Мобильная математика

В "КВ" №3 от 18 января в статье "Как правильно посчитать абонентов" поднимался вопрос о достоверности количественного учета абонентов сотовых операторов и практики градации абонентов по их активному использованию мобильной связи. В ответ на публикацию пришли письма с взглядами на статистический подход к мониторингу абонентов сотовых операторов. Основной интерес вызывают особенности учета абонентов двух ведущих белорусских операторов: Velcom и МТС. Так сложилось, что при становлении рынка сотовой связи в Беларуси единой методики оценки прироста абонентской базы не было. Каждый оператор сам разрабатывал способы оценки численных показателей абонентского роста. Конечно же, публичные оглашения результатов развития сотовых сетей как различными операторами, так и средствами массовой информации часто имеют в виду различные оценочные категории. Между тем, от принятых методов в формировании изменения прироста во времени получаются совсем иные экономические показатели. Особенно это начинает проявляться, когда по законам математики сотовая компания уже оперирует не с маленькими множествами, а переходит в макромир больших чисел. Методика учета абонентской базы МТС была заимствована от головной российской компании, где оперируют биржевым показателем численности абонентской базы. Его расчет осуществляется как число абонентов на начало периода плюс подключения новых абонентов за период минус деактивированные абоненты за период. У Velcom подход к практике расчетов количественных показателей несколько иной. Подробности математических формул Velcom не раскрыл, но оперирование идет с показателями продаж за период времени. На первый взгляд кажется, что методика МТС хороша для операторов мобильной связи, чьи акции котируются на международных товарных биржах, а методика Velcom наиболее подходит для развивающихся рынков, когда мобильной связью еще не охвачена подавляющая часть населения региона. Конечно, было бы правильным формирование единых требований Минстата по учету абонентских баз операторов мобильной связи. При этом специалисты по экономической статистике выработали именно те требования к учету, которые отвечают нынешнему состоянию рынка сотовой связи, и стало бы возможным объективное сравнение показателей различных операторов при применении единых правил их расчета.

Интересно, что в сети МТС фактически есть тарифы для "непостоянных" или "сезонных" пользователей. Это тарифные планы "Пуск", "Все свои" и "Джинс", в которых действует условие 180 дней при положительном балансе. Иными словами, для абонентов этих тарифных планов без абонентской платы расторжение контракта по инициативе СООО "МТС" происходит даже при положительном балансе в случае отсутствия движения денежных средств по абонентскому счету в течение 180 суток. При отслеживании динамики по этим тарифным планам вполне можно делать выводы о тенденциях и состоянии с "полумолчащими" абонентами.

На самом деле проблема довольно тонкая, позволяющая оператору формировать ту политику работы и общественного мнения, которая выгодна для него в данный момент. Производственные проверки по очистке от "мертвых душ" имеют своими итогами разгрузку ресурсов оператора. Это можно планировать под те или иные сезонные колебания, выводя в результате выгодную для себя статистику или перегруппировку активов на рынке. Например, декабрь очень привлекательный месяц для корректировки абонентской базы - продажи перекрывают почищенные ресурсы от "молчащих", и общее число абонентов не сокращается. Пока в Беларуси превалирует мнение, что сокращение базы, несомненно, является негативной характеристикой. Хотя в мировой практике завязанные на биржевой котировке мобильные операторы могут получать определенные дивиденды и от сезонных ротаций абонентской базы.

Приток-отток абонентов действительно сулит и плюсы, и минусы для всех операторов. Здесь важна правильно выстроенная политика сотовой компании. Особенно когда оперирование уже идет большими числами в условиях бизнеса регионального масштаба. Гонка за абонентами, особенно с помощью разовых хитро построенных PR и рекламных акций, может обернуться для ее участников увеличением оттоков, в том числе и массовых. Отказ же от гонки будет означать ослабление рыночных позиций и потенциала прироста доходов.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

 
Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2007 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!