Путешествие в Арду

У каждой компьютерной игры, в которой события приобретают эпический размах, есть своя вселенная. С экзотической историей, географией и населением, с благородными героями и коварными злодеями. Традиция эта пришла из литературы. Раньше ведь как было: "В некотором царстве, в некотором государстве...", а дальше про это царство-государство ни слова. Человек, сделавший сочинительство миров популярным, - британец Джон Руэл Толкиен. Именно на его Арду ориентируются сегодня многие "творцы миров", как на образец продуманной и органичной вселенной. Вашему вниманию ниже предлагается краткий её обзор. На закуску - виртуальные воплощения Арды на PC.


О чем писал Толкиен

В то время как философы спорят: что появилось раньше в нашей вселенной - мысль или материя, с Ардой дела обстоят проще. Ибо она сотворена из Неугасимого Огня, вечной магической субстанции, равно как и её творцы, могущественные духи-айнуры. Сначала они сочинили Великую Музыку, упорядочившую мироздание. Когда же музыка обрела зримое воплощение, Илуватар, Отец Всего, даровал этому воплощению бытие, вложив в него силу Огня.

Сотворив Арду, Илуватар перепоручил её заботам айнуров, а сам занялся другими делами. Какими - то самому, Богу, то есть Илуватару, известно. Те айнуры, которые решили связать свою судьбу с новосотворённым миром, поселились в нём, и принялись его доводить до ума. Самых влиятельных из них прозвали впоследствии валарами, т. е. "стихиями", "высшими силами". Многие люди даже поклонялись им как богам, хотя на самом деле они были лишь демиургами, исполнителями воли истинного Бога, Илуватара.

А доводить до ума было что. Первоначальный материк Эндор (он же "Средиземье") был плоским как стол - без единого холмика или канавки. Кстати, и сама Арда тоже была плоской. Валары принялись воздвигать горы, создавать реки, озера и плодородные равнины, населять её различной живностью: травой, цветами, деревьями, зверями и т. д. Поскольку Солнца и Луны они ещё не придумали, вместо них для освещения Арды создали два Светильника, которые установили на северном и южном оконечностях Эндора.

 

И всё бы было замечательно, если бы Мелькор, могущественнейший из айнуров, не воспылал желанием завладеть Ардой, ибо очень уж она ему понравилась. Но Илуватар отдать её не захотел, и тогда Мелькор восстал. Он опрокинул Светильники, погрузил Арду во тьму и вступил в противостояние с валарами, но потерпел поражение и был вынужден отступить. Результатом всех этих его деяний были мощнейшие катаклизмы, серьёзно изменившие облик Арды, и замутнение мироздания: зелень начала заболевать и сохнуть, в лесах поселился страх, а многие безобидные первоначально животные превратились в чудовищ.

После разрушения Светильников валары поселились в Амане, одном из материков, отколовшемся от Эндора, и облюбовали себе там долину Валинор. В Средиземье тогда уже вовсю хозяйничали эльфы, старшие из Детей Илуватара.

Мелькор же ещё не раз сеял раздор в Средиземье, став главнейшим рассадником Зла в этом мире. Он был наделён способностью творить - и творения его рук ужасны. Именно он создал гигантских пауков и волколаков, орков и троллей, но венцом его творения были драконы - огромные огнедышащие ящероподобные твари, настоящие летающие танки. Но и его противники были не лыком шиты. В противовес "генной инженерии" Мелькора валары создали гигантских орлов - с размахом крыла до 40 метров между прочим - и, предположительно, энтов. Эльфы же были настолько искусны в магии, что могли без непосредственной поддержки валар противостоять Мелькору.

Кстати, о магии. С каждым годом её в Арде становится всё меньше и меньше. Такой уж она создана, увы. Так что нет ничего удивительного в том, что Война Кольца, так чудесно показанная Питером Джексоном в фильме "Властелин Колец", кажется просто мелкой потасовкой на фоне войн древности, когда материки меняли свои очертания, а поля сражений сотрясали удары молний.

