Возвращение в Зекистан

Название: Full Spectrum Warrior: Ten Hammers

Жанр: tactical action

Разработчик: Pandemic Studios

Издатель / в СНГ: THQ / "Бука"

Похожие игры: Full Spectrum Warrior, SWAT 4, Ghost Recon

 

Системные требования: CPU 1.5 GHz, 256 RAM, 64 Mb video (обязательная поддержка пиксельных шейдеров), 2.6 Gb free space

Оценка: 8

2004 год порадовал всех поклонников качественных тактических экшенов дебютным проектом команды Pandemic Studios - игрой Full Spectrum Warrior (далее - FSW). Будучи симулятором вполне реальной армии США, экшен предлагал взять под свое непосредственное командование отряд легкой пехоты, состоящий из четверки бойцов (каждый со своей специализацией). Яркий, запоминающийся, местами зубодробительно сложный FSW недавно обзавелся сиквелом, который стал идейным продолжателем заложенных в предшественнике традиций.


Так точно, сэр!

На данный момент симуляторы спецназа и небольших военных отрядов, заслуживающие самого пристального внимания игроков, можно пересчитать по пальцам. Если не брать в расчет оригинальный FSW, то можно вспомнить лишь SWAT 4 с аддоном Stechkov Syndicate. Что касается старой и любимой многими серии Ghost Recon, то можно поставить четкий диагноз: впала в маразм. Недавно вышедший Ghost Recon: Lockdown и грядущий Advanced Warfighter лишь подтверждают это предположение - разработчики пошли на поводу большинства и сделали банальные "стрелялки", где предварительному планированию и экипировке подчиненных не осталось места. Pandemic решили не огорчать адептов старой школы и отказались от этих сомнительных "революций" в геймплее. Ten Hammers, по моему скромному мнению, тянут, скорее, на увесистый аддон, нежели на полноценное продолжение. Самое интересное, что от этого совсем не обидно и вовсе нет чувства обманутости при игре за бравую четверку героев.

Поначалу, конечно, посещают мысли о том, что было бы неплохо сменить театр военных действий и перенести его из восточного государства Зекистан куда-нибудь в другое место. Однако рука сценариста неумолима: снова арабские декорации, снова американцы вместе со своими "тенями"-англичанами, снова агрессивно настроенные моджахеды из террористической группировки. В стартовом ролике предстоит познакомиться с бойцами двух групп, "Альфа" и "Браво", а потом пройти небольшую учебную миссию, где и становятся ясны основные отличия между двумя частями. С самого начала начинаешь проникаться симпатиями к своим братьям по оружию - чего стоит хотя бы представление каждого бойца перед беспристрастной камерой: для штатного пулеметчика религией стало его оружие, командир отряда не прочь поиграть в бейсбол, а автоматчик с юношеским рвением и прямолинейностью демонстрирует оригинальную татуировку на блестящем затылке. Отдельно взятый отряд легкой пехоты состоит из командира-сержанта, автоматчика, гранатометчика и пулеметчика. По уже сложившейся традиции, руководить придется целым отрядом, единично беря под свой контроль отдельно взятого солдата. Естественно, что раздавать указания только одному отряду не получится - придется покомандовать не только другим таким же отрядом, но и БМП. Сразу скажу, что такое будет только по большим праздникам, поэтому никакого официального читерства не предвидится.

Красноречивый пример Тома Клэнси показал, что в играх такого жанра сюжет играет второстепенную роль, не претендуя на оригинальность и изысканность. С Ten Hammers та же история: в обреченном Зекистане к власти стремится экстремистская группировка моджахедов, которые ведут себя не по-мужски - расстреливают почем зря мирных жителей, ведут артиллеристский огонь по силам миротворцев и всячески отвергают слово "демократия". Воспитывать бородатых представителей Востока берутся американцы и англичане (кто бы сомневался), которые поначалу тихо, а потом громко насаждают идеалы добра и мира. Дизайн тутошних уровней выполнен как всегда отлично, просто диву даешься, как можно спокойную и тихую поначалу улочку превратить в сущий ад. Несмотря на то, что цели в миссиях строго установлены, иногда можно выбирать, как пройти данный отрезок. Ненавязчивыми подсказками к успешному прохождению служат укрытия в домах, перевернутые машины (отдельные модели один в один повторяют реальные "Жигули", "КАМАЗ" и "ЛАЗ"), потайные ходы и прочее. Каждая мелочь, попавшаяся на глаз, действительно "работает": за автомобилем ненадолго можно укрыться от шквального огня, заняв позицию в окне небольшого домишки можно на счет раз перещелкать грозные пулеметные точки. Как я уже говорил, 12 миссий развернутся в восточных декорациях (улицы, доки, дворцы), которые изрядно намозолят глаза под конец кампании союзников. Синий объемный ромб не даст заблудиться в хитросплетении городских кварталов, а цели будут меняться в реальном времени: занять нужную позицию, прийти на помощь сослуживцам, уничтожить стратегически важный объект.


Маневрируем-с...

