ТИБО'2007: старые традиции в непривычном месте

С 24 по 27 апреля в Минске прошла XIV Международная специализированная выставка по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям ТИБО'2007. Экспозиция, как традиционно повелось, была очень разносторонняя. Участвовали производители средств вычислительной техники и телекоммуникаций, разработчики программного обеспечения, телекоммуникационные операторы, интеграторы и монтажные организации, банки и торговые компании, промышленные предприятия и проектно-исследовательские организации, отраслевые ведомства и пресса. Все эти разнородные участники не очень-то четко были территориально поделены по зонам и тематическим разделам. Поэтому походить в поисках нужного посетителям приходилось довольно много. Всего на стендах была представлена продукция более 200 фирм из 15 стран. Из известных мировых брендов участвовали такие компании, как "Искратель", "Ксерокс", "Кэнон", "LG Электроникс", "Эрикссон", "Моторола", "Сименс", NEC, Fluke. Белорусские участники были также весьма имениты. Среди них ведущие компании информационно-коммуникационного профиля на белорусском рынке: "Белана", "Белсвязьстрой", "БелСел", "Белтелеком", "Белхард", "Белый терем", "БеСТ", "Интеграл", "Космос ТВ", МТИС, "Мобильная цифровая связь", "Мобильные ТелеСистемы", МПО ВТ, "Профессиональные сетевые системы", "Ронгбук", "Связьинвест", "Софтлайн", "Телемикс" и др.

В этом году выставка впервые прошла в футбольном манеже на проспекте Победителей. Разносторонние мнения о нынешней выставке в новом месте, как экспертов, так и оценщиков можно систематизировать, отметив два основных момента: хорошо, что много пространства, но плохо, что неудобно добираться до места проведения.

Оформление экспозиций выглядело стандартно: крупные богатые компании соорудили огромные стендово-рекламные площадки с оригинальным дизайном, а предприятия с ограниченным бюджетом расположились в небольших ячейках из трех перегородок. Такая практика применима, в общем-то, во всем мире, и велосипед здесь никто не изобретал. Другое дело, что есть сведения, что в нынешний год на ТИБО предлагалось много выставочных площадей по сверхнизким ценам, и, тем не менее, все пространство футбольного манежа заполнить не удалось. После общения с представителями малоактивных стендов (так и хочется сказать, "некоммерческой направленности") такое мнение нашло подтверждение. По крайней мере, можно сделать вывод о том, что имели место быть добровольно-принудительные моменты по привлечению некоторых организаций к участию в выставке. Однако никто не высказывался в том ключе, что ТИБО пора упразднить. Наоборот, было много пожеланий, чтобы мероприятие нашло свое правильное развитие, стало максимально востребованным в нынешних условиях.


Не только стенды...

Как ни странно, но такие методы работы на выставке, как пресс-конференции, из экспонентов мало кто использовал. Хотя, казалось бы, затраты минимальны, а эффект высокий. Не надо арендовать помещение, думать о рекламном оформлении и специально отвлекать сотрудников от работы - достаточно пригласить журналистов на стенд и провести актуальную презентацию силами менеджеров, задействованных для стендовой работы. Заодно и заинтересованные посетители поучаствуют. Тем не менее, таким нехитрым ходом воспользовались только МТС, "Белтелеком" и "БелСел".

 

МТС представила уже известные услуги, систематизированные в 6 комплексов по видам используемых технологических платформ: доступ в глобальную сеть, передача мультимедийных сообщений, мобильная почта и ICQ, мультимедийный центр для мобильной персонализации, предложение для бизнеса, бесплатные сервисы "Будь на связи!". Генеральный директор СООО "МТС" Владимир Карпович подтвердил рост спроса и, соответственно, трафика услуг передачи данных. Более того, перевел оценку тенденции в область изменения культурологических аспектов. Отметив, что мультимедийные услуги в телекоммуникациях - это новая культура, требующая особого психологического восприятия. Некоторые зарубежные операторы в странах, уже сделавших первые шаги в таком направлении, имеют в своем трафике до 40% объема именно мультимедийной информации.

