Adobe CS3 ME (Flash CS3)

Итак, сегодня мы обсудим один из самых ярких продуктов в современной линейке от Adobe - Flash CS3 Professional. Честно сказать, само появление этой версии флэша было весьма неожиданным, поскольку до этого предшествовала очень популярная восьмая, после чего все думали о каких-либо ключевых изменениях в рамках данной среды разработки. И они появились, но в другом приложении - Adobe Flex Builder 2. Почему именно его начали считать полноценной заменой? Все дело в том, что сам Flash уже несколько лет подряд разделялся на две ключевые области его применения: создание анимационных роликов (1) и разработка программных приложений (2). Причем это можно было проследить (и даже сейчас прослеживается) на рынке труда, то есть отдельно требуются флэш-аниматоры и флэш-программисты. Сам скриптовый язык, используемый в восьмой версии, а именно - ActionScript 2, не много унаследовал от своей первой версии, являлся достаточно гибким и высокоуровневым. Он позволял очень быстро и оперативно создавать приложения, что чем-то напоминает даже Borland Delphi в плане оперативности, простоты и скорости разработки. С точки зрения графики создаваемых приложений, данный вариант был вне конкуренции. Но вместе с тем он имел целый ряд ограничений, "чистым" программистам часто не нравилась достаточно свободная структура языка в области синтаксиса, работы с переменными, функциями и классами. Сами же ограничения выражались и в вопросах работы с данными (их хранением), общения с серверами и т.п. То есть, вообще изначально ActionScript разрабатывался просто как обслуживающий для программы Flash. Например, схожую ситуацию мы можем увидеть в 3DMax'е, где есть свой собственный язык сценариев и так далее. Таких примеров очень много. Но именно Flash привлек большое количество энтузиастов из программирования. Дело в том, что стало возможно без труда создавать игры и так далее, которые поддерживались на большом пользовательском пространстве в силу распространения Flash-плеера, а графическое оформление интерфейсов практически не имело ограничений в творчестве. В общем, с ситуацией нужно было что-то делать.

Flex 2 уже предлагал разделение, то есть это уже SDK для программистов, и как факт, во многом на его базе было предусмотрено появление нового стандарта веб-документов MXML. Ведь на самом деле флэш-анимация потому и распространилась, что выглядела она намного качественнее и красивее, чем это реализовывалось в тех же GIF'ах. А MXML планировался как новое поколение представления интернет-контента.

Вместе с тем, практически через несколько месяцев после появления Adobe Flex 2 было объявлено о выпуске новой серии Adobe CS3, где будет следующая версия Flash'a, и она появилась уже весной этого года. Получилось что-то весьма неожиданное...


Что нового в Flash CS3?

В принципе, это первый продукт из флэш-серии, в котором осуществлен плавный переход от одной версии языка скриптов к другой. То есть, в рамках CS3 вы можете создавать программные проекты, используя ActionScript 2 или 3 на выбор (помимо этого, предусмотрен специальный вариант для мобильного контента, и вообще есть специальный раздел Flash Lite). Для тех, кто хочет узнать более подробную информацию, могу сказать, что 3-я версия AS отличается от предыдущей, прежде всего, очень сильным приближением к JavaScript по самой концепции (синтаксис у них практически идентичен и взят из ECMA 262). Теперь это уже полноценный объектно-ориентированный вариант именно с точки зрения современного программирования.

Хотя вместе с тем стоит отметить, что на ActionScript 2 написано очень много приложений, а напрямую в AS3 их перевести достаточно трудоемко, то есть прямой совместимости нет. Поэтому современный рынок часто требует специалистов, владеющих именно второй версией языка, и, скорее всего, его поддержку отменят очень не скоро. В любом случае, тут не такая ситуация, когда радикальный отказ от старого заставит всех срочно перейти на следующий этап. Поэтому шаг с одновременной поддержкой двух языков является не просто разумным, а необходимым, и о какой-либо уступке для пользователей здесь говорить не приходится.

Что касается самой интеграции AS3, то тут стоит отметить очень хороший и доступный файл помощи, а также программный ассистент для работы с кодом по типу как это было и есть реализовано c AS2.

