XIV Минская международная книжная выставка-ярмарка

С 7 по 11 февраля в Минске прошла очередная книжная выставка-ярмарка "Книги Беларуси - 2007". Традиционно информационно-презентационные мероприятия проводились в павильоне Национального выставочного центра "Белэкспо" по ул. Я. Купалы. В числе организаторов было Министерство информации Республики Беларусь. Всего на выставке разместилось более 600 участников из 16 стран. Отдельными небольшими стендами были представлены книгоиздатели Швеции, Китая, Молдовы, Литвы, США, Польши, Франции, Кубы, Индии, Великобритании и других стран. Самой большой по занимаемой площади была, наверное, экспозиция издательств Российской Федерации. Но почетным гостем выставки объявлена Украина. Вспомнилось даже, что во времена Советского Союза в Украине покупалось больше всего книг, в сравнении с остальными республиками СССР. Украинская экспозиция, занявшая центр выставочного павильона, выглядела самой красивой по оформлению. Там было представлено более 1,5 тысяч наименований книг, выпускаемых издательствами Украины. По проводимым презентациям также лидировала Украина. А председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины перерезал красную ленточку на открытии выставки вместе с министром информации Республики Беларусь. Тогда же, на торжественном открытии выставки-ярмарки, позицию к традиционным бумажным книгам в своем выступлении выразил министр культуры Республики Беларусь Матвейчук: "При всех новейших электронных технологиях книга остается на первом месте как информационный источник. Книжный фонд необходимо постоянно пополнять всем учреждениям страны. Для этого и делалась выставка".


Ожидания

Книги в своем воплощении за последнее десятилетие изменились до самых немыслимых форм. При использовании электронных возможностей книга превращается в мультимедийное энциклопедическое средство с интерактивным взаимодействием, просмотром видеозаписей по теме и оперативным переходам по ресурсам на свое усмотрение. В России устойчиво работает система мобильной книги, когда на свой сотовый телефон можно быстро и с минимальными формальностями скачать оплаченную книгу. Последним практическим воплощением, ожидающим огромный спрос, является аудио-книга. В них текст переводится в звуковое оформление, а книга не читается в традиционном понимании, а слушается. А как удобно пользоваться книгами в Сети! Когда действительно началась любовь наших интеллектуалов к интернету, так это с появлением возможности находить и читать тексты нужных книг. До появления интернет-библиотек серьезные люди относились к возможностям Сети как к развлечению. Все самые последние достижения электронных технологий, превращающих книги в быстро доступный и удобнейший информационный ресурс, я надеялся увидеть на выставке.


Впечатления

В выставочном зале все пространство от начала до конца оказалось заполнено разнообразными бумажными изданиями. Новейшие книги, получившие победы в самых разнообразных престижных конкурсах, свободно представлялись для ознакомления. Тематические разделы буквально наслаивались друг на друга, удивляя великолепием идей. От красочной полиграфии рябило в глазах, цвет современного глянца с отпечатанных обложек и плакатов переполнял пространство, а общее количество переработанной бумаги, находящейся в выставочном зале, не поддавалось никакой самой грандиозной оценке. Книги здесь можно было найти на любой вкус - художественные, научные, учебные, развлекательные, детские, политологические, искусствоведческие. Всего не перечислить. Не отставали и предложения по прикладной полиграфической продукции - календари, плакаты, географические карты. Полнота великолепной полиграфии на стендах дополнялась насыщенной программой семинаров и презентаций участников, где каждый час выставочного времени был расписан без перерывов. В числе наиболее интересных была объявлена творческая встреча с российским прозаиком Михаилом Веллером. Что касается презентаций новых электронных ресурсов, то были представлены учебник для 10 класса "География Беларуси" с вклеенным на последней странице аналогом на CD-диске и художественное электронное издание Я. Коласа "Новая зямля. На ростанях".

 

При всем этом год от года при проведении международных книжных выставок в Минске наблюдается удивительная тенденция: количество представляемых мультимедийных и иных информационных средств на электронных носителях каждый раз снижается как в относительном, так и в абсолютном количестве, по сравнению с бумажными книгами. На нынешней выставке электронные носители были представлены только на одном маленьком стенде. Неужели это тенденции рынка? Книги, издаваемые на бумаге, вытесняют электронные книги на тех же CD и DVD? А в "КВ" уже писали про нашествие on-line книг, которые можно приобретать простым скачиванием из Сети после электронной оплаты. О таких видах книжных продуктов нигде ничего (даже в рекламных целях) не упоминалось. Как же так? Я провел беглый опрос по стендам насчет on-line книг. Оказывается, никто не предлагает. Директор одного белорусского издательства поделилась, что несколько раз пыталась организовать продажу книг через интернет-магазины в Беларуси, в том числе и наладить электронное скачивание текстов. Но попытки не увенчались успехом из-за совокупных чрезмерных расходов.


Поиск ответов

Благо, в рамках выставки издательством Гревцова проводилась презентация книги Юрия Зиссера "Маркетинг on-line". Вот этот авторитетный эксперт и разъяснит состояние дел с IT-технологиями в современном книжном деле! Да и узнать из первых уст о книге "Маркетинг on-line", поставившей рекорд по продажам за 5 месяцев, также хотелось. Юрий Зиссер на презентации произнес краткую речь: "Сейчас есть сотни книг по маркетингу. Казалось бы, все уже написано. Зачем в Беларуси издавать что-то новое? А потому, что мы живем в особой стране с особым маркетингом. Даже то, что работает в России, не работает в Беларуси. Использования интернета это касается особенно".

