Молот Войны

Выдержанная в средневековом антураже, вдохновлённая фантазиями Толкиена и наполненная многочисленными параллелями с нашим миром вселенная Warhammer сегодня является одним из наиболее успешных мультимедиа-проектов. Более популярны разве что AD&D и Star Wars. Тем не менее, мир "Молота Войны" - также один из наиболее "обиженных" разработчиками компьютерных игр.


Изучая карту мира

Создатели фэнтэзийных миров, как правило, сопровождают свои творения причудливыми географическими картами, изо всех сил стараясь дать понять, что их вселенная ну ни капельки не похожа на нашу родную планету. Дизайнеры из Games Workshop пошли другим путём - они взяли земной глобус, немножечко подправили очертания материков, добавили что-то свое, убрали "лишнее". Получился Warhammer, напоминающий Землю времён раннего огнестрельного оружия и эпохи Возрождения.

Африка и Евразия узнаются без труда, присутствуют обе Америки, имеется Антарктида. Правда, называются они здесь несколько иначе. Ещё есть острова Альбион и Ниппон, загадочная страна Катай и царство Инд... Куда ни глянь, везде возникает чувство дежавю. Но есть и отличия. Между "Америкой" и "Европой" сразу бросается в глаза здоровенный атолл. (Примерно в этом месте многие исследователи помещают Атлантиду нашего мира.) А в районе Северного полюса наблюдается огромный шмат суши, плавно переходящий в "Евразию" и "Северную Америку". Добавили их неспроста. В атолле прописали Высших Эльфов, а север заселили многочисленными порождениями Хаоса. Но о них - несколько позже.


Homo Sapiens

 

Неотъемлемой частью любого фэнтэзийного сеттинга является наличие ряда непохожих на человека рас. Однако чтобы в нём вообще не было нам подобных - такой смелый эксперимент надо ещё поискать! И Warhammer здесь не исключение.

Наиболее крупное и мощное государство, созданное и управляемое людьми, называется Империей. Расположено оно в середине Старого Мира, местной "Европы". Империя разделена на 10 провинций, возглавляют которые выборные графы или курфюрсты. Их власть во вверенной им вотчине почти ничем не ограничена. И хотя император не обладает широкими полномочиями, а каждая провинция живёт, по сути, своей жизнью, Империи неведомо понятие феодальных междоусобиц. Что неудивительно - ведь с севера постоянно вторгаются неистовые хаоситы, которых хлебом не корми - дай пограбить людские города и сёла. Поэтому имперцам приходится держать ухо востро и вести себя более-менее дисциплинированно. Да и других внутренних проблем хватает: большая часть земель дика и неизведанна, там постоянно ошиваются многочисленные шайки разбойников и стаи различных чудищ. А на границах так вообще порой творится сущий кошмар.

От многочисленных врагов Империя отбивается, опираясь на своё ополчение. Бывшие селяне и бюргеры, вооруженные алебардами или мушкетами, хоть и не очень храбры, зато их можно выставить много. В бою пехоту неплохо дополняет рыцарская кавалерия и разнообразная боевая техника: пушки, мортиры, десятиствольные митральезы и... паровые танки!

На западе Империя граничит с Бретонией, страной, выше всего ценящей рыцарские идеалы чести и доблести. Здешней аристократии предписано всю жизнь служить прекрасным дамам, защищать сирых и убогих и уничтожать всякие зловредные существа. Нет людей, равных бретонцам по отваге и силе духа, равно как и столь преданных идее совершенствования своей души и тела.

И хотя они не пользуются огнестрельным оружием, не признавая столь "неблагородный" инструмент ведения войны, армия Бретонии - самая сильная во всём Старом Свете. Есть мнение, что она смогла бы покорить весь мир, если бы кодекс чести бретонцев не указывал им защищать свою страну, а не заниматься завоеваниями.

К юго-западу от Бретонии находится страна Эсталия, аналог средневековой Испании. Особой роли в глобальной геополитике не играет, поскольку только тем и занимается, что постоянно воюет с арабами. Её восточного соседа, Тилею, тоже лихорадит. Тилейцы - один народ, и когда-нибудь они объединятся в единое королевство, но пока вынуждены терпеть грызню между правящими многочисленными графьями и лордами. Разборки эти длятся уже так долго, что для многих людей война стала ремеслом, а потому тилейских наёмников-фрилансеров сегодня можно найти практически в любой стране мира. Италия эпохи Возрождения, однозначно.

