Как бороться с асоциальными людьми в сообществах

Каждое сообщество рано или поздно сталкивается с тем, что в него внедряются личности, плохо влияющие на общую атмосферу. Они могут быть неспособны к сотрудничеству, грубы, самоуверенны или неприятны. Например, слишком умный человек, который подавляет своим интеллектом окружающих. Зачастую он никому не хочет вреда, просто такой у него характер. Как идентифицировать и изгнать такого человека, чтобы не нарушить демократические принципы сообщества? Этой теме посвящена одна из лекций Google Tech Talks (видео (55 минут), video.google.com/videoplay?docid=-4216011961522818645).

В своей лекции Брайан Фитцпатрик (Brian Fitzpatrick) и Бен Коллинз-Сассман (Ben Collins-Sussman), программисты Google, имеющие многолетний опыт участия в проектах Open Source, рассказывают именно о проектах совместного создания свободного ПО. Однако, большинство сформулированных ими правил абсолютно применимы и для любых других типов комьюнити. Борьба с "ядовитыми" людьми осуществляется в четыре этапа.

  1. Понимание. Принцип "понимания" означает, что нужно осознавать основные ценности сообщества и принципы его эффективного функционирования.
    Внимание и фокус сообщества - вот главные ресурсы в любом проекте Open Source. Из-за неадекватных юзеров эти ценности могут теряться. Эти люди отвлекают внимание, а хуже этого нет ничего. В сообществе могут проявиться такие неприятные явления, как снижение общего уровня вежливости и взаимного уважения или, например, стремление к перфекционизму. Из-за перфекционизма весь проект может погрязть в дискуссиях.
    "Четвертый закон Паркинсона" гласит, что уровень интереса к теме обратно пропорционален ее сложности. Людям нравится вешать свои ярлыки и легче делать это на простой теме, чем на сложной. Соответственно, чем проще тема обсуждения, тем легче скатиться в деструктивную дискуссию с участием асоциальных личностей.
  2. Укрепление сообщества. Здоровое сообщество должно быть построено на четырех принципах: вежливость, уважение, доверие и сдержанность. Большинство проблем возникает, если тот или иной принцип работает недостаточно эффективно.
    Нужно поставить задание, миссию перед сообществом, задать направление для развития и установить определенные рамки при этом.
    Редакторы (модераторы) не должны постоянно отвечать на все вопросы. Вместо этого нужно собирать все ответы в большие послания и публиковать их периодически. Это гарантирует устойчивость, тогда как "ядовитые" люди могут отвечать на каждый вопрос по отдельности, чтобы не дать выработаться общему мнению. Они могут отвечать на каждое письмо в треде, не пропуская ни одного. Соответственно, очень важно соблюдать этикет почтовых рассылок в группах, где ведется обсуждение.
    При необходимости нужно отредактировать правила сообщества и изложить их предельно ясно. Чем меньше голосований, тем здоровее сообщество. Голосование - это последнее средство, потому что после него всегда есть победители и проигравшие.
  3. Идентификация. Подозрительных людей можно идентифицировать по множеству признаков. Например, они поднимают закрытые темы, используют прописные буквы или чрезмерное количество знаков препинания, имеют странные адреса электронной почты или нелепые никнеймы. Вашего внимания достойны те, кто ведет себя агрессивно, параноидально или оскорбительно.
    Обратите внимание на людей, которые неспособны понять миссию проекта, задают слишком много RTFM-вопросов или не могут уловить настроение сообщества. Неуместные шутки или деструктивные предложения ("надо переписать все с нуля!") - явное свидетельство "ядовитой" личности.
    Не нужно зацикливаться на количестве участников сообщества, не следует прогибаться и привлекать людей любой ценой. Правда, новым участникам обязательно нужно уделить особое внимание, даже если они поначалу ведут себя надоедливо.
  4. Дезинфекция. Реакция должна быть пропорциональной тому вниманию, которое удалось привлечь к себе вредной личности. Не стоит слишком стараться, если всем на него наплевать.
    При проведении дезинфекции придерживайтесь фактов, а не эмоций. Например, человек кажется назойливым. Вы не можете прямо об это сказать, но можно провести статистический анализ писем участника в конференцию и подсчитать общий объем дискуссий, инициированных этими письмами. Эти конкретные цифры можно использовать как повод для максимально вежливого изгнания человека из сообщества.

Анатолий АЛИЗАР

 
Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

21 за 2007 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя абыфацель
Эх, а вот про тяжкие будни модеров на публичных интернет-форумах никто не пишет.

Не вспоминает о модерах компьютерная пресса, - об этих скромных и незаметных труженниках интернета.

Аватар пользователя Инкогнито
>>об этих скромных и незаметных труженниках интернета

работниках ножниц и топора :)