Игра, которой не было

Название в оригинале: Resident Evil 4 (Biohazard 4)

Жанр: survival horror

Разработчик: Capcom

Издатель / в России: Ubisoft Enterntainment / "Новый Диск"

Cист. требования: CPU 2 ГГц, 512 Мб ОЗУ, 64 Мб видео, 5 Гб свободного места

 

Оценка: 9

Наблюдая за ситуацией, разворачивающейся вокруг сегодняшней гостьи, хочется сказать известную фразу: "И все-таки она вертится!". А потом - добавить: "Но не очень быстро". Не прошло и двух лет, как до PC добрался, наконец-то, самый атмосферный ужастик серии Resident Evil. Портирование с консолей предыдущего поколения (изначально RE4 вышел на GC и PS2) заняло у издателя рекордно долгое время, и сегодня игра уже не представляет такой ценности, как это было бы полтора года назад. Впрочем, эти слова справедливы лишь относительно графического облика проекта. С геймплеем - полный порядок.


Сказка, рассказанная на ночь

Сюжет RE4 великолепен. Никогда еще ни одна игра серии не могла похвастаться столь щепетильным подходом ко всем нюансам story-line: начиная с озвучки главных действующих лиц и заканчивая операторской работой сюжетных постановок. Несколько слов о преамбуле.

Со времени печально известных событий в Раккун-Сити прошло целых 6 лет. Город, построенный над лабораториями корпорации Umbrella, был успешно стерт с лица земли ядерной ракетой, загадочный вирус, превращающий людей в зомби, уничтожен. Один из участников прошлых событий - Леон Кеннеди, в прошлом полицейский. Ныне он праведно трудится в службе безопасности президента США и вполне доволен своей работой. Все меняется, когда неизвестные похищают дочь президента - Эшли. У секретной службы нет никаких существенных зацепок, кроме малоубедительного слуха о том, что похожую девочку видели недавно в одной из крохотных деревушек в Испании. Дабы проверить эту версию, туда отправляется Леон.

По прибытии, буквально с самого начала, все начинает идти не так. Первый же встречный житель нападает на Леона с топором, а когда получает пулю в живот, продолжает, как ни в чем не бывало, размахивать своей железякой. Лишь всадив в агрессивного мужика обойму, его удается успокоить. Заинтригованный Леон склоняется над телом... Мертвец не похож на зомби. Но и от человека в нем осталось немного - лицо и глаза изуродованы какой-то странной проказой. Полный решимости разобраться в происходящем Леон углубляется в деревню...

На долгом пути Леону попадется от силы пяток дружественных персонажей. Все остальные - зараженные вирусом люди и животные, монстры и прочая гадость - будут желать только одного - добраться до Леона и перегрызть ему глотку. Что случилось с этими людьми и кто виноват? Тайна происходящего раскрывается перед бывшим полицейским крайне неторопливо: через подслушанные разговоры, найденные записки, логические умозаключения. К происходящему оказывается причастна местная загадочная секта, члены которой называют себя Лос Иллюминадос. Остается только понять их цели и для чего им понадобилась дочь президента. Этим и будем заниматься.


Тир от второго лица

Раскрытие перипетий сюжета - цель глобальная. Локальные же состоят в вещах куда более приземленных. Основную часть времени игрок будет исследовать несколько крупных локаций (разбитых на уровни), решать нечастые и несложные головоломки, а также - стрелять, стрелять, стрелять...

При игре используется вид, который Клифф Блежински ("папа" и создатель Unreal и всех его ответвлений, а с недавних пор - еще и Gears of War) остроумно назвал "видом от второго лица". Это когда большую часть времени вы наблюдаете персонажа со спины, но не прямо по центру, а немного сбоку, как будто камера невидимого оператора висит за плечом. В момент прицеливания (а это придется делать очень часто, поскольку без наведения стрелять в RE4 попросту невозможно) камера делает резкий нырок к персонажу и занимает позицию за его правым ухом, переводя картинку в вид почти "из глаз". А в отдельных случаях (например, при стрельбе их ружья с оптическим прицелом) игра и вовсе обращается к классическому "первому лицу". Данный прием работает четко и здорово помогает игроку вжиться в роль подконтрольного героя.

Противники ведут себя на удивление грамотно, как бы отрицая свою принадлежность к тупоголовым зомби из предыдущих частей. Они зовут подмогу, завидев игрока, отскакивают в сторону, если натыкаются лбом на луч лазерного прицела, и не чураются таких организационных понятий, как окружение и обход с флангов. Особенно удались разработчикам анимация и система зональных повреждений. Скажем, завидев, как к вам приближается местный "раскольников" с топором в руке, можно выполнить аж несколько действий. Скажем, шмальнуть наглецу промеж глаз. Убить не убьете, но понаблюдаете за тем, как пострадавший хватается за лицо и оглашает пространство горестными воплями. Выстрел в ногу его задержит. В живот - заставит согнуться. Попадание в руку, держащую топор, принудит выронить дровосеков инструмент. А попадание в сам топор заставит железяку отлететь на несколько метров в сторону. Теперь представьте, как выглядит все это действо, когда в руках у Леона оказывается автомат, а количество супостатов исчисляется десятками. Великолепно выглядит, чего уж там.