Затем началась раздача автографов, во время которой Зиссер и ответил на вопросы.

- Когда on-line книга в полноценной форме придет в Беларусь?

- Дело ближайшего будущего, срок порядка 10 лет. Затраты на создание книги будут в 2-3 раза меньше, не говоря о сроках выпуска. Сейчас, делая бумажное издание, издательство затрачивает несколько месяцев, несет издержки на типографский выпуск и вообще войти на книгоиздательский рынок в настоящее время очень дорого. Поэтому переход на on-line книгу будет революцией. Полагаю, что основной барьер к такому шагу психологический. Просто кто-то должен начать делать. Я думаю, первым, как обычно, начнет Запад.

- А почему, по-Вашему, на выставке так мало представлено изданий на дисках?

- Диски умирают сами по себе. С появлением on-line ресурсов пользоваться дисками стало неудобно. Зачем платить за носитель, если скачать в электронной форме то, что нужно, куда выгодней on-line. И сейчас все больше интернет-ресурсов, где можно приобрести необходимый информационный контент, точно такой же, как предлагается на CD-дисках. Диски в скором времени вообще выйдут из обращения.


С вопросами по электронным книгам я также обратился к представителям московского издательства "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение", единственного экспонента на выставке, представлявшего мультимедиа-ресурсы на дисках и занимающегося разработками web-версий учебников. Ответила мне работавшая за стендом менеджер по рекламе, представившаяся Ириной.

- Почему на выставке так мало представлено электронных изданий на дисках?

- Проблема в разнице законодательств России и Беларуси, делающей невыгодным предложение российскими компаниями официально в Беларуси своих мультимедийных изданий на дисках. К тому же не отрегулированы законодательные процедуры по авторскому праву в отношениях между двумя странами. Так как, мне кажется, большая часть экспонентов на выставке - это российские издательства, то, соответственно, и предложения мультимедийных средств в дефиците. Выполнять все требования законодательства при сбыте электронных дисков с записью авторских произведений очень накладно.

- Есть ли тенденции уменьшения спроса в России на мультимедийные диски в связи с появлением on-line книг?

- Сервисы on-line книг только начали появляться в Москве. В российской же глубинке спрос на CD-диски едва достиг своего пика. Там показатели продаж очень высокие. Поэтому, думаю, в ближайшее время спрос на диски будет преобладать.

- Как Вы оцениваете перспективы электронных аудио-книг?

- Перспективы вижу большие. Спрос день ото дня увеличивается. Наша компания начала выпускать ряд таких изданий. Думаю, будут расходиться с большим успехом.


Анализ

Конкуренция бумажных изданий с электронными информационными технологиями сохраняется. Причем, традиционная книга продолжает выдерживать наступление новых электронных средств информационного хранения. Методы рыночной борьбы становятся более изощренными, уходящими от доминирования принципа "саморегуляции спроса и предложения". Для успешного противостояния книгоиздатели бросают самые эффективные средства - высокую эстетическую привлекательность современных полиграфических продуктов и PR-промоушн в виде лозунгов "только традиционная книга - истинный источник знаний" с привлечением в свои ряды известных авторов высокими гонорарами за книжную эксклюзивность. Не исключено лоббирование на государственном уровне. Ситуация на книжном рынке складывается очень интересная и запутанная. Если принять те оценки, что сейчас в мире доминируют электронные книжные ресурсы, то нет ничего удивительного в том, что Россия входит в пятерку ведущих стран по количеству издаваемых книг на бумаге. В то же время, если у нас не приживаются электронные книги, то почему падают тиражи бумажных изданий? Если же в настоящий момент на рынке переходная ситуация, когда диски "умирают", а on-line ресурсы начинают развитие, то почему цены на бумажные книги не падают вслед за дисками? Сейчас цена на книгу, в среднем, составляет $5. Если пересчитать за единицу информации, то компьютерные диски покупать намного выгодней. Между тем, тенденции показывают, что новые конъюнктурные книги выпускаются на рынок и по цене более $10. В общем, как на самом деле работает рынок и что им движет в развитии, с точки зрения классических представлений не объяснить. Тем более, когда в интернете в последнее время можно найти тексты любых новых книг, только надо знать, на каких ресурсах. Наблюдать за процессом отраслевого соперничества книжных и электронных издательств очень интересно. С одной стороны, быстрое внедрение компьютерных технологий в книгопечатное дело все больше снижает себестоимость бумажной книги. С другой стороны, стоимость хранения информации на электронных носителях дешевеет еще быстрее. А выбор потребителя, в конечном счете, зависит от профессионализма подачи информации, дизайнерского оформления и методов рыночного сбыта. Оптимально, когда конечный продукт представляет собой интегрированный синтез бумажного и электронного носителя. Показательные примеры - комплекты учебников иностранного языка с электронными носителями записанного звука и компьютерные журналы, к которым прилагаются диски с тематической информацией и программным обеспечением. Так или иначе, будем читать!

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2007 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!