И на засыпку: восточные соседи имперцев - кислевиты. С виду угрюмые и мрачные люди, но это впечатление обманчиво. Суровая природа и постоянные столкновения с ордами Хаоса несколько огрубили их нравы, однако они - честные и преданные слову союзники, часто приходившие на помощь императору, ведомые сначала царём Борисом, а затем царицей Катериной. Их города: Кислев, Прааг, Эренград... Думаю, не стоит говорить, кто послужил прототипом для кислевитов?


Дети Толкиена

Есть в Warhammer и классические для фэнтэзи расы: эльфы, орки и гномы.

Эльфов здесь 3 вида. Высшие Эльфы живут в Ултуане, в той самой "Атлантиде". Живут они в своём атолле изолированно, чужаков не любят, обожают практиковать причудливую магию и подолгу размышлять о собственном величии. Сегодня они союзники Империи, но люди им не очень-то доверяют - Высшие всегда преследуют интересы только своего народа. Лесные Эльфы обитают в Лоренском лесу, что на границе с Бретонией. Эти и вовсе отгородились от всего мира железным занавесом. Пусть завоевательных войн и не ведут, но непрошенным гостям лучше к ним не соваться. Однако это всё цветочки, по сравнению с тем, что вытворяют их Тёмные собратья.

Посреди заснеженных равнин холодного материка Наггарот (наша "Северная Америка") возвышаются башни шести городов эльфов, склонившихся ко Тьме. День и ночь в сырых подвалах раздаются вопли истязаемых жертв, страданиями которых Тёмные Эльфы подпитывают свои магические силы. Их королева не брезгует купаться в крови убитых пленников - так она продлевает свою жизнь. Чтобы пополнить темницы, Тёмные эльфы часто устраивают набеги на земли Высших эльфов и людей. Сложно представить более страшную судьбу, чем жизнь в плену у наггаротских мерзавцев.

Подземелья гномов не так мрачны. За свою длительную трудовую биографию этот трудолюбивый народец проложил в горных толщах сеть тоннелей и воздвиг несколько величественных подземных городов. Правда, их Золотой Век уже позади. Постоянные стычки с эльфами, орками и скейвенами существенно сократили численность коротышек. Их отличительные черты: жадность до денег, верность слову, любовь к физическому труду и к собственной бороде.

Орки в Warhammer не являются законченными злодеями. Они просто беззлобные забияки, большие любители подраться, словом, типичные представители существ с энергией без вектора. Обладая завидным бесстрашием и отменными физическими характеристиками, они давно бы уже завоевали весь мир, если бы не нападали на всех подряд, в том числе и друг на друга. Однако беззлобность орков не делает жизнь слаще страдающим от их набегов соседям: если тебя больно бьют ни за что, возникнет ли к таким симпатия?

Есть в Warhammer и любимые Толкиеном хоббиты. Проживают они в одной из провинций Империи. Правда, здесь их величают халфлингами, "полуросликами", дабы не раздражать правообладателей наследия Профессора. Но знающие люди и так понимают, о ком идёт речь.


Калейдоскоп злыдней

Мировыми полюсом зла здесь являются силы Хаоса, гнездящиеся в северном приполярном регионе. Когда-то здесь произошёл магический катаклизм, который пробил дыру в пространстве. Через неё в мир Warhammer начала изливаться изменяющая энергия измерения демонов, превратившая живущих рядом существ в чудовищ. Сегодня Королевство Хаоса заполнено ордами ужасных мутантов с несколькими десятками конечностей, монстров, издающих невероятное зловоние, тварей с множеством глаз и пастей и прочих мерзопакостных созданий. Мутирующая магия Хаоса проистекает и по сей день. Ближе к югу её действие слабее. Если на севере под её влиянием появились вышеозначенные страшилища, то на юге "побочным" эффектом стали бистмены-зверолюди и скейвены, разумные крысы.

Сами демоны и боги Хаоса состоят больше из магии, чем из физической материи. И для их существования нужна магическая среда. Поэтому они не вторгаются в мир смертных самолично. Для этой цели они создают орды монстров и опираются на "пятую колонну". Почему-то именно люди наиболее подвержены пропаганде хаоситов. В человеческих королевствах существует большое количество тайных сект, поклоняющихся богам Хаоса. Бог войны и убийств Кхорн, бог удовольствий Слаанеш, бог искажений и превращений Тзинч и бог разложения Нургл предлагают своим последователям ровным счётом те же привилегии, что и их аналоги в Warhammer 40k.

Существует множество рас и подрас бистменов. Чаще всего это пародии на человека либо гибриды человека с каким-нибудь зверем. Их можно встретить во всех уголках мира: и в Старом Свете, и в Наггароте, и в далёком Катае. Говорят, что их больше, чем людей. Многочисленные банды хаотичных бистменов - постоянная головная боль жителей Warhammer.

