Империя Timbaland

"Вы можете добиться чего-либо, если будете настойчивыми и дисциплинированными"

36-летнего Timbaland можно по праву считать одним из самых популярных аранжировщиков и продюсеров новой формации. Его имя часто ставят в ряд с такими известными личностями, как Brian Eno, Phil Spector и Norman Whitfield. 2007-й был для мастера, в целом, очень звездным: записи сольного альбома разошлись огромными тиражами, дискотеки закручивают композиции Timbaland буквально до дыр, а музыкальные телеканалы до сих пор не снимают с ротации клипы в силу их большой популярности (особенно один - на совместную песню с Nelly Furtado и Justin Timberlake "Give It to Me").

Между тем, Тим Мосли (а это настоящее имя Timbaland) начинал свой путь среди тысяч себе подобных обычным клубным ди-джеем, увлекающимся электронной музыкой, рэпом и хип-хоп культурой. Хотя нужно отметить, что работа "обычного клубного ди-джея" в начале-середине 90-х, помимо обеспечения зажигательных ритмов на танцполе, подразумевала и другую деятельность: создание модных танцевальных аранжировок и ремиксов, что, в принципе, уже творчество. Именно в этом и начал преуспевать Тим Мосли, приняв участие во множестве совместных проектов и постепенно дойдя к концу 90-х до звезд уровня Jodeci, Aaliyah, Ginuwine, Missy Elliott, Destiny's Child, Ludacris, Snoop Dogg и Jay-Z.

Об имени Timbaland стали достаточно широко говорить после его работы в альбоме юной исполнительницы Aaliyah "One In A Million" (1996 год). Композиции, которые он сделал ("Four Page Letter" и "If Your Girl Only Knew"), подняли Aaliyah на вершины хит-парадов. В этом же году он принимает участие в записи альбома "The Bachelor" (Ginuwine), который также обозначен в его творческой биографии хитом Pony, а настоящий успех пришел после совместной работы с Missy Elliot над синглом "The Rain" (Supa Dupa Fly). Причем последующие совместные синглы с исполнительницей - "Sock It 2 To Me" и "Beep Me 911" - только утвердили за Timbaland статус успешного продюсера-новатора.

Кстати, о новаторстве... Нужно отметить, что в то время никаких особенных течений в области аранжировок рэпа и хип-хопа не было. Модный нынче стиль R'n'B только начал вырисовываться, и Timbaland был не последним человеком из тех, кто оказал влияние на развитие данного музыкального направления. Конечно, сейчас это все уже гипертрофировано, и можно согласиться с тем, что аббревиатуру R'n'B иногда нужно переводить и как Rap&Bull Shit. Но это ни в коем случае не относится к работам Timberland, поскольку его аранжировки можно считать эталоном стиля, причем не R'n'B, а "стиля Timberland". Аранжировщик и исполнитель не боится экспериментов, что вполне демонстрирует его альбом "Shock Value", в котором вы можете найти совместные композиции не только с модными Justin Timberlake, 50 Cents, Missy Elliot, Nicole Scherzinger, но и, например, с живым классиком Elton John.

 

Вообще спектр работ и уровень трудоголизма этого человека поражают. Хотя в одном из июньских интервью этого года для издания "Gigwise" Timbaland уже косвенно указал на свою усталость. И не просто так. Он заявил о том, что хочет "выбросить полотенце" и оставить музыкальную деятельность, предоставив место одному из своих преемников. "Музыка сегодня просто скучна. Мир не способен воспринять мой новаторский подход... В музыке я уже очень и очень давно и наконец-то готов покончить со всем и выбросить на ринг полотенце. Я собираюсь декороновать себя и передать "титул" одному из перспективных продюсеров, конкурирующих со мной. Им не удастся занять мое место - Timbaland только один - но в отношении звучания, я надеюсь, они многому у меня научатся". Известно, что у продюсера есть и свои протеже, например, Danjahandz, с которым они весной этого года начали работу над новыми треками для Duran Duran.

