IP-телефония внутри организации

До недавних пор IP-телефония позиционировалась, прежде всего, как технология дешевой голосовой связи на большие расстояния. Однако за последние пару лет конкуренция в этой отрасли все обострялась, и в итоге обострилась настолько, что компании, которые работают с VoIP-решениями, начали искать совсем уж экзотические области применения своих разработок. Одной из таких областей оказалась корпоративная телефония.

Закон нашего времени: интернет-трафик непрерывно дешевеет, а вот обычная телефонная связь, наоборот, дорожает. В результате со временем разница в оплате разговоров через телефонную сеть и через интернет только увеличивается, естественно, не в пользу традиционной телефонии. Было бы удивительно, если бы бизнес не использовал эту тенденцию в своих интересах - ведь связь суть основа современного делового мира.

Практически любая крупная организация имеет систему корпоративной телефонной связи, обычно реализованную на базе мини-АТС, к которой подключены телефоны сотрудников. При этом к корпоративной АТС подключены и внешние ("городские") линии, которых, как известно, всегда меньше, чем сотрудников, которым срочно нужно позвонить. Если рассматривать эту картину глазами сетевого администратора, то офисная мини-АТС является, по сути, маршрутизатором с NAT. Действительно, ведь она передает вызовы с внутренних, "локальных" номеров, на внешние общедоступные и наоборот, а также выполняет коммутацию внутренних соединений.

Все это, конечно, прекрасно, но только до тех пор, пока офисы компании расположены в одном здании. Когда же организация "расползается" по городу, обзаводится отделениями в других городах/странах, ситуация в корне меняется. Между офисами нужна постоянная голосовая связь, а количество задействованных внешних портов у большинства мини-АТС намного меньше, чем число внутренних. Стоит принять во внимание и ограничение числа линий другого офиса. Неудивительно, что все больше организаций с распределенной структурой останавливают свой выбор на интернете как на среде передачи данных для корпоративных информационных систем, но при этом простую электронную почту считают уже позавчерашним днем.

Между тем, переходить на использование интернета для корпоративной связи нужно с умом и осторожностью. Сегодня многие системные интеграторы предлагают внедрять IP-телефонию в организациях любого масштаба, однако на практике это выливается в огромные - и, чаще всего, неоправданные - вложения. Первопричина их чаще всего в том, что любой системный интегратор стремится установить заказчику как можно больше нового дорогостоящего оборудования. Между тем, в большинстве случаев возможно использовать уже существующие мини-АТС. Это, ко всему прочему, не требует замены оборудования, что особо выгодно для тех организаций, которые уже имеют в своих офисах классические телефонные сети последних поколений и не планируют их менять. В результате кардинальное снижение затрат на межофисные разговоры потребует совсем незначительных инвестиций в VoIP-решение.

 

В качестве наиболее простого примера возьмем организацию с двумя офисами - центральным и региональным; в обоих офисах установлены мини-АТС. Для экономии на голосовом трафике вовсе не обязательно перестраивать всю телефонную сеть. Наша гипотетическая организация достаточно современна, так что локальные сети офисов уже объединены посредством VPN через интернет. Значит, вопрос прозрачной защищенной передачи трафика между сетями можно считать решенным. В данном случае не играет никакой роли, какие средства использованы для построения VPN. Главное, есть возможность передачи всего необходимого IP-трафика из сети одного офиса в сеть другого. Для того, чтобы голос проходил по тем же каналам, что и данные, необходимо подключить к портам мини-АТС в офисах два VoIP-шлюза.

Один из первых вопросов, который возникает у заказчиков корпоративных VoIP-решений, - это вопрос качества голосовой связи через интернет. Тут необходим ряд чисто технических пояснений. На качество передачи голоса влияют такие факторы, как стабильность интернет-канала, время отклика, полоса пропускания и тип используемого кодека. Все они тесно взаимосвязаны: например, у разных кодеков - разные требования к полосе пропускания. Специалисты рекомендуют так выбирать кодек, чтобы канал мог обеспечить его потребности с небольшим запасом. В противном случае абонент "на том конце провода" просто не сможет услышать ровной речи, вместо нее будут слышаться лишь отдельные слова и слоги. Как показывает практика, обеспечить качество передачи голоса, сравнимое с обычной телефонной линией, вполне в состоянии кодеки с битрейтом 64 Кбит/с, например, G.711. Другие, например, G.729, могут обеспечивать большее сжатие голоса, но при этом и более требовательны к ресурсам оборудования. Общее же правило таково: чем ниже битрейт в рамках кодека, тем меньше и нагрузка на интернет-канал, но при понижении битрейта сужается передаваемый диапазон частот. В результате голос собеседника становится менее естественным, "металлическим".

Мы рассмотрели IP-телефонию лишь как технологию, которая позволяет кардинально снизить стоимость голосового трафика между удаленными офисами компании, не требуя при этом существенных изменений ранее созданной телефонной сети. Между тем, возможности корпоративной IP-телефонии намного более велики. О том, какие решения в этой области существуют на рынке и какие сервисы они предоставляют, я расскажу в следующей статье.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2007 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя RA
есть что-то схожее с моей статьей

http://ra-xp.narod.ru/zip/voip.pdf

Аватар пользователя mike
>есть что-то схожее

Да. Слова VoiP-шлюз. Остальное у Демидова - вода. Демидов, вероятно, полагает, что всем известно, что такое VoiP-шлюз, и не раскрывает, а ты пишешь конкретно. За что тебе спасибо.

Аватар пользователя ынкогнита
Майк, я тоже прочитал статью. Там в конце русским по белому написано, что информация о конкретных решениях - в следующей статье. По моим наблюдениям, это вообще первый случай, когда в Беларуси поднята тема корпоративного VoIP.
Аватар пользователя mike
>информация о конкретных решениях - в следующей статье.

Плохой ковбой Демидов. Опоздал кольт вынуть. Всё, что надо, есть по ссылкам в статье RA. Кому интересно уже прочли.