Скейвенов же ещё больше. Созданные в результате искажающего воздействия варп-камней, крысолюди быстро организовали огромную сеть запутанных тоннелей, пересекающих весь мир. Их поселения имеются в канализациях практически всех городов и подземельях крепостей. И подземная империя крысюков разрастается с каждым днём. В день, когда проснётся их божество, Рогатая Крыса, они выйдут на поверхность и попытаются уничтожить все цивилизации, включая хаоситскую. Их количество и плодовитость сравнимы разве что только с их трусостью. И это - единственная надежда мира Warhammer в конфликте со скейвенами.

Ну и, наконец, какая фэнтэзийная вселенная может обойтись без нежити? Здесь она представлена двумя силами: вампирами и Королями Гробниц. Последние окопались в далёкой стране Нехекхара, до боли похожей на Древний Египет. Они занимаются тем, что планируют завоевание мира и подымают из могил легионы скелетов, зомби, мумий и призраков. Получается не очень. Всякий раз армии мертвецов разбивают в пух и прах, но добить медведя в его берлоге ещё никому не удалось. Кровососов же тоже когда-то давным-давно поубивали великое множество. И сегодня более-менее серьёзной угрозой является вампирский род фон Карштейнов. Действуя из своего замка в провинции Сильвания, его представители не единожды вставляли палки в колёса Империи. Все остальные вампирские кланы, похоже, ушли в подполье.


Игровой Warhammer

В 1983 г. президент США Рональд Рейган произнёс свою знаменитую речь, в которой СССР впервые был назван "Империей Зла". По иронии судьбы, в этом же году на свет появилось первое издание настольной военно-тактической игры Warhammer Fantasy Battles, которая со временем обзавелась собственной вселенной, где "американские" Тёмные Эльфы эту самую злую империю и построили.

За свою долгую историю мир Warhammer воплотился во многих ипостасях. И практически везде ему сопутствует успех. Наибольшее число поклонников собирают вокруг себя "солдатики для взрослых" - та самая Warhammer Fantasy Battles. Её тактическая глубина и проработанность в деталях может утереть нос иному маститому компьютерному варгейму. Однако чтобы собрать играбельный комплект за какую-либо расу, надо потратить уйму времени и денег. Для тех же, кто не может похвастаться избытком того или другого, существует Mordheim - там правила попроще и армии поменьше. Для любителей морских сражений предусмотрена игра Man O'War. Существует ещё около десятка настольных игр под лейблом Warhammer, а также коллекционная карточная игра WarCry.

А вот виртуальных развлечений по "Молоту Войны" почему-то не густо. Всего-то три стратегии. Даже у его младшего брата, Warhammer 40k, игровая обойма побольше будет. В 1995 г. вышел Warhammer: Shadow of the Horned Rat. Это был достаточно интересный стратегический проект. Многие фичи, реализованные в нём, позже были взяты на вооружение и существенно доработаны игровой линейкой Total War. Но предтеча "Тотальной Войны" не снискала большой популярности, хоть и обзавелась определённым кругом преданных фанатов. Её портил сложный и непонятный интерфейс. Впрочем, этот недостаток был исправлен в Warhammer: Dark Omen, появившейся на свет в 1998 г.

Затем последовал непростительно долгий перерыв. Расцвела пышным цветом Total War: отвоевали японцы, отгромыхали мечами и доспехами крестоносцы, вновь дали всем прикурить римляне, опять крыжаки... И когда в 2006 г. венгерская Black Hole Entertainment разродилась игрой Warhammer: The Mark of Chaos (Warhammer: Печать Хаоса в русской локализации), она выглядела достаточно скромно, по сравнению с детищами Creative Assembly. Скромно, но со вкусом. Хита не получилось, но крепкий середнячок всё же лучше, чем провал.

Теперь все надежды поклонников вселенной возложены на MMORPG Warhammer Online: Age of Reckoning, релиз которой запланирован на начало 2008 г. Это уже третья попытка воплотить мир "Молота Войны" в онлайне. Однако на сей раз, похоже, проект будет реализован.

Несмотря на скромное игровое портфолио сеттинга, нельзя не отметить то огромное влияние, которое он оказал на другие фэнтэзийные вселенные. WarCraft создавался с оглядкой на Warhammer. Forgotten Realms также многое позаимствовал у него. Я уже не говорю о том, что без него не существовало бы и Warhammer 40k, а значит, и сопутствующих проектов.

Такая уж судьба у вдохновителей - быть всегда в тени.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!