На стенде РУП "Белтелеком" прессе рассказали о текущем развитии республиканских телекоммуникационных сетей. Сейчас при построении систем связи ориентируются на цифровые технологии, а статья доходов РУП "Белтелеком" в предоставлении услуг передачи данных неуклонно растет. В Беларуси создано несколько магистральных опорных сетей для организации и дальнейшего развития телекоммуникаций. Опорная сеть для голосовой телефонии построена на основе оптических линий. В качестве технологии используется DWDM спектральное уплотнение оптического диапазона, позволяющее по одному оптическому волокну передавать до 20 каналов синхронной цифровой иерархии STM-64, разнесенных по длинам волн. Таким образом, сеть действительно мощная, если исходить хотя бы из того, что первый уровень синхронной цифровой иерархии STM-1 позволяет передать 1800 телефонных каналов. Как отметил генеральный директор РУП "Белтелеком" Константин Тикарь, реально из 20 каналов в одном оптоволокне более 8 длин волн пока не задействовано ни на одном магистральном республиканском направлении. Для передачи трафика данных в Беларуси построена своя опорная сеть. Хотя, как я понимаю, разделение опорных сетей для передачи данных и для передачи голоса довольно условное. Тем более, когда в основе лежат цифровые технологии. Современные средства позволяют передавать голосовой трафик через сеть передачи данных, а также передавать данные через опорную сеть цифровой синхронной иерархии, используемую для голосовой телефонии. Тем не менее, выделенная опорная сеть для передачи данных между областными центрами использует каналы со скоростью 10 Гбит/с, а от облцентров до райцентров организованы каналы 1 Гбит/с. Последняя миля, то есть подсети абонентского доступа к таким опорным узлам связи, будут развертываться по технологии Metro Ethernet, в основе которой лежат средства оптической передачи. Сейчас строительство сетей абонентского доступа только начинается, и стадии создания опытных зон не избежать. Metro Ethernet позволит предоставить доступ к интернету, IP-телевидение и другие мультимедийные услуги для большого числа корпоративных и домашних пользователей. Константин Тикарь также обратил внимание на то, что его негативные замечания по технологии WiMax, произносимые постоянно, не оказались беспочвенны. Ни одна страна на сегодняшний день с бизнес-проектом по коммерческой эксплуатации WiMax не вышла. А вот сети Wi-Fi в этом году начинают активно разворачивать. Технологическая сеть Wi-Fi уже эксплуатируется в Национальной библиотеке. Насчет предпочтений РУП "Белтелеком" по конкретно приобретаемому оборудованию для оглашенных проектов известно гораздо меньше. Разве только китайский производитель Huawei упоминался чаще всего.

На пресс-конференции "БелСел" неоднократно говорили о платформе третьего поколения. Самые передовые и выгодные услуги в сети Diallog предлагаются в области высокоскоростной передачи данных. При переходе на 3G применение уже используемой технологии CDMA позволит получить абонентам скорости в 3,1 Мбит/с на прием и 1,8 Мбит/с на передачу. Это соизмеримо с возможностями продвинутых выделенных линий с гарантированной скоростью. В основе технической платформы сети Diallog лежит программно-аппаратный комплекс производства фирмы Huawei, который, со слов специалистов "БелСел", все-таки больше софтверный, нежели хардверный. То есть специальные процессоры используются очень широко, но функциональная основа и возможности расширения лежат на программном обеспечении. Отсюда вытекают достоинства и недостатки системы. Достоинства - гибкость и удобство при любой сложной модернизации, как, например, переход на новые зональные коды, новый принцип нумерации и т. д. Недостатки - развитие системы происходит посредством запросов производителю с заданием на новые апгрейды, ответы на которые приходится ждать в виде специальных программных патчей не менее двух недель. Сеть Diallog, между тем, не собирается останавливаться в своем территориальном развитии. В 2008 г. "БелСел" планирует увеличить количество используемых базовых станций вдвое.