Во время одной из удачных атак на Валинор Мелькор уничтожил Древа валаров, дававшие Арде свет вместо Светильников. Их создателям надоело баловство Главного Злыдня со светом, и они повесили на небо Солнце и Луну. Наверное, в расчёте на то, что до них он уж точно не дотянется.

С первыми лучами Солнца пробудились люди, младшие Дети Илуватара. Когда Мелькор пошёл в атаку на Белерианд, местность на северо-западе Средиземья, тогдашний источник цивилизации на всём материке, многие люди выступили на стороне эльфов. Но Зло всё же одерживало победу за победой, и Белерианд был бы полностью уничтожен, если бы валары не вмешались в эту войну и не пленили Мелькора. Злодей был удалён за пределы Арды и с тех пор больше в ней не появлялся.

После поражения Мелькора знамя сил Тьмы принял Саурон, который, правда, и в подмётки не годился своему предшественнику. Если Мелькор вовсю занимался созданием злобных тварей, то сил Саурона хватило лишь на выведение пород орков и троллей, которые не боялись света. Даже драконов себе подчинить он не смог. Правда, он умел нагонять Тьму так густо, что сквозь небо не пробивался ни единый лучик Солнца, но это ведь сущие мелочи, по сравнению с тем, что мог Мелькор.

Правда, и его противники были уже не те, что были раньше. Эльфов с каждым годом становилось всё меньше и меньше. Цивилизация людей только начинала развиваться. Валары же предпочитали не вмешиваться в дела Детей Илуватара, поскольку не знали замысла Творца. Единственное, что они сделали для них, воздвигли посреди океана между Аманом и Эндором остров Нуменор. Его они отдали в полное владение тем людям, которые участвовали в битве за Белерианд. Благодаря контактам с эльфами, которые делились с нуменорцами своими знаниями и мудростью, на острове развивались науки и искусства, ремёсла и архитектура, в то время как их соплеменники в Средиземье вкушали все прелести первобытной жизни, носясь с каменными топорами. Но вместе с ростом могущества и богатства Нуменора росли также алчность и честолюбие его жителей. Страх же перед смертью породил в их сердцах зависть к эльфам. С такими мыслями они начали колонизацию Средиземья, где столкнулись с Сауроном, который открыто называл себя Властелином Людей. Последний правитель Нуменора Ар-Фаразон Золотой вознамерился оспорить владычество Саурона в Эндоре и вызвал его на поединок. Столь велика была мощь нуменорского воинства, что прислужники Саурона в ужасе бежали с поля боя, сам он был взят в плен и вскоре превратился в советника Ар-Фаразона. Саурон ловко сыграл на страхах нуменорцев перед смертью и убедил короля плыть на запад, требовать от валаров для своего народа бессмертия. Вступить в сражение с Нуменором устрашились даже валары, и они воззвали к помощи Илуватара.

В результате произошел катаклизм, которого еще не знавала Арда. Нуменор и его воинство погрузились в пучину, мир стал круглым, а западный материк Аман очутился за пределами мироздания. Но до него можно было добраться по так называемому Прямому Пути, который могли найти только избранные.

Часть нуменорцев, которые остались преданными валарам, спаслись и основали в Средиземье два королевства: Арнор и Гондор. Что касается Саурона, то после гибели Нуменора он преспокойненько вернулся в Средиземье, откуда напал на Гондор, но был разбит объединёнными силами эльфов и людей, повержен и лишился Кольца Всевластья.

Первоначально Арнор был более могущественным, но со временем распался, и его остатки пали под ударами другого королевства людей - Ангмара, правитель которого служил Саурону. Гондорцы в отместку сравняли страну-агрессора с землёй. Но ангмарский король без работы не остался, тут же заняв вакансию предводителя назгулов. Это было последнее геополитическое потрясение в Арде до начала Войны Кольца, детали которой сегодня, наверное, уже известны каждому. Замечу лишь только, что после того, как Фродо бросил Кольцо Всевластья в Ородруин, Саурон не погиб, а всего лишь утратил способность принимать зримую форму. Не так то просто уничтожить айнура.