Мало того, сам Timbaland собирается выпустить в ближайшем будущем альбом "Shock Value II", в котором вы услышите его совместные работы с Akon, Linkin Park и Gwen Stefani. То есть, в стилях он не ограничивается, причем все было очевидно сразу и до этого, правда, мало кто знает, что Timbaland работал с Beck, LIMP BIZKIT и NO DOUBT. Среди множества его "профессий" достаточно часто пишут "битмейкер" (beatmaker) - кстати, одна из самых привлекательных сторон творчества. Не секрет, что за хороший, узнаваемый современный бит для своих композиций звезды могут выкладывать и суммы с пятью нулями.

На данный момент Timbaland имеет собственную студию общей площадью около 4000 кв. м на Virginia Beach и резиденцию в Майами. В 2006 году он открыл собственный выпускающий лейбл "Mosely Music Group" (MMG), который начал свою деятельность с успешного альбома Nelly Furtado "Promiscuous" (совместно с Justin Timberlake).

Многих наших читателей наверняка заинтересует вопрос, а на чем работает Timbaland, какие инструменты использует при создании своих суперпопулярных аранжировок? Наверное, проще дать ответ на этот вопрос, если посмотреть на новинку этого года от фирмы Open Labs (была представлена на зимнем Namm Show 2007) - специальный программно-аппаратный комплекс Timbaland Special Edition MiKo. Это единая рабочая станция, где в одном корпусе расположены компьютер (Core2 Duo: Dual-core 64-bits (2.1GHz), 4 Гб RAM), сенсорный LCD-дисплей, QWERTY-клавиатура, MIDI-клавиатура, дополнительные элементы управления. Суммарная мощность, которую потребляет данное устройство, составляет 500 Вт (сравните с потреблением вашего РС). Система напичкана всем необходимым софтом до отказа. База используемых сэмплов исчисляется 24 Гб дискового пространства. Причем здесь вы можете найти все необходимые эмулируемые устройства, которые Timbaland использует в своих аранжировках, а это:

  • E-MU Proteus 2000, Mo'Phatt, Modular System.
  • Ensoniq EPS /EPS 16+, ASR 10, ASR-X, ZR76, MR61.
  • ARP 2600, Axxe.
  • Roland JD800, Jupiter 8, JX-8P, TB-303 Bass Line, Juno 60.
  • Moog Memorymoog, Mini Moog, Taurus Pedals.
  • Sequential Circuits Prophet 10, Prophet 600.
  • Elka Rhapsody.
  • Mellotron Mark II.
  • Korg MS20.
  • Solina.
  • Oberheim OB & X.
  • Hammond B3
  • Rhodes Electric Piano.
  • Hohner Clavinet.
  • Yamaha CP-70.
  • Wurlitzer Electric Piano.

Более подробную информацию вы можете найти на сайте www.openlabs.com, где устройство до сих пор считается хитом продаж и идет под номером один.


Вместо завершения

Сейчас уже стал очевиден тот факт, что саундпродюсеры и аранжировщики являются доминирующим звеном в современной профессиональной музыке. Например, вашего покорного слугу в последние годы вообще мало интересуют имена самих исполнителей, ведь гораздо информативнее выглядят титры к трекам: кто их создавал, программировал синтезаторы и биты. Конечно, к Timbaland сейчас уже могут обратиться только звезды крупного масштаба, к человеку, который сделал свою первоначальную карьеру на рэп/хип-хоп музыке, некогда искренне мечтавшем поработать с Metallica, The Cranberries, Bjork. Сейчас это один из самых дорогих и модных продюсеров. И фраза "так расположились звезды" в данном случае не подходит, Timbaland - трудоголик.

А вообще очень хорошо, когда великие аранжировщики/продюсеры/ремиксеры решаются на выпуск собственных альбомов. Как правило, в этих случаях мы получаем эталоны вкуса и стилевого качества. За примерами далеко ходить не нужно, это и тот же Babylon Zoo, и Moby, и Rob Dougan (вообще, беспрецедентный случай, минус его песни стал заглавным треком к фильмам "Матрица"). Причем практически во всех случаях мы сталкиваемся с уникальной целью: "музыка создается не для развлечений, а для искусства". Timbaland продолжил эту хорошую традицию.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2007 год

Рубрика: 

Кто есть кто
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!