Виктория. Революции

Название игры в оригинале: Victoria: Revolutions

Жанр: глобальная стратегия

Разработчик: Paradox Interactive

Издатель: "1C"

Похожие игры: Hearts of Iron I-II ("День Победы 1-2"), Victoria: An Empire Under the Sun ("Виктория: Империя под солнцем")

 

Системные требования: CPU 800 GHz, 256 Mb RAM, video 16 Mb, free space 1 Gb

Оценка: 7

К сожалению, "вдумчивые" дополнения появляются нечасто - слишком велик соблазн повысить количественную составляющую оригинала, мимоходом забыть о качестве и новизне, а затем испытать на себе ярость поклонников проекта. "Виктория. Революции" стоит особняком и к этой категории не относится. А шведы из Paradox Interactive между тем в очередной раз доказали, что любой глобальной стратегии можно обеспечить долгое существование.


Make love, not war

Шведские разработчики знают толк в глобальных стратегиях и не перестают это доказывать сразу на нескольких линейках своих игр. Самые известные - Hearts of Iron, Europa Universalis и Victoria. Фанаты "Виктории" ждали своего часа целых три года, на протяжении которых они неоднократно указывали девелоперам на их ошибки, писали свои пожелания по улучшению проекта на форумах и пытались максимально приблизить срок выхода дополнения. Разве три года - большой срок для тех, кто всего за один вечер успевает провести, например, Францию через три столетия мировой истории? Даже и оглянуться толком не успеешь...

Упомянутые в названии "революции" не стали главной особенностью адд-она. Даже, наоборот, ввели в заблуждение воинственно настроенных стратегов и получили в свою сторону немало критики. Угроза восстаний была и ранее, однако ожидаемого всплеска "народных шатаний" не случилось - все строго по учебникам истории, и лишь активное вмешательство в политику способно изменить заранее подготовленный сценарий. Делать это можно и нужно, вот только стоило ли делать акцент на этой прописной истине?

Тем не менее, "Виктория. Революции" справилась с самой главной задачей - она стала "мостиком" между первой частью этой игры и наиболее успешной Hearts of Iron. Отсутствие пятнадцати лет (с 1920-го по 1935-й годы) лишило нас революционной России, становления фашизма и мировой гонки вооружений. А ведь соблазн изменить события именно этого периода был велик... Увы, взять быка за рога сразу ни в коем разе не удастся - "Парадоксы" не стали выделять для этого отдельную кампанию, а предпочли поступательные действия со стороны игроков.

Отличия от оригинала значительны, но они скрыты от невооруженного взгляда. Карта мира, информационная панель, клавиши управления ходом событий, экран статистики - привыкать не приходится. "Виктория" - одна из тех немногих стратегий, в которых удовольствие получаешь не столько от манипулирования ползунками и щелканья кнопок, сколько от самого процесса управления страной. Например, отказ от вмешательства государства в экономику может привести к такой ситуации, когда вы не сможете строить и расширять заводы, прокладывать железнодорожные пути, нанимать и отпускать на вольные хлеба рабочих. Единственное, что остается - это неспешное прогуливание по информационным экранам, управление армией и колонизационной политикой. На последней остановимся подробнее, так как колонизация претерпела значительные изменения.


Реалистичность прежде всего

"Виктория" старается (и небезуспешно) быть реалистичной глобальной стратегией. В начале одной из четырех новых кампаний пройдитесь по обширному списку стран и выберите какую-нибудь Камбоджу. А теперь задача - постарайтесь выиграть, управляя этой страной (или хотя бы войдите в восьмерку сильнейших по прошествии ста лет). Боимся, что справиться с этим не смогут даже самые преданные поклонники серии, ведь даже если удастся как следует наладить экономику, то остаться в стороне от международных конфликтов и не стать предметом "дележа" для стран-титанов очень трудно. Фабрики будут регулярно страдать от нехватки сырья и работать себе в убыток, а армия так и не сможет показать значимый уровень силы. Досталось и колонизации: теперь, чтобы высадить свой десант на берегах чужой страны, нужно обладать достаточным уровнем медицины и вооружения. Без элементарных вакцин против малярии, чумы и бешенства колонизаторы не смогут протянуть и неделю, равно как и без пулеметов - негры или индейцы могут оказаться несговорчивыми. Последним рубежом стоит удаленность империи от колонии, что вполне логично и естественно. Однако и здесь проблема вполне решаема - в данном случае достаточно повысить уровень морской базы, который заметно увеличит возможное расстояние между агрессором и его жертвой.

Гранд-кампания начинается с 1836-го года и продолжается до 1935-го. Несмотря на возможность кардинально изменить ход мировой истории, чувствуется невидимая рука разработчиков, которые "случайными" событиями стремятся навязать именно тот вариант развития событий, который имел место быть на самом деле. В Российской империи умирает Пушкин, во Франции Луи Наполеон бежит из тюрьмы, а в Италии процветают идеи рационализма - выскакивающие информационные панели не оставляют выбора, они приводятся для "общего сведения" и тут же отнимают/прибавляют престиж, параметр культуры или промышленности. В особо важных случаях игроку предоставляется возможность выбора одного из двух решений, причем каждый вариант развития событий аргументируется подробными данными о последующей реакции со стороны народа и мирового сообщества.

Исследования не только прибавили в количестве, но и дают ощутимо больше бонусов. Как и в последней Civilization, выбирать "вслепую" не приходится - все "плюшки", которые достанутся после изучения конкретной технологии, перечислены в обширном списке и подкреплены числовыми значениями. А забыть о необходимости проводить исследования поможет еще одно нововведение - появляющиеся то и дело сверху иконки, которые информируют о нехватке сырья на одной из фабрик, "дырах" в государственном бюджете и т.п. Всего лишь один щелчок по ней - и мы переносимся к нужной провинции, а сбоку открывается требуемая панель. Просто, удобно, наглядно.


Те же грабли...

Но все же есть в "Революциях" и недостатки. Во-первых, это практически не изменившиеся озвучка и графика. Надоедающие уже со второй минуты прослушивания классические мелодии отключаются тут же, а непредусмотренная возможность формирования собственного плей-листа очень сильно досаждает. К графике претензий куда меньше, все-таки требовать от глобальной стратегии чего-то экстраординарного было бы глупо. Но добавить парочку красивых анимаций, сделать гамму поярче и нарисовать несколько эффектных видеороликов шведы могли бы.

Заявленная возможность перенести сохраненную игру из "Виктория. Революции" в "День Победы II. Новая война" радует, причем ожидаемых проблем с экспортом файла не обнаружилось - студия snowball.ru не поленилась основательно пропатчить адд-он, поэтому никаких глюков и вылетов в операционную систему замечено не было.

Остается только подвести итог, что появление дополнения "Виктория. Революции" лишний раз доказало умение Paradox Interactive выдавать на удивление качественные, "взвешенные" и умные адд-оны к и без того популярным сериям. Впрочем, ценителям и эстетам "Виктории" этого можно было бы и не говорить - сами давно поняли.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "ХИТ компани"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!