И напоследок немножко таинственности. Хотя Толкиен работал над своей вселенной несколько десятилетий, в ней осталось множество белых пятен. Автор очень детально описал события, происходящие в центральной и северо-западной части Средиземья. Что же происходило всё это время в остальных частях - неведомо. Известно лишь, что восток заселён многочисленными племенами загадочных истерлингов, а на юго-востоке Мордор граничит со странами Кханд и Харад, населёнными чернокожими людьми. И средиземские негры, и истерлинги не признают авторитет валаров, а потому автоматом записаны в разряд плохишей. Но если о них известно хоть что-то, то "что" и "кто" находится в дальних землях - неизвестно ничего. Также ничего неизвестно о континенте Тёмные Земли, расположенном к югу от Эндора, и Стенах Солнца на востоке.


Вселенная на компьютере

Первые компьютерные игры, действие которых разворачивалось в Средиземье, появились больше 20 лет назад. Не буду говорить о различных фанатских фриварках, которых очень много, ограничусь лишь кратким обзором полноценных коммерческих проектов.

Отсчёт следует вести с текстового квеста The Hobbit, вышедшего в свет в 1987 г. из-под крыла австралийской компании Melbourne House. За ним последовали квесты The Fellowship of the Ring, Shadows of Mordor и Crack of Doom, посвящённые событиям "Властелина Колец". В 1989 г. Melbourne House выпустила свою последнюю игру по средиземской тематике: стратегию с элементами ролевой механики War in The Middle Earth. Другая австралийская студия PSS примерно в то же время пополнила своё портфолио тактическим варгеймом Riders of Rohan. Забавно, но в тех далёких восьмидесятых в первопроходцах - одни австралийцы.

В 90-ых гг. на почве виртуального толкиенизма отметилась легендарная Interplay, задумавшая положить в основу своей новой CRPG "Властелина Колец". Но на прилавках магазинов появились только первые 2 части трёхтомника: The Lord of the Rings, Vol. I и II - в 1990 и 1991 гг., соответственно. Третья завершающая часть так и не вышла в свет. На этом в 90-х гг. всё и заглохло. За десятилетие не вышло ни одной игрушки, посвящённой эпическим событиям в Арде. И длился этот застой до тех пор, пока на сцену не вышел Питер Джексон со своей экранизацией "Властелина Колец".

"И тут Остапа понесло..." В 2002 г. компания Surreal Software представила на суд общественности адвенчуру The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, а в 2003 г. Amaze Entertainment разродилась детским кроссплатформером The Hobbit. Игрушки эти были весьма посредственными, что, в принципе, нормально для первых комочков. Но практически одновременно с "Хоббитом" маститая Electronic Arts выпустила на PC The Lord of the Rings: The Return of the King (первые 2 части трилогии она ковала исключительно для приставок), очень бодрый и стильный экшен, на который ориентируются сегодня многие разработчики.

Затем пришла пора RTS. Первой "в эпоху Джексона" стала The Lord of the Rings: War of the Ring, которую выпустили на свет божий из недр Liquid Entertainment в 2003 г. И тут же забыли, ибо слабенькой оказалась. И вновь EA оказалась на коне, зарелизив в следующем году The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth, а в 2006 г. II-ую часть оной и даже адд-он под II-ую часть (LotR: BfME II - The Rise of the Witch King). Особой ценности для жанра эти игры не несли, но были очень добротно скроены и потому снискали некоторую популярность в народе.

Как и любая уважающая себя фэнтэзи-вселенная, Арда планирует на днях обзавестись и собственной MMORPG. За её воплощение взялась компания Turbine Entertainmet Software и планирует запустить уже 24 апреля сего года. Называться она будет Lord of the Rings Online: The Shadows of Angmar. Скриншоты игры великолепны, репутация Turbine - безупречна, так что вполне возможно, что MMORPG получится очень даже ничего.

Как видим, Арда представлена в виртуальной реальности очень даже во многих ипостасях. Правда, почти все они крутятся вокруг одного не самого значительного события в истории Арды - Войны Кольца. А ведь можно взяться и за воплощение других, не менее эпических моментов...

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

16 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!