражки.

- А чем "Беларус-МТЗ обозрение" отличается от других изданий?

- Половина места в нашей многотиражке отводится для публикаций по тематике Минского тракторного завода. Мы пишем о наших недостатках, наших достижениях, наших планах и злободневных проблемах. Пишем о наших предприятиях-поставщиках и потребителях, освещаем отзывы многочисленных партнеров.

- Представляете ли на страницах газеты техническую сторону выпускаемой продукции и вопросы производства?

- В газете постоянно публикуется профильная техническая аналитика, выступления специалистов по техническим новинкам, дискуссии по сбыту и состоянию рынка продукции, вопросы отраслевого маркетинга.

- Что еще интересного присутствует в вашей газете?

- Среди прикладных тем: раздел для литературного объединения работников завода, спортивные обзоры, конкурсы молодых специалистов МТЗ, тематические страницы "Семья", "Зеленый дом", "Нашчадкi".

- Издание участвует в каких-то социальных проектах?

- На базе "Беларус-МТЗ обозрение" издается номер для администрации Партизанского района г. Минска, который распространяется среди населения района. К этому мы шли долго и последние несколько лет совместно с районной администрацией выпускаем такие номера. Это говорит об авторитете многотиражки среди жителей.

- Какие планы издания на ближайшее будущее?

- Мы собираемся переходить на полноцветную печать, не в последнюю очередь такое решение вызвано пожеланиями читателей. И, конечно же, будем создавать свой раздел во всемирной паутине интернет.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2006 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
Ну и ацто-о-о-о-ой!

Особенно запомнились строки:

" Ну где, как не в газете "Сельмашевец", можно в подробностях узнать о бортовом компьютере, используемом в последней модели зерноуборочного комбайна Гомсельмаша для автоматического контроля параметров рабочих органов, анализа протекания технологического процесса и оповещения при возникновении аварийной ситуации? "

Как говорится "Зачот!"