Госчиновники на ТИБО

В последний день работы ТИБО'2007 выставку посетил министр связи РБ Николай Петрович Пантелей. В сопровождении генерального директора РУП "Белтелеком" Константина Тикаря и директора ЗАО "Техника и коммуникации" Григория Григорьевича Бондарева министр обошел всю выставку, останавливаясь для ознакомления у наиболее значимых для отрасли экспонентов. Одна из тематик, заинтересовавшая Н. П. Пантелея, касалась реализации региональной системы радионавигационного управления движущимися объектами. Вопросы развития мобильной связи, как удалось услышать, также активно обсуждались министром с директорами разных компаний, видимо, специально приехавшими для этого на выставку.

А двумя днями ранее на ТИБО'2007 абсолютно открыто выступил заместитель министра связи и информатизации Беларуси Николай Струков. Дискуссия касалась хода реализации программы "Электронная Беларусь". Кардинальное отличие этой программы от других государственных инициатив и проектов состоит в 100% использовании бюджетного финансирования. Более 100 проектов по 9 направлениям в той или иной форме находятся в реализации. Больше всего проектов сдано в 2006 году. Названные совокупные суммы бюджетов в 22 млрд. рублей за около полусотни проектов, проводимых с 2003 г., без детальных пояснений не позволяют делать оценки эффективности или размышлять о недостаточности инвестирования. Более важен, на мой взгляд, рассказ замминистра о существующем сейчас алгоритме реализации национальных "электронных" проектов. По словам Струкова, Министерство связи и информатизации исходит из принципа открытости решений. Изначально заявки от ведомств и организаций поступают в созданный межведомственный координационный совет. По поступлению и первоначальному рассмотрению тем их направляют в Государственный комитет по науке и технологиям, где группа независимых экспертов дают заключение по технико-экономическому обоснованию. После доработок и вынесения положительного решения ГКНТ выдвигается конкурс на исполнителей проекта. Конкурсы, как утверждается, проходят в открытой форме для любых состоятельных компаний. Как пример, в последнем тендере участвовало 5 иностранных интеграторов. По вынесению тендерного решения заключается договор с исполнителем, утверждаются сроки и проект переходит в плоскость реализации. Действуя в таких регламентах, на 2008-2010 годы запланирован проект "электронного правительства", в рамках которого к информационной системе государственных ресурсов подключатся как бизнес-структуры, так и население.


Зачем ходить на ТИБО

Профессионалы IT-отрасли посещают выставку либо с четким планом по интересующим новинкам, либо по привычке побродить по стендам для общения с коллегами и не оставляя надежду увидеть что-нибудь новое или привлекательное в деловом плане. Пользователям - любителям компьютерно-коммуникационного комьюнити можно зайти на ТИБО для получения целевой информации или с развлекательной целью на бесконечные шоу-программы, а можно и объединить приятное с полезным. На стендах хардверных компаний многие посетители выгодно приобретали что-то из "железа", телекоммуникационные операторы привлекали скидками и новыми акциями, повсюду охотно делились информацией по любым темам. Для познания на более продвинутом уровне на выставке каждый день с утра до вечера проходили семинары по последним достижениям в IT. Выбрать себе интересную тему презентации удобно через расписание на веб-сайте ТИБО. Ну а таких "развлекаловок", как боди-арт, танцевальные автоматы, розыгрыши призов и общение со звездами эстрады, было даже больше, чем нужно. Во всяком случае, проведению семинаров и деловых переговоров постоянно мешала громкость шоу-программ извне. В общем, противостояние приверженцев деловой направленности и рекламистов шоу-индустрии не ослабевает. А какой-то разумной синергии не наблюдается. Однако, это не проблема. Проблема - поднять интерес к выставке в эпоху все большей доступности практически любой информации по информационным технологиям и бизнесу. Несмотря на многочисленные заключения, что год от года интерес к ТИБО падает, пусть бы мероприятие осталось как событие в белорусской IT-отрасли. А лучше, если бы диверсифицировалось под требования времени. Ведь неплохая выставка на самом деле.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 2007 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!