С продвижением по сюжету враги меняются в сторону большей "озверелости", и этому напору приходится соответствовать. Во-первых, Леон повсюду таскает с собой кейс (аналог стандартного инвентаря), в котором находятся аптечки, оружие, магазины, гранаты и прочий игровой инструментарий. Размер чемодана ограничен, но со временем его можно расширять за счет покупки у странствующих торговцев новых, более емких образцов. Валюта добывается несколькими проверенными временем способами: за счет убийства врагов, за счет обыска окрестных домов и стоящих тут и там бочек\ящиков, а также путем примерки на себя роли кладоискателя. Сокровища разбросаны по уровням в самых разнообразных местах, и для того, чтобы их достать, иногда приходится поломать голову. Иногда для этого достаточно просто обнаружить притаившийся камушек и сбить его метким выстрелом. Иногда - решить целую логическую задачу. Как бы то ни было, самые крупные суммы денег приносят именно сокровища.

Патроны в игре достаются исключительно собирательством - купить их нельзя, поэтому лучше использовать оружие бережно и по возможности целиться в голову. Та же ситуация и с аптечками. Их роль в игре выполняют всякого рода продукты, редко попадающиеся спреи и корешки нескольких цветов. Последние (как и некоторые другие предметы инвентаря) можно смешивать между собой - в частности, для усиления действия или получения бонусов к максимальному здоровью.

Оружие, что немаловажно, можно и нужно модернизировать. Убойная сила, скорость перезарядки, повышенная емкость магазина - все это стоит денег, и немалых. Учтите, что на протяжении игры почти все оружие первых уровней дублируется позже, причем более мощными аналогами. Так что подумайте, прежде чем избавляться от кровью и потом заработанной наличности.

Время от времени игра подкидывает какую-нибудь интерактивную сценку на движке, в которой (ради сохранения жизни) нужно быстро нажимать последовательность кнопок. Нечто подобное вы могли видеть в шедевральной Fahrenheit. Революционным такой подход не назовешь, но внести разнообразие он определенно помогает. Схватки с боссами (в большинстве своем - крайне габаритными созданиями) без молниеносных глумлений над клавишами вообще не обходятся. Также не стоит забывать о том, что впереди ждет встреча с президентским чадом, а прогулки по лесу с ребенком "на загривке" - то еще удовольствие...


Трудности перевода

А теперь о грустном. Хотя - это кому как. Скажем, графический облик игры в пересчете на реалии сегодняшнего времени тянет на "три с плюсом" - "четыре с минусом", не больше. В опциях отсутствует даже банальная настройка уровня яркости, не говоря уже о четкости текстур и прочих радостях более зрелых проектов. Все приходится настраивать через драйвер видеокарты - картинка с включенной анизотропной фильтрацией и четырехкратным сглаживанием выглядит еще куда ни шло. Впрочем, небогатая техническая сторона с лихвой окупается такими понятиями, как стиль, дизайн и атмосферность. ТАКИЕ работы хотелось бы видеть от каждого разработчика. Ближайшая аналогия качественности дизайна - Fable: The Lost Chapters. А вот освещение в игре действительно никудышное - тут уж ничего не попишешь.

Однако куда большую проблему представляет управление. Дело в том, что компьютерная версия RE4 "понимает" только два вида устройств ввода: геймпад и клавиатуру. Мыши нет в принципе и быть не может. Так вот, тем товарищам, которые вознамерятся пройти игру на клавиатуре, я бы посоветовал поберечь нервы - все равно в игре встречаются моменты, которые без геймпада пройти практически невозможно. Зато с игровым манипулятором процесс преображается - видно, что управление изначально затачивалось именно под него. Ваш покорный (как и многие его знакомые) приурочил к выходу RE4 покупку хорошего геймпада - и нисколько теперь об этом не жалеет. Удовольствие от процесса игры стоит каждого вложенного рубля.

И вот на этом этапе хочется взять да и скинуть игре балл-полтора. Мол, графика устарела, управление неудобное. Но все дело в том, что RE4 - гость на нашей платформе. Оригинальная версия для Gamecube на момент выхода была на острие технического прогресса и признавалась многими самой красивой игрой консоли вообще. В том, что издатель адаптировал игру для PC почти два года, за которые графика успела устареть, вины, собственно, разработчиков нет. Они создали шедевр для целевой платформы. А "заплыв" в гавань PC - скорее, благотворительная акция, чем серьезный финансовый расчет. Поэтому будем относиться к гостю с уважением.

Резюме. Крайне непохожая на все предыдущие части игра добиралась до компьютерных игроков слишком долго. За это время графика успела устареть, а многие ждавшие ее люди специально "под RE4" купили консоль. Тем не менее, появление стоило каждого дня ожидания. Capcom сработала совершенную игру без единого видимого недостатка, с потрясающей атмосферой и интригующим сюжетом. С отличной боевой системой и умными противниками. С колоритными персонажами и готически-мрачными локациями. Для комфортной игры требуется самая малость - приобрести геймпад. Поверьте - вам не придется жалеть об этом ни минуты.

Highcoaster

Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!