В остальной части мы имеем интеграцию с другими программами из подборки CS3, а это, в первую очередь, Adobe Bridge и Version Cue. Также файлы анимации из флэша напрямую открываются в Adobe Premiere. У самого флэша есть поддержка импорта файлов тех же Adobe Illustrator и Photoshop, причем на уровне импорта многослойных объектов. Из Illustrator также взят инструмент Pen (для Flash он получается обновленным), которым можно рисовать в различных режимах.

Некоторые другие новации вы можете найти в той же Common Libraries, в специальных компонентах для AS3, интеграции с вебом. Все это очень популярно и доступно описано в файле помощи. Отдельно хочется отметить расширенную поддержку XML, и, кстати, в этом очень большой плюс Adobe. Дело в том, что XML универсален как средство, при этом, если честно говорить, оптимален в силу многих событий последних лет. Сколько бы новых технологий в области баз данных и доступа к ним Microsoft и другие компании не предлагали, работа с XML очень проста и понятна. Разработчики не ограничены в технологиях и средствах. Вообще, если честно, очень многие пользовались тем, что называется сейчас XML, но не подразумевали именно это. А речь шла о хранении неких данных в обычных текстовых файлах, а для структуризации использовались символьные разделители. Я просто помню, когда сам году эдак в 97-м до н.э. столкнулся с задачей, когда имелась база данных и было необходимо производить быстрый поиск, после чего - вычисления, а затем и формирование отчетов. Писал я в Delphi, саму изначальную технологию уже не помню, в общем, все по-страшному тормозило, давало сбои, еще требовало каких-то обновлений технологий, постоянного отслеживания информации по ним и т.п. В результате я перевел эту базу данных в текстовый файл, расставил символьные метки и в ус не дул. Что интересно, потом заметил, что многие мои коллеги поступали так же, хотя посещали серьезные семинары, ходили на "курсы по освоению" и т.п., а на практике потом сталкивались с рядом проблем. В общем, сам стандарт XML на ровном месте не вырос. И в данном случае та же Adobe поступает правильно, что не делает из своего продукта монстра - c XML работать очень просто.

В общем, действительно ключевых изменений в Flash CS3 практически нет, да и смена графического наполнения интерфейса под стиль CS3 в данном продукте выразилась в меньшей степени, по сравнению с другими программами этого комплекта.

Что касается расхожего мнения о том, что новый Flash стал похож на "Photoshop c дорожкой Timeline"... В принципе, он всегда таким и был, только теперь уже интеграция с самим Photoshop и Illustrator указана конкретно и бесповоротно. А так, все практически работало идентично по схожей многослойной схеме.

Кстати, в некоторых книгах, в которых умудренные опытом авторы рекомендуют не использовать ноу-хау в области формирования графического интерфейса программ при их написании, Macromedia Flash 5 идет как пример того, что в данном софте был структурно повторен... Photoshop. То есть, они использовали уже откатанный рабочий дизайн. Сами книги называть не имеет смысла, это и, если не ошибаюсь, "Программирование на С++ глазами хакера" Фленова, и так далее. Возможно, в этом и есть доля правды.


В завершение

Честно сказать, достаточно неоднозначное впечатление у меня оставил Flash CS3, и, кстати, не только у меня, но и у многих других специалистов, о чем вы можете прочитать на форумах и в конференциях. Скорее всего, многие ожидали чего-то более радикального в плане перемен. Но, анализируя множество других программ от той же Adobe, хочется отметить, что введение больших изменений в рамках того или иного продукта обычно не в их политике. То есть, они дали программистам возможности работы с более приемлемым для них ActionScript3, графикам и аниматорам - более плотную интеграцию с Photoshop и Illustrator, сами же претворили в жизнь идею мультимедийного менеджмента между продуктами и связью с Интернетом, сервисами там. А больше ничего особенного на данный момент и не требовалось. Я знаю чаяния многих, которые хотели бы видеть в рамках Flash'а продукт уже для создания трехмерной графики и анимации, и, кстати, у программы для этого есть все предпосылки. Но... вряд ли сие решится именно в рамках Flash'а. Если Adobe и пойдет на такое, то уже выпустит что-то новое или же купит чужую разработку и интегрирует ее в свои, что для этой фирмы абсолютно предсказуемо.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2007 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!