FSW не мыслим без тактики, ведь вокруг нее и строится весь геймплей. Если не вдаваться в конкретику, то можно выделить основной принцип, основанный на тесном взаимодействии двух групп: одни атакуют, а другие тем временем заходят во фланг или в тыл и уничтожают опасность. В каждой из миссий будут всегда доступны два отряда - "Альфа" и "Браво", между которыми легко переключаться нажатием всего одной кнопки. На нововведения начинаешь обращать внимание, когда руководишь одной группой и выбираешь их дальнейшие действия. Так, стал доступен штурм здания: бойцы выстраиваются по струнке и прокрадываются в помещение (каждый из солдат берет под свой контроль один из углов). Расширению подверглись и другие маневры: можно, например, задавать точку отхода при неожиданном попадании отряда под огонь; отправлять "засланного казачка" в разведку; двигаться в готовности немедленно открыть огонь на поражение. Немаловажной "фишкой" стала возможность делить стартовую четверку на пары - таким образом, общее количество групп возрастает до четырех и дальнейшее зависит лишь от фантазии игрока.

В отдельных эпизодах под наше командование попадают другие юниты (разведчик, снайпер, гранатометчик, БМП). Управление ими идентично родному отряду, за исключением БМП, которая представляет убойную силу. Из нее можно вести прицельный огонь как из пулемета, так и из штатного орудия. Однако никакие союзнические войска не заменят своих ребят, которых нужно беречь как зеницу ока. Как правило, в FSW: Ten Hammers смертельных ранений не бывает - товарища всегда можно взвалить на плечи одного из солдат и доставить в медсанчасть. По прибытии на место с тяжелораненым, настает черед врачей, которые быстро подлатают раны, пока бойцы запасаются боеприпасами из стоящих ящиков. Впрочем, постоянно носить подстреленных парней не удастся - после второго ранения боец в отряд не возвращается и считается героически погибшим. Так как сохранение здесь автоматическое и строго по чекпоинтам (которых немного), не исключена такая печальная ситуация, когда на самый финиш кампании вы придете буквально с парой вояк. Одним словом, мой вам совет: берегите близких - они вам пригодятся!


Миля в пустыне состоит из жары, песка и боли

Если говорить глобально, то графика не сильно изменилась в сравнении с предыдущей частью. Владельцам видеокарточек без поддержки шейдеров путь заказан, остальные смогут отметить вполне удовлетворяющую современным требованиям картинку - модели солдат выполнены очень тщательно, лица бойцов отражают широкий спектр эмоций, на экипировке можно рассмотреть практически любую деталь. Окружающий мир, а точнее, развалины строений, лакированные полы во дворцах и ржавчина на остовах вышедшей из строя техники радуют глаз поразительно четкими текстурами и этими самыми шейдерами. Взрывы, вспышки от выстрелов из оружия выглядят реалистично и падающие вниз струйки гильз уже не вызывают священного трепета - так и надо. За физику и интерактивность окружения как и два года назад отвечает Havok. Работу движка можно оценить при затяжных падениях снайперов и гранатометчиков с башен монастырей, а тотальному разрушению - воочию убедиться, находясь под шквальным огнем и прячась за щупленькой колонной (покрываясь постепенно летящей штукатуркой и щебнем). Свист пуль над ухом и оглушительные разрывы осколочных гранат удачно соседствуют с музыкой, выполненной в восточном стиле (при первой же опасности темп ускоряется и добавляются ударные нотки). Ну и, конечно, переговоры, которыми заполнен эфир и в которых так часто слышится чистый и незамутненный американский мат. Жизненно, знаете ли, добавляет немало драйва и атмосферы в боевые действия.

Локализованная версия, стоит признать, вышла оперативно - диалоги и ролики озвучить не успели (использованы русские субтитры - размер букв мог быть побольше), однако это не критично, ведь основные реплики радиопереговоров и так понятны. А вот сами разработчики умудрились сделать несколько раздражающих ляпов, на первое место из которых выходит AI союзников и противников. В большинстве случаев подчиненные слушаются приказов, грамотно прячутся за прикрытиями, вовремя замечают опасность и не перекрывают друг другу зону обстрела. Но иногда непроходимо тупят и чудят, отправляя отыгрывать с последнего автосохранения. Несмотря на выбранный режим "Двигаться в готовности", весь отряд может быть положен гранатометчиком, которого солдаты упорно не желают видеть. Еще больше веселят фокусы терроров, которые, мало того, что подчинены слепой воле скрипта, так еще порой беспорядочно мечутся прямо перед носом у наших войск и не желают взрываться на брошенной под ноги гранате. Не раз придется усмехнуться, когда жители будут удивленно спрашивать: "Почему вы нас не расстреливаете?" и с радостью предоставлять тонны (!) боеприпасов, спрятанных у них в домах. Впрочем, здесь дело, скорее, в пропаганде и этическом моменте, которыми руководствовались "пандемики".

Подводя итог, мы получаем продолжение достойной игры, которая обрела несколько новых особенностей, сохранив при этом следование традициям. Поставив уровень сложности на "Реалистичный", можно открыть для себя развлечение, как минимум, на неделю, а при использовании сетевых возможностей и еще дольше. К сожалению, ряд недочетов не был исправлен разработчиками - ждем FSW 3?

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "АДМ-опт"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!