Комплекс долгосрочных мер

На прошлой неделе в Минске прошла 5-я практическая конференция "Эффективный маркетинг: Инструменты. Технологии. Практики". Мероприятие было организовано в рамках проекта "Дни высокой рекламы в Минске", проводимого не первый год для специалистов, работающих в сфере рекламы. На пленарном заседании в числе базовых стратегических тем обсуждались и маркетинговые средства интернет-пространства в нынешних условиях белорусских реалий. С докладом "Стратегии интернетизации бизнеса и государства" выступил председатель совета директоров TUT.BY Юрий Зиссер. Свое выступление Юрий Анатольевич, как подобает специалисту точных наук, начал с определения базовых понятий "Стратегия" и "Интернет-бизнес". Благо, сейчас интернет-поисковики позволяют быстро определить, что есть что. Хотя и с некоторыми "перегибами". Например, поиск по слову "стратегия" дает более 700 статей. Словарь В. И. Даля определяет стратегию как науку войны и учение о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств. "Глоссарий.ру" дает определение стратегии как взаимосвязанного комплекса долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к конкурентам. С определением понятия "Интернет-бизнес" несколько проще. Впервые данную концепцию стала продвигать в прошлом веке компания IBM. И, как показало время, родоначальники этого направления не ошиблись в ставках, в отличие от многих прогоревших идеологов закрытых средств корпоративного строительства. В классическом определении IBM, e-business - это деловая активность с бизнес-процессами, преобразованными с помощью информационно-коммуникационных технологий для целей повышения экономической эффективности и охватывающая целевые аудитории: потребителей, партнеров, персонал.

Эволюционная стратегия интернет-бизнеса для предприятий неминуемо проходит несколько этапов развития. Первый из них - внедрение интернет-маркетинга. В утрированной форме это означает создание собственных корпоративных сайтов с инструментами, позволяющими выполнять достоверные исследования и оценки. Сейчас это бурно происходит в нашей стране. Следующим этапом является интеграция отлаженной внутренней автоматизированной системы управления бизнес-процессами компании в интернет. В Беларуси в этом плане намечаются единичные случаи внедрений. Заключительным этапом на сегодня считается интеграция автоматизированной системы управления бизнес-процессами компании с автоматизированными системами управления бизнес-процессами заказчиков или потребителей в широком смысле через интернет. Предполагается, что реально данная интеграция начнется лет через десять.

Почему сейчас терпят неудачи одна за другой попытки внедрения электронного бизнеса в отдельно взятых структурах, вплоть до дискредитации стратегий e-commerce? Прежде всего, из-за попыток перепрыгнуть в третий этап, минуя два первых в увязке с глобальным развитием экономических отношений. Гигантские интернет-проекты одной, даже очень состоятельной корпорации, такие, как торговые площадки, интернет-биржи, "товаропроводящие сети" и прочие, - это попытки перепрыгнуть в третий этап, минуя два первых. То есть попытки начать внедрения новых средств работы с конца, не имея под собой реальных структурно-организационных предпосылок. Такие несистемные проекты очень часто обречены на провал, даже при идеальном исполнении. Это как пытаться внедрить эффективную систему компьютерного взаимодействия с филиалом, не принимая в расчет, что связь там работает с перебоями и не модернизировалась лет пятьдесят.

Правильной стратегией интернет-бизнеса является постепенное развитие с малого. Через сайты предприятия можно смело внедрять маркетинговые инструментальные средства, прием заказов, организацию доставки и оплату. В корпоративном сайтостроении белорусский бизнес, в общем-то, имеет определенные достижения. Юрий Зиссер привел такие данные: существуют 2589 сайтов предприятий, из них 1523 - строительство и недвижимость, 1013 - автомобили и транспорт, 239 - печатные СМИ, 187 - турагентства. Неплохие достижения и в электронной торговле: 1870 интернет-магазинов и каталогов товаров, из них 211 - бытовой техники и электроники, 194 - компьютерные, 206 - строительные, 167 - мобильные телефоны. Развитие Байнета видится перспективным. Уровень проникновения интернета будет расти высокими темпами. В 2007 г. прогнозируется, что рост рынка интернет-рекламы в Беларуси превысит 2 млн. долл.

Идея стратегических концепций электронных отношений в государственном строительстве принадлежит также IBM. Мало кто усомнится в удобстве электронного предоставления общественных услуг 7 дней в неделю и 24 часа в сутки, "принципом одного окна" через web, а также электронного диалога между государством и его гражданами. Неоспоримые преимущества получают и отношения предприятий с государством: возможность сдавать налоговые декларации по e-mail, электронные закупки для госнужд у лучших поставщиков и по оптимальным ценам как средство сокращения госрасходов, быстрое и беспрепятственное предоставление предприятиям правительственной информации, необходимой для бизнеса. И, наконец, улучшается работа между внутренними органами государства: эффективный информационный обмен между госучреждениями, ликвидация дублирования и противоречивости информации в различных ведомствах, контроль исполнительской дисциплины на всех этапах решения любого вопроса, выявление случаев мошенничества и коррупции благодаря учету. В Беларуси достаточно различных инициатив по внедрению информационно-коммуникационных технологий в жизнь на государственном уровне за последнее время: программа "Электронная Беларусь", создание Парка высоких технологий, поддержка Национального инфопарка, законодательные шаги по регламентации ЭЦП и электронных магазинов. Универсальная же стратегия любой интернетизации подразумевает общее развитие технических средств интернета на всех уровнях.

 

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

05